Литературное чтение «Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)»

Литературное чтение
Тема раздела: «НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА»
Тема: Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)
Цели:
развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока
Ход урока

Формирование УУД,
ТОУУ



·. Актуализация знаний.

1 2
Сообщение темы урока.
– Хочется ли вам узнать, как рождалась музыка у других композиторов? Только ли К. Паустовский восторгается музыкальным талантом композитора?
Сегодня мы перенесёмся в другую эпоху, в другую страну и узнаем одну тайну...
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


II. Развитие умений.
















2 4 2 3 2 1 4
Работа с произведением Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка».
1. Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте заглавие.
Видели ли вы сверчка? Слышали ли его песню? Что в этот момент вы представляете? Где живут сверчки? (Один вид – в поле, другой – в доме.)
Домовых сверчков за любовь к человеческому жилью прозвали «запечными соловьями».
– Рассмотрите иллюстрацию. Кого напоминает сверчок? (Дирижёра, музыканта.) Чем он занят? Как вы догадались? (Что-то объясняет, догадались по жесту.)
– Кто его слушает? Мальчик этот – наш современник? (Нет. У него на голове парик. Это XVIII век.) Кто же это? Прочитайте заголовки частей. Что за тайна есть у сверчка? А у Моцарта? (Предположения детей.)
– Да, сегодня мы будем читать о маленьком мальчике по имени Вольфганг Амадей Моцарт.
– Кто автор произведения о Моцарте?
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение.
«Небольшое вступление» читает учитель. По ходу чтения надо пояснить слова:
бутафорское (оружие) – ненастоящее, похожее на подлинное;
стрельчатые (окна) – в форме арки, завершающейся острым углом.
Вопрос после чтения:
– Что мы будем читать – рассказ или сказку? (Судя по вступлению, скорее сказку.) Значит, нас ждёт сказка о реальном человеке – композиторе Моцарте.
Главу «О сказочной тайне маленького Моцарта» дети читают про себя.

2. Выявление первичного восприятия.
– Какая же сказочная тайна была у маленького Моцарта?
3. Повторное чтение первой главки (с. 147–148) по ролям.
4. Беседа после чтения.
– Сколько лет было Вольфгангу?
– Почему автор называет скрипку Сверчка волшебной?
– О чём мечтал мальчик, слушая Сверчка?
– С какой трудностью встретился юный Моцарт? Как к этому отнёсся Сверчок?
– Какую тайну открыл Сверчок Вольфгангу? Почему именно ему?
– Исполнилась ли мечта Моцарта и надежды Сверчка?
– Помнят ли сверчки, что они научили музыке великого Моцарта?
– Верите ли вы в эту историю, рассказанную Г. Цыферовым?
– Как вы думаете, почему Г. Цыферов предполагает, что именно Сверчок научил Моцарта музыке, доверил ему тайну? (Музыка Моцарта – это язык природы, чувств, поэтому она бессмертна, как и мир вокруг.)
– Знаете ли вы, ребята, что отец маленького Моцарта, скрипач Леопольд Моцарт, написал в своих записках: «Этот менуэт Вольфгангерль выучил 26 января 1761 года, в половине десятого вечера, в возрасте четырёх лет, за день до своего дня рождения». Г. Цыферов рассказал нам, как, возможно, это было.
5. Прослушивание в грамзаписи «Менуэта ля-мажор» В.-А.Моцарта.
– Что вы представляли, слушая музыку?
– Почему автор называет музыку Моцарта «маленьким чудом»?
6. Первичное чтение второй главки.
– Родина Моцарта – Зальцбург, это маленький австрийский городок.
«На карте тогдашней Европы он выглядел крохотным». Столицей Австрии является город Вена. Как встретят Моцарта в этом шумном большом городе?
– Прочитайте название следующей главки.
– Отчего вдруг затанцевал снег? Где будут происходить события?
– При чём тут серебряная шпага принца? (Предположения детей.)
Вторую главку можно прочитать сразу вслух (комбинированное чтение).
7. Беседа после чтения.
а) – Почему так волновались Моцарты, приехав в столицу – в Вену?
б) – Чем маленький музыкант покорил венскую публику? («Вольфганг играл бесподобно» – то есть (превосходно, его игру нельзя было сравнить ни с чьей. Весь зал переживал чувства, которые всколыхнула в людях музыка.)
в) – Венская публика – очень строгая и требовательная к музыке – рукоплескала маленькому Моцарту. Это было одно удивительное событие.
А другое? (Подарок императора – очень высокая честь и признание!)
г) – Кто ещё радовался успеху Моцарта? (Вся природа: зима, снег. А снежинки «застывали цветами» – в подарок маленькому талантливому музыканту.)
3. Работа с текстом после чтения.
Учитель читает авторский текст до вопроса (с. 150).
Вопросы после чтения:
– Так что же вы читали о Моцарте – сказку или быль? (Сказка переплетается с реальностью.)
– Почему Г. Цыферов использует такой приём? (Музыка Моцарта волшебна, она очень сильно воздействует на чувства человека.) Знаете ли вы, ребята, чем заканчивается это произведение Г. Цыферова? «Напрасно грустили о Моцарте зальцбуржцы. Напрасно ждали его ночами запечные сверчки, настраивая свои волшебные скрипочки. Вольфганг так и не вернулся.
А вскоре почтовая карета привезла из австрийской столицы письмо.
В нём торжественно извещалось: “Вольфганг Амадей Моцарт стал первым независимым музыкантом XVIII столетия”».
Теперь он подчинялся одной музыке. И только ей.
Звучат мелодии Моцарта. И светлеет мир, пробуждаются сердца, рвущиеся навстречу счастью.
Лучше всяких слов это передаёт сама музыка В.-А. Моцарта. Слушаем «Марш» (До-минор KV453а) или другой фрагмент.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?

Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.


Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.




·
·
·. Итог.

– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?




·V. Домашнее задание.

Прочитать ч. 1 и 2 рассказа В. Драгунского «Независимый Горбушка», самостоятельно провести работу с текстом до чтения.