Урок внеклассного чтения.В мире музыки.Г.Цыферов Тайна запечного сверчка

Тема: В мире музыки. Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка» (отрывки)
Цель: способствовать развитию у детей эстетического восприятия мира, познавательного интереса; познакомить с творчеством В.А. Моцарта;
обогащать и расширять словарный запас учащихся; прививать любовь к прекрасному – музыке; воспитывать уважение к творчеству выдающихся композиторов. Урок внеклассного чтения Тип урока: устный журнал Оборудование: слайды из жизни В.А. Моцарта, портрет композитора, музыка Моцарта.
Ход урока
1. Орг. Момент Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнем, Урок чтения начнём. 2. Сообщение темы и задач урока - Сегодня мы с вами поговорим о музыке, познакомимся с творчеством выдающего композитора. Урок наш будет построен в виде устного журнала. 3. Мотивация учебной деятельности Эпиграф « Музыка – это предмет, доставляющий человеку удовольствие и наслаждение» Я. А. Каменский. Ассоциирование Открываем первую страничку журнала. - Что представляете, когда слышите слово музыка? - Нравится ли вам слушать музыку? - Какую музыку вы любите слушать? -Какие чувства вызывает у вас музыка? -Влияет ли музыка на ваше настроение? 4. Изучение темы Знакомство с творчеством композитора . Ученик. Г. Цыферов « Тайна запечного сверчка»    Как-то совсем недавно я был в концерте. Исполняли Моцарта.
   Я слушал музыку и вдруг представил себе старый Зальцбург  родину композитора
. Музыка
   Я слушаю ту старинную музыку, и, как наяву, предстаёт перед моими глазами и маленький старый домик, и сам маэстрино  весёлый мальчик с тоненькой шейкой, в серебряном паричке, похожий на вербную веточку. Прекрасное видение!..
   Я расскажу тебе, мой читатель, о жизни маленького Моцарта.
   И если кто-нибудь скажет, что в моих рассказах больше выдумки, чем правды, я отвечу: «Что ж, а музыка Моцарта, разве она не сказочное чудо?!»

Ученик. «О Зальцбурге и некоторых обстоятельствах рождения нашего героя»
В славном Зальцбурге каждый второй житель плясал, каждый третий  пел и каждый четвёртый  обязательно играл на музыкальном инструменте.
приплясывать, стараясь закружить в весёлом танце пролетающие мимо лёгкие облака!
   Вот в один из таких дней и родился Вольфганг Амадей Моцарт.
   Судьба, лениво листающая страницы зальцбургской жизни, вдруг остановилась и, сказав «ах!», нежно коснулась рукой колыбели новорождённого: «Знаменитый музыкальный городок будет иметь своего знаменитого композитора!»
   Правда, в тот день никто на зальцбуржцев и не подозревал об этом. По-прежнему они пели, плясали, играли, и лишь отец новорожденного, скрипач Леопольд Моцарт, счастливо вздохнув, задумался: «А кем будет мой мальчик? Станет ли он переплётчиком, как все Моцарты, иль, подобно мне, отдаст своё сердце музыке?! Кто знает?..»
   И пока всё здесь пребывает в счастливой неизвестности, мы перейдём к следующей главе.
Ну, конечно, маленький Моцарт стал музыкантом! Мы даже знаем сейчас тот счастливый день и час, когда это произошло. Среди многих записей старшого Моцарта есть такие волшебные строчки: «Этот менуэт и трио Вольфганггерль выучил 20 января 1761 года и половине десятого вечера в возрасте четырёх лет за день до своего рождения. Сценка. Как-то раз, когда семилетний Моцарт давал концерты во Франфкурте-на-Майне, после выступления к нему подошел мальчик лет четырнадцати.
 Ты так замечательно играешь!  сказал он юному музыканту.  Мне никогда так не научиться...
 Да что ты! -удивился маленький Вольфганг.  Это ведь так просто. А ты не пробовал писать ноты?.. Ну, записывать мелодии, которые приходят тебе в голову...
 Не знаю... Мне в голову приходят только стихи...
 Вот это да!  восхитился малыш.  Наверно, писать стихи очень трудно?
 Да нет, совсем легко. Ты попробуй... Собеседником Моцарта был юный Гёте.
5. Физ. Минутка. 6. Речевая разминка
В чаще лесной у полянки
Рада вечерней поре,
Птичка лесная зарянка
Песню запела заре.
Чтение шепотом
Чтение с помехами
Коллективное чтение
Парное чтение


7. Работа над текстом «О сказочной тайне маленького Моцарта» (Учебник страница 60-61)
Чтение шепотом
-Какие слова в тексте были непонятны?
Чтение учителем
-О чём рассказ?
Работа над содержанием
-О чём подумал Вольфганг услышав странный звук? -Кого же увидел маленький Моцарт? - О чём говорили между собой сверчок и мальчик? -Какие звуки издавала скрипка? -За что сверчок пристыдил Вольфганга? - Как вы думаете, зачем сверчок пришёл к маленькому Моцарту?
Работа над выразительностью чтения
Чтение учителем с прерыванием
Чтение в паре
Чтение по ролям - в диалоге
Словесное рисование
8.Физ. Минутка 9.Обобщение и систематизация знаний
Работа над текстом Д. Шостаковича «Мир музыки»
Музыка сопровождает человека всю его жизнь. В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Представим, что из жизни человека ушла музыка. Насколько беднее стал бы мир! Он лишился бы прекрасного своеобразного, который помогает людям лучше понимать друг друга. Если хочешь полюбить и понять музыку, слушай её внимательно. Постепенно научишься отличать хорошее от плохого. Так у тебя появится хороший вкус.
Беседа
- Что вы узнали о музыке из рассказа Д. Шостаковича?
- Как нужно слушать музыку?
10. Итоги урока
-Чему был посвящён наш урок? -Вернёмся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете смысл сказанного автором? -Какие выводы для себя сделали?
11. Д/з 12. Рефлексия -Когда мы читали сказочную тайну в рассказе Маленький Сверчок сыграл волшебную мелодию. Предлагаю вам прослушать эту мелодию.






15