Урок русского языка в 6 классе «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»


Урок русского языка в 6 классе
«Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»
УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Цели деятельности учителя: помочь обучающимся в определении условий употребления дефиса в сложных прилагательных, различении слитного и раздельного написания слов.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником, словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные: Знать условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различение слитного и раздельного написания слов. Уметь правильно писать сложные прилагательные, сопоставлять способы образования сложных прилагательных со способами образования сложных существительных.
Метапредметные:
Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания
1.Оргмомент. Мотивация Слово учителя:
Проверка домашнего задания
Личностные результаты:
1.интерес к изучению русского языка.
2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей
2.Актуализация знаний, пробное действие Учитель: Запишите число, классная работа
Раскройте скобки и запишите слова, объясняя их правописание:
Юго-запад, северо-восток, еле-еле, чуть-чуть, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, диван-кровать, кресло-качалка, вездеход, самолет, шестиклассник, ледоход, зверолов.-Чем объединяются данные слова? На сколько групп их можно разбить?
-К каким частям речи они принадлежат?
-Каким способом образованы данные слова?
-Как называются слова с двумя и более корнями?
- Мы продолжаем знакомство с именем прилагательным. Предположите, как связана данная работа с темой сегодняшнего урока?
2) Запишите тему урока
«Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
3.Выявление места и причины затруднения Слово учителя:
- Итак, разберемся с темой урока.
- Предположите, когда сложные прилагательные пишутся через дефис? Каковы условия выбора и от чего зависят?
Легко ли теперь ответить на вопрос? (нет, еще достаточно неясностей в теме).
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
4.Формулирование цели и построение проекта выхода из затруднения Учитель: Определите цели урока.
-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.
Составьте план (проект) урока.
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
2. Определять цель урока
3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
5. Открытие нового знания
(реализация построенного проекта) 1.Работа с учебником
чтение и анализ параграфа 66, стр.35-36, выводы


-совпали ли ваши предположения с тем, что узнали?
-Обратите внимание на образец рассуждения после правила и на графическое обозначение данной орфограммы.
2. Составление кластера или схемы
Познавательные УУД:1.Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов.
2.Анализировать , сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
3.Пользоваться разными видами чтения, опираясь на механизмы и приемы читательской деятельности
6.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность 1.Образуйте от слов, данных в начале урока, имена прилагательные.
-От всех ли слов можно образовать? Почему?
-Запишите получившиеся прилагательные и объясните правописание, графически обозначая изучаемую орфограмму.
2. Выполнение упр.379 с комментариями:

3. Анализ текста. Определить стиль и тип текста. Озаглавьте его. Выпишите слова на изучаемую орфограмму.

4. Орфографическая и орфоэпическая работа.

Выделите орфограммы.
Составьте словосочетания с данными словами, поставьте ударения, запомните их.
5.Самостоятельная работа (упр.380)
(по вариантам, по 5 слов каждому)


5. Проверка самостоятельной работы в парах, сравнение с эталоном (на слайде)
6. Выставление оценок Регулятивные УУД
1.Искать пути решения проблемы
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
7.Итоги. Рефлексия Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)
Дайте оценку вашей работе на уроке. Коммуникативные УУД
1.Строить связное монологическое высказывание
Регулятивные УУД
Соотнести цели и результаты своей деятельности
8.Домашнее задание П.66, правило, упр.381 или составить словарную диктовку из 20 слов на данное правило.