Урок литературного чтения для 3 класса «Геннадий Цыферов «Тайна запечного сверчка» «

Урок литературного чтения 3 класс
Тема: «Геннадий Цыферов «Тайна запечного сверчка»»

Цели: - познакомить с произведением Г.Цыферова «Тайна запечного сверчка»;
- познакомить с жизнью и творчеством великого композитора В. Моцарта;
- учить правильному, беглому чтению;
- продолжить работу по развитию умения работать с толковым словарем;
- учить ролевому чтению;
- обучить умению отвечать на вопросы по прочитанному тексту, уметь работать с текстом;
- воспитать чувство любви к музыке, искусству, прививать любовь к симфонической музыке;
- разбудить чувство прекрасного, дать задуматься над своими талантами;
Оборудование:
Портреты В.Моцарта и Л.Моцарта
Толковый словарь
Диск с записью симфонии В.Моцарта
Смайлики (по 3 у каждого ученика)
Жетоны за правильное чтение

Ход урока:
Организационный момент
Настрой на хорошую работу. Приветствие гостей.

Проверка домашнего задания.
Конкурс «Внимательный читатель».За правильный ответ получают жетон.
- Музыка какого композитора мы слушали на предыдущем уроке?
-Эдварда Грига.
- Найдите и прочитайте авторскими словами, о чем рассказывала его пьеса?
- Какие слова произнесла девушка, после услышанной музыкальной пьесы?
(Дети читают ответы из текста учебника.)
- Что помогло девушке полюбить жизнь?
-Ей помогла музыка.
- Мы продолжим сегодня разговор о музыке. Как называется раздел, который мы читаем?
-«Наполним музыкой сердца».
- Продолжим на нашем уроке наполнять свои сердца музыкой. Хочется вам
узнать, как рождалась музыка других композиторов? Сегодня мы перенесёмся в другую страну, в другую эпоху и узнаем одну тайну Написал эту тайну Геннадий Цыферов.

Предварительная работа.
Работа с иллюстрацией к тексту.
- Рассмотрите иллюстрацию. Прочтите заглавие.
-Тайна запечного сверчка.
- Видели ли вы сверчка? Слышали его пение? Где живут сверчки?
(Ответы детей).
-Домовых сверчков за любовь к человеческому жилью называют запечными,
они живут и поют свою песенку за печкой. Кого вам напоминает сверчок на иллюстрации?
-Дирижёра, музыканта.
- Кто слушает сверчка?
-Маленький мальчик.
- Это наш современник?
-Нет, он в парике.
- Это времена XVIII века. Предположите, что за тайна у сверчка и мальчика?
О чём говорят герои?
(Дети высказывают предположения).

Чтение текста учителем

- Послушайте вступление к этому произведению.
(Учитель читает вступление, дети слушают.)
- О детстве какого композитора я прочитала?
- О детстве маленького Моцарта.
- Послушайте о жизни композитора, я прочту вам его биографию.
Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Австралии, в городе Зальцбург на берегу реки Зальцах. В XVII веке город считался центром музыкальной жизни. Маленький Моцарт познакомился с музыкой в три года.
Отец Вольфганга, Леопольд Моцарт, был одним из наиболее образованных и выдающихся педагогов своей эпохи и стал первым учителем сына. В возрасте четырёх лет мальчик уже отлично играет на фортепиано, начинает сочинять музыку. По свидетельству одной записи, он буквально за несколько дней освоил игру на скрипке
и вскоре поразил свою семью и друзей отца своей рукописью фортепианного концерта. В шесть лет он впервые выступил перед
широкой публикой. Мальчику всего было 10 лет, когда он поразил публику
оперой Аполлон и Гиацинт, а затем и ещё двумя операми «Мнимая простушка» и «Бастьен из Бастьена». Моцарт отправляется в 13 лет по Италии. Великие итальянские музыканты были покорены мальчиком! Среди величайших мастеров музыки Моцарт выделяется ранним расцветом мощного и всестороннего дарования, необычностью жизненной судьбы – от триумфов вундеркинда до тяжёлой борьбы за существование и признание в зрелом возрасте, беспримерной
смелостью художника, который предпочёл необеспеченную жизнь независимого мастера унизительной службе у деспота вельможи.
Умер в одиночестве в 35 лет, в нищете и похоронен был как бедняк в общей могиле. Подлинная слава пришла к Моцарту после его смерти. Имя Моцарта
стало символом высшей музыкальной одарённости, творческой гениальности, единства красоты и жизненной правды. На родине
Моцарта, в Зальцбурге, создана сеть моцартовских мемориальных памятников.
(Учитель показывает портреты В. Моцарта и отца Л. Моцарта.)
- Захотелось вам услышать музыку этого маленького гения?

Слушание музыки.
- Захотелось вам услышать музыку этого маленького гения ?
(Звучит 40-я симфония В.А. Моцарта.)


Словарная работа.
Работа с толковым словарём.
- Прежде, чем читать по абзацам вступление, давайте объясним сложные и непонятные слова, встретившиеся в тексте.
( Слова на доске)
Зальцбург – город, в котором родился В. Моцарт
Бутафорское оружие – ненастоящее оружие
Вольфганг Амадей Моцарт – полное имя композитора
Парик – волосы, одеваемые сверху на голову
Маэстрино – уважительное обращение к мальчику
Сюртук – (чтение по толковому словарю)
Маэстро – (чтение по толковому словарю)

Чтение по абзацу с комментированием.
Выборочное чтение.
(Дети читают по абзацам и отвечают на вопросы)
- Где жил маленький Моцарт?
- Как выглядел ночной город?
- Как описывает автор музыку?
- Как выглядел юный Моцарт?

Физминутка
- Встаньте, давайте отдохнем. (Расслабление под музыку)

Слушание музыки.
«Реквием» - последнее музыкальное произведение Моцарта, который
он не закончил. Давайте послушаем эту музыку.



Чтение, обсуждение прочитанного.

(Читает учитель и сильный в чтении ученик)
- С кем встретился Моцарт?
-Со сверчком.
- Вспомните свои предположения в начале урока по иллюстрации, так
о чем же разговаривали сверчок и мальчик?
- (Ответы детей).
- Как вы думаете, почему именно сверчок, по мнению Г. Цыферова,
научил мальчика музыке?
-(Дети предполагают).
– Послушайте, как сам автор пишет об этом. Цитата:
«Потому, что музыка Моцарта – это язык природы, чувств, поэтому она бессмертна, как и мир вокруг» писал Г. Цыферов.
- Почему сверчок называет Моцарта маэстрино?
-Это почтенное уважительное отношение к талантливому мальчику.

Ролевое чтение.
Оценивание чтения самими детьми.
- Сейчас прочитаем диалог героев по ролям.
-Возьмите простые карандаши в книге распишите роли: А – автор
С – сверчок
М – Моцарт
(Дети расписывают)
-Чтение по ролям 1 главы. Оценивание.

Подведение итогов урока.
Подсчёт жетонов. Выставление оценок.
- Закройте глаза, послушайте марш Моцарта.
- Какой вам показалась музыка? Понравились ли вам его произведения?
- (Ответы детей)
- Прислушайтесь к себе, дети. А есть ли в вас те таланты, что делают человека гениальным, талантливым и возвышенным? Может быть, вы в себе отыщите то прекрасное, что сделает вас известным художником, поэтом, композитором. Желаю вам открыть в себе гения.

Рефлексия (оценка урока детьми)-оценивание мордочками-смайликами)

Оцените урок смайликами. Если урок вам понравился- покажите улыбку.
Был обычный урок- поднимите рот-черту. Если вам было скучно - поднимите унылого смайлика.

Домашнее задание
- Дома читайте 1 главу по ролям.
- До свидания, всем спасибо.























15