План-конспект урока математики на тему Сложение и вычитание вида +1+1, -1-1.


Урок математики.
Урок №35.
Дата: 18.11.2016.
Класс: 1.
Тема: Сложение и вычитание вида +1+1, -1-1.
Тип урока: урок овладения новыми умениями.
УМК «Школа России»
Учитель: Городская Л.Н.
Цель: 1 Образовательная: знать названия и последовательность чисел от 1 до 10, термины «сложение», «вычитание»; уметь сравнивать группы предметов с помощью составления пар; читать, записывать, сравнивать числа в пределах 10.
2. Развивающая: Регулятивные: уметь организовывать своё рабочее место и содержать его в порядке; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; организовывать работу в парах; обсуждать индивидуальные результаты практико-математической деятельности.
Познавательные: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме.
Личностные: организовывают исследовательское пространство.
3. Воспитательная: прививать любовь к математике.
Ход урока
1.Организационный момент
Я рада приветствовать всех вас на нашем уроке математики. Давайте подарим улыбку друг другу и нашим гостям и постараемся сохранить её до конца урока.
2. Постановка целей и задач урока
Ребята, давайте выберем из слов на доске те, которые укажут на то, чем мы будем заниматься на уроке.
(читать, бегать, считать, петь, решать).
Молодцы, мы продолжим учиться считать и решать различные задания, а в конце урока оценим свою работу по правильности и аккуратности.
(таблица)
Устный счёт
1.Игровой момент– Вы любите сказки?
– Какие сказки вы знаете?
– А вы знаете такую сказку, где главный герой поймал в проруби щуку, а затем отпустил её?
– Кто знает, как называется эта сказка? (По щучьему веленью)
– Кто помнит, как звали главного героя этой сказки? (Емеля)
– Какой был Емеля? (Добрый, но ленивый)
– Какие слова сказала щука, когда Емеля отпустил её? (Волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью …»)
– Помните, чем закончилась эта сказка? (Он женился на Царевне - Несмеяне)
Знаете, что было дальше? После свадьбы, волшебные слова щуки перестали исполнять желания Емели, и ему всё приходилось делать самому. Но у Емели не всегда это получалось, и на помощь ему приходила царевна. Она его учила уму-разуму.
– Вот и сегодня Емеля и царевна у нас в гостях.
– Ребята, нам Емеля принёс подарок. Он наловил в проруби много маленьких рыбок и решил их вам подарить. Они лежат у каждой группы на столах.
Все рыбки разные. Встаньте, пожалуйста, те ребята, у которых рыбки не простые, а с числами.
– Емеля не знает, как располагаются числа по порядку, вы сможете ему помочь? Поставьте на доске рыбки по порядку, чтобы получился числовой ряд.
– Молодцы. У нас получился числовой ряд.
2.А теперь давайте покажем, как мы умеем заниматься устно математикой.
Игра с мячиком (кому мячик попадает, тот и отвечает)
– называем последующее число при счёте. Я бросаю мяч и говорю число, а вы говорите следующее и возвращаете мяч мне. (5, 7, 9). Как получить последующее число? (+1)
– называем предыдущее число при счёте. (6,8,10). Как получить последующее число? (+1)
– а теперь называем соседей чисел. 3, 5, 8.
3. Поработаем в парах, у каждой пары есть карточка, в которую нужно вписать пропущенные знаки действий. Повернулись в пары, работаем, первая справившаяся пара выполняет задание на интерактивной доске.
10 1 = 9 4 * 1 = 5 1 * 1 = 0
7 * 1 = 8 6 * 1 = 5 7 * 1 = 6
Давайте оценим вашу работу по правильности. Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки.
– Молодцы! Мы с вами хорошо устно посчитали. Вот Емеля, посмотри, как дети умеют быстро считать. Ты с царевной посиди и посмотри, как дети будут дальше заниматься, а потом нам расскажешь, пойдёшь ты в школу учиться или нет.
На прошлом уроке вы научились прибавлять и вычитать 1, как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня?
3. Актуализация знаний.
Практическая работа (с наглядным материалом)
(у учителя корзина и яблоки, он показывает все действия Емели)
- Емеля и царевна ждут прихода гостей. Они решили угостить их наливными яблочками. В корзинке уже есть 3 яблочка. Положите столько же кругов на парту.
- Емеле нужно сорвать ещё 2 яблочка. Как он будет это делать? (сорвёт 1 яблочко, положит в корзину.)
- Емеля кладёт яблочко в корзину. Положите 1 треугольник на парту.
- А потом сорвал ещё одно яблочко и положил в корзину. (Учащиеся кладут ещё 1 треугольник на парту).
Сколько яблок сорвал Емеля? (2)
Сколько треугольников вы положили на парту? (2)
Как прибавляли 2? (сначала прибавили 1, потом ещё 1)
Сколько яблок стало в корзине? (5)
Давайте проверим. (учитель достаёт яблоки из корзины ,учащиеся считают)
-Сколько кругов у вас на парте? (5)
- Как мы получили число 5? (3+2=5)
Сделайте вывод: как прибавить число 2? (прибавить сначала 1, а потом ещё 1)
Первичное закрепление
Посмотрите на доску. (напечатаны 3 примера, два закрыты:
5+1+1=
5+1=
6+1=
Ребята, если б у нас было сначала 5 яблок в корзине, то как бы считал Емеля?
Молодцы! (открыть ответы)
Продолжение практической работы.
Пришёл Емеля домой, а его уже ждут царевна и персонаж другой сказки -Буратино.
Сколько персонажей хочет угостить Емеля? (2)
- Емеля угостил сначала царевну, она взяла одно яблочко (учитель показывает, как царевна берёт яблоко, учащиеся убирают один треугольник)
Потом Емеля угостил Буратино. Он взял одно яблоко. (учитель показывает, как Буратино берёт яблоко, учащиеся убирают один треугольник.)
Сколько всего яблок взяли из корзины? (2)
-Как брали 2 яблока? (сначала взяли 1, а потом ещё 1)
Сколько треугольников вы убрали? (2)
Как убрали 2 треугольника? (сначала убрали 1 а потом ещё 1).
Сколько треугольников осталось в корзине? (3) (учитель достаёт яблоки из корзины, учащиеся считают)
- Сколько фигур осталось у вас на столе? (3)
Как получили число 3? (5-1-1=3)
-Сделайте вывод: как вычесть число 2? (вычесть сначала один, потом ещё 1).
4. Решить пример с комментированием 9-1-1.
(офтальмологический тренажёр) – все встали, водим глазками
Первичное усвоение новых знаний.
.Работа по сюжетной картинке (учебник, с. 82).
– Рассмотрите внимательно картинку. Что увидели?
– Сколько воробышков сначала клевало зёрнышки? (Два.)
– Сколько воробышков прилетело потом? (Два.)
– Как прилетали воробышки? (Сначала один, потом ещё один.)
– Как узнать, сколько воробышков стало? (Сложить числа.)
Учитель под диктовку учащихся записывает на доске:
2 + 1 + 1 =
– Когда к двум воробышкам прилетел один, сколько птичек стало? (Три.) Как об этом записать числовым выражением? (2 + 1 = 3.)
– Когда прилетел ещё один воробышек, сколько птичек стало? (4.) Каким числовым выражением можно это записать? (3 + 1 = 4.)
– Сколько же воробышков стало? (Четыре.)
Учитель записывает значение первого выражения:
2 + 1 + 1 = 4. (выложить цифрами на доске и каждая группа а столе)
Аналогично на вычитание, записать пример 6-1-1=
6-1=
5-1=
Работа в тетради, задание с треугольником (нарисовать мне). По рисункам записать в окошки нужные числа. Коллективная проверка.
Физкультминутка.
Буратино предлагает вам сделать несколько упражнений.
Буратино потянулся. Раз – нагнулся. Два – нагнулся.
Руки в стороны развёл. Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать. Надо на носочки встать.
5.Первичная проверка понимания.
– Ребята, давайте покажем Емеле, какие ещё задания мы можем выполнить. Разбираем задачу
«Задача» (задание 5, с. 30 тетради).
- Ребята, те яблочки, которые собирал Емеля, снова встретились нам в следующем задании. Прочитайте задачу.
Что известно в задаче? (на одной тарелке 3 зеленых яблока, на другой 2 красных яблока.) что нужно узнать? (сколько яблок на двух тарелках)
Что означают круги на схеме? (3 зеленых круга – это 3 зеленых яблока, 2 красных круга – это 2 красных яблока.)
Запишите решение задачи самостоятельно. (проверка, решение записано на доске)
Задачу, данную в тетради, учащиеся анализируют коллективно, а затем самостоятельно записывают её решение.
Самопроверка с доски.
Развитие вычислительных навыков. Работа в группах.
- А теперь покажем Емеле, как слаженно вы умеете работать в группах. Вам нужно решить примеры в окошках домиков и догадаться, какую цифру надо написать на крыше дома. Работаете, друг за другом, каждый решает свой пример. Кто справляется с заданием, тот самостоятельно выполняет первое задание в рабочей тетради. (вставить пропущенные числа и знаки).
Оценим работу в группах. Какая группа быстрее и правильнее справилась с заданиями.
Проверка по цепочке самостоятельной работы (каждая группа читает по одному примеру)
Оцените свою работу в тетради по Правильности - П и аккуратности – А. В конце урока тетради соберём и я посмотрю, как вы это выполнили.
3. Работа с геометрическим материалом.
– Рассмотрите задание 3 (с. 82 учебника). Что изображено на чертеже?
– Как вы думаете, какой отрезок длиннее, какой короче? Может быть, длины отрезков равны?
– Как это проверить? (Измерить длину отрезков при помощи линейки.)
– Какова длина розового отрезка? Какова длина зелёного отрезка?
– На сколько зелёный отрезок длиннее розового? (На 1 сантиметр.)
– На сколько розовый отрезок короче зелёного? (На 1 сантиметр.)
– Начертите в тетрадях отрезок такой же длины, как зелёный.
– Начертите ниже другой отрезок так, чтобы он на 1 сантиметр был длиннее первого.
– Какова длина второго отрезка? (10 сантиметров.)
V.Рефлексия. Итог урока
– Молодцы, ребята! Емеля, понравилось тебе в 1 классе? Да, я обязательно пойду учиться в школу вместе с царевной. Если у меня будут какие-нибудь трудности, ребята, вы мне поможете? Мы у вас здесь засиделись, нам надо ещё успеть к другим ребятам на урок обучения грамоте. До свидания, мы к вам скоро обязательно придем!
Оцените свою работу на уроке, как это мы всегда делаем ,используя слова-подсказки на доске. (устал - не устал, доволен – не доволен и т. д.)
Оценка групп.
А от Емели – вам подарок: каждой группе за слаженную работу – волшебное наливное яблочко!
Урок окончен. Поаплодировали друг другу в благодарность за работу.