Конспект урока по литературному чтению на тему Сказка о маленьком Моцарте ( Г. Цыферов, фрагмент из книги Тайна запечного сверчка) для 3 класса


МДК 01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению
Дата: 11.04.16Методист: Перебоева Т. С.Учитель: Перебоева Т. С.Класс: 3Тип: открытие нового знанияПредмет: литературное чтениеТема: Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)Цель: развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся, осознанно, правильно, выразительно читать вслух.Планируемые результаты:Личностные:- формируем умение высказывать своё отношение к героям , выражать эмоции;- формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;Метапредметные:Регулятивные УУД:- формируем умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;Познавательные УУД:- формируем умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;- формируем умение ориентироваться на развороте учебника;Коммуникативные УУД:- формируем умение слушать и понимать речь других;- формируем умение выразительно читать и пересказывать текст.Межпредметные связи: русский язык, история.Основные понятия: композитор, сверчок.Форма работы: фронтальная, индивидуальная.Оборудование: аудиозапись, учебник.

Этапы Деятельность учителя Деятельность обучающихсяОрганизационно- мотивационный момент До начала урока проводится зарядка.Пятиминутка чтения.- Здравствуйте! Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я, меня зовут Наталья Сергеевна.- Проверим свою посадку, спинку держим прямо, между партой и вами должен вмещаться кулачок.
Проводят зарядку один ученик.
Читают.Приветствуют учителя.
Актуализация знаний - Скажите мне пожалуйста какое произведение вы изучили на прошлых уроках?-А кто автор этого произведения?- О каком великом композиторе?- Скажите пожалуйста как в городе Бергене жители города узнавали о заходе солнца?
- А какой герой литературной сказки упоминается в тексте рассказа?- Правильно! Молодцы! - Корзина с еловыми шишками- Константин Паустовский- О Эдварде Григе- Они узнавали об этом, когда был слышен выстрел старой пушки
- Золушка
Формулирование тему и постановка цели - Хочется ли вам узнать, как рождалась музыка у других композиторов?- А скажите, как вы думаете, только ли Паустовский восторгается музыкальным талантом композитора?- Конечно же нет.
- Кто уже догадался, что мы сегодня будем с вами изучать?- Сегодня мы с вами перенесёмся в другую эпоху, в другую страну и узнаем одну тайну.
- Произведение о композиторе.
Изучение нового материала - Ребята откройте пожалуйста свои учебники литературного чтения на странице 146.- Прочитайте пожалуйста заглавие.- Видели ли вы когда-нибудь сверчка?- А слышали вы его песню?- Что в этот момент представляете?- А как вы умаете где живут сверчки?- Да сверчки живут и в поле, и в домах.- Вот именно домовых сверчков за любовь к человеческому жилью прозвали «запечными соловьями»- Рассмотрите пожалуйста иллюстрацию. Кого вам напоминает сверчок?- Чем он занят?- А как вы догадались?- Кто его слушает?- Посмотрите внимательно, а мальчик этот- наш современник?- А почему вы так решили?- Как вы думаете кто же это?- Прочитайте заголовки частей.- А у Моцарта?- Да, ребята, сегодня мы с вами будем читать о маленьком мальчике по имени Вольфганг Амадей Моцарт (на доске записано)- А кто автор произведения о Моцарте?«Небольшое вступление» читает учитель. По ходу чтения поясняет слова:
«бутафорское(оружие)- ненастоящее, похожее на подлинное;«стрельчатые»(окна)- в форме арки, завершающиеся острым углом.После того как учитель прочитает задаёт вопросы:- Что мы будем читать - рассказ или сказку?- А почему вы так решили?- Верно. Значит нас ждёт сказка о реальном человеке- композиторе Моцарте.- А сейчас про себя пожалуйста прочитайте 1-ю главу «О сказочной тайне маленького Моцарта»
- Скажите пожалуйста какая же тайна была у маленького Моцарта?- А сейчас давайте вторую главу прочитаем по ролям (с. 147- 148)- Скажите, а сколько лет было Вольфгангу?- Почему автор называет скрипку сверчка волшебной?- О чём мечтал мальчик, слушая сверчка?- С какой трудностью встретился юный Моцарт?- Как к этому отнёсся сверчок?- Какую тайну открыл сверчок Вольфгангу?
- почему именно ему?- Исполнилась ли мечта Моцарта и надежды сверчка?- Помнят ли сверчки, что они научили музыки великого Моцарта?- Верите ли вы в эту историю, рассказанную Геннадием Цыферовым?- Как вы думаете, почему Цыферов предполагает, что именно сверчок научил Моцарта музыке, доверил ему тайну?
- Музыка Моцарта- это язык природы , чувств, поэтому она бессмертна, как и мир- вокруг.
- Знаете ли вы ребята, что отец маленького Моцарта скрипач Леопольд Моцарт, написал в своих записках: «Этот менуэт Вольфганг выучил 26-го января 1761 года, в половине десятого вечера, в возрасте 4-х лет, за день, до своего рождения». Цыферов рассказал нам, как возможно это было.
Прослушивание «Менуэта ля - мажор» В. А. Моцарт.- Что вы представляете, когда слушаете музыку?- Родина Моцарта- Зальцбург, это маленький австрийский городок.- На карте тогдашней Европы, он выглядел крохотным.- Столицей Австрии является город Вена.- Как встретят Моцарта в этом шумном большом городе?- Прочитайте название следующей главы на странице 148.- Отчего вдруг затанцевал снег? Где будут происходить события?- При чём тут серебряная шпага принца? Читают
- Поле, лес, природу.- в поле, в доме.- дирижёра, музыканта.- что- то объясняет.- догадались по жесту.
- мальчик- нет - У него на голове парик.- Геннадий Цыферов.
- сказку.- по вступлению.
Читают про себя.- то что он познакомился со сверчком.
- 4 года- потому что красиво играл
- «Если бы мне стать таким музыкантом»
- Он маленький.
- потому что у него есть слух и сердце- да- да
- да
Закрепление изученного - Давайте прочитаем вторую главу вслух.а) Почему так волновались Моцарты, приехав в столицу- в Вену?б) Чем маленький музыкант покорил венскую публику?в) Венская публика- очень строгая и требовательная к музыке- рукоплескала маленькому Моцарту. Это было удивительное событие.- А другое?г) Кто ещё радовался успеху Моцарта?
Учитель читает авторский текст до вопроса (с. 150) Вопросы после чтения:- Так что же вы читали о Моцарте: сказку или быль? Читают
- подарок императора- очень высокая честь и признание!
- вся природа: зима, снег- снежинки застывали цветами- в подарок маленькому талантливому музыканту- сказка переплетается с реальностью
Контролирующее задание - Почему Геннадий Цыферов использует такой приём?- Знаете ли вы, ребята чем заканчивается это произведение Цыферова?«Напрасно грустили о Моцарте зальбружцы. Напрасно ждали его запечные сверчки, настраивая свои волшебные скрипочки. Вольфганг так и не вернулся. А вскоре постовая карета привезла из австрийской столицы письмо. В нём торжественно извещалось: «Вольфганг Амадей Моцарт стал первым независимым музыкантом 18 столетия. Теперь он подчинялся одной музыке. И только ей».Звучит музыка Моцарта «Марш»(До-минор)
Итог - Какое произведение мы сегодня изучили?- Кто автор этого произведения?- Что на уроке вам показалось самым интересным? - Закончите предложения:
Я сегодня узнал…Я научился…Мне было…- Я рада, что вам урок понравился- Большое спасибо! До свидания! Отвечают на вопросы учителя.