Разработка урока литературы Тема: Зачем он так дурен? Или — зачем он так хорош? Трагическое лицо Базарова. Урок-дебаты по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Саранпаульская средняя общеобразовательная школа
Районный конкурс методических разработок
«Методические жемчужинки»
«В поисках истины»
Разработка урока литературы
Тема: Зачем он так дурен? Или — зачем он так хорош? Трагическое лицо Базарова.
Урок-дебаты по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Кунык Татьяна Николаевна
учитель русского языка и литературы
Саранпауль-2015год
Кунык Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы
Урок в 10 классе (парный) является заключительным в теме «Отцы и дети» И.С.Тургенев
Раздел: Русская литература второй половины 19 века раздел 6 урок 5
Тема урока: Тема: Зачем он так дурен? Или — зачем он так хорош? Трагическое лицо Базарова.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, полученных при изучении темы «Отцы и дети» И.С.Тургенев
Форма: урок - дебаты
Межпредметные связи: история, русский язык
Цели урока:
Обучающая - способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний.
Развивающая - способствовать овладению культурой ведения дебатов, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формировать навыки самооценки, создать целостное видение проблемы; критически и творчески мыслить.
Воспитательная – способствовать моделированию собственной системы ценностей; воспитывать ответственность за принятое решение; умение работать сообща.
Технологии: информационно- коммуникационные, технология «Дебаты», технология развития критического мышления.
Оформление доски:
дата; фотографии писателя, критиков, главного героя Базарова
Оборудование:
Мультимедийный проектор, портрет Е.Базарова, портрет Д.И.Писарева, портрет И.С.Тургенева, правила ведения дебатов.
Методы:
Перцептивный (словесный, наглядный)
Гностический (проблемно-поисковый)
Логический (сопоставление, сравнение, анализ)
Управленческий
Оснащение урока:
Раздаточный материал (листы цветной бумаги, опоры для ведения дебатов, оценочный лист, рабочий лист №1 с выдержками из статей критиков, роман «Отцы и дети»)
Столы организованы парой, учитель находится за столом президиума, справа от него:
сторонники утверждающей позиции (PRO): «Базаров – трагическая натура, за внешним, довольно непривлекательным обликом главного героя скрыт сильный и благородный характер, умный, искренний, трудолюбивый, решительный.
слева – сторонники отрицающей позиции (CONTRA): «Базаров – «это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всё, начиная от своих добрых родителей, которых терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью».
Ход урока
Этапы
Активизационный
Цель: определить тему и цель дебатов, активизировать ранее изученные страницы романа, с целью дальнейшего использования в речи; создать мотив общения
1. Вводное слово учителя
Никто, кажется, не подозревает, что я попытался в Базарове представить трагическое лицо, а все толкуют: зачем он так дурен? или — зачем он так хорош?
И. С. Тургенев
Тургенев писал о своём герое: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, я виноват и не достиг своей цели». Самую беспощадную критику дал М.А.Антонович. Критик ядовито назвал Базарова «Асмодеем нашего времени», что совершенно несправедливо по отношению к тургеневскому герою. Асмодей — это блудный бес из ветхозаветных преданий, «это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всё, начиная от своих добрых родителей, которых терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью». Писарев, в отличие от критика «Современника», дал роману Тургенева положительную оценку, потому что понял: за внешним, довольно непривлекательным обликом главного героя скрыт сильный и благородный характер….. сосредоточился в первую очередь на сильных сторонах личности героя, отметив его силу воли, ум, искренность, трудолюбие, решительность.
На цветных листах, а они трех цветов, в нескольких предложениях выразите свое отношение к герою. Красные листы выбирают те, кому близок герой, очень понятен, кто полюбил его. Синие – кто относится критически к герою, и у кого много спорных вопросов, коричневые – те, кто негативно воспринимает Базарова.
(на цветных листах бумаги пишутся все идеи, которые помещаются на магнитную доску; затем выбираются лучшие идеи и распределяются по логическим категориям.
На основании этих листов распределяем учащихся по группам.
Цель: способствовать моделированию собственной системы ценностей; помочь осознать противоречия, связанные с проблемой; выявление наиболее конструктивного варианта решения проблемы на основе полноты доказательной базы; стимулировать навыки рефлексивного мышления
Организационный
Сегодня на уроке попробуем разобраться в сложном и противоречивом образе героя.
Цель: развить умения диалогической и монологической речи, свободного высказывания; высказывать собственное оценочное суждение и аргументировать свою точку зрения; создать целостное видение проблемы; помочь осмыслить различные подходы к решению проблемы
Предлагаю вам обсудить тему: Зачем он так дурен? Или — зачем он так хорош? Трагическое лицо Базарова. Это необычный урок. Форма его – дебаты. Хочу напомнить правила ведения дебатов:
Цель: развить умение задавать вопросы по данной теме и аргументировано отвечать на них, т.е. способность к взаимодействию
важно не только умение говорить, но и умение слушать;
необходимо говорить понятно, высказываться по проблеме, избегая избыточности информации;
нужно уметь задавать вопросы, помогающие понять сообщение;
критикуем идеи, а не личности.
В процессе обсуждения мы будем учиться слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, не обижая, доказывать правильность позиции, мнения.
Три принципа дебатов:
1.Обучение важнее победы.
2.Честность.
3.Уважение к оппоненту.
Этика дебатов такова: мне глубоко враждебно ваше мнение, но за ваше право высказать его я готов жертвовать собственной жизнью.
В игре участвуют:
Спикеры (выступают с речью, задают вопросы)
Таймкипер –судья-хронометрист (следит за соблюдением регламента и правил дебатов)
Зрители (имеют право тоже задавать вопросы)
Судьи (решают какая из команд оказывается более убедительной в доказательстве своей позиции)
В спикеры набираются ребята, которые заранее получили домашнее задание по теме дебатов.
Задача команд в дебатах:
Условия игры: принимают участие 2 команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды состоят из 2-3 игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей в том, что ваши аргументы лучше, убедительнее, чем аргументы вашего оппонента.
Склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения.
Этого команда добивается, предоставляя аргументы в поддержку своей точки зрения и выдвигая контраргументы на высказывание противника.
3. Введение в дискуссию
Одна команда защищает тезис: «Базаров – трагическая натура, за внешним, довольно непривлекательным обликом главного героя скрыт сильный и благородный характер, умный, искренний, трудолюбивый, решительный.
Другая команда защищает антитезис: «Базаров – «это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всё, начиная от своих добрых родителей, которых терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью».
4. Ход дебатов.
представление дебатирующих сторон;
выдвижение гипотез.
Спикер У1. Мы выдвигаем гипотезу: «Базаров – трагическая натура, за внешним, довольно непривлекательным обликом главного героя скрыт сильный и благородный характер, умный, искренний, трудолюбивый, решительный».
В его образе воплотились черты передового человека того времени. Базаров критически относился к крепостному праву, к самодержавию, к государственному строю вообще, к религии, к законам, к традициям. Базаров собирается «место расчистить», т.е. сломать старое. Базаров по взглядам – революционер. Тургенев писал: «…и если он называется нигилистом, то надо читать революционером».
Готова ответить на вопросы.
Вопрос О3. Во имя чего сломать старое?
Ответ У1. Чтобы построить новое – лучше старого.Базаров отличается от «отцов» прежде всего исключительной энергией и мужественностью, твердостью характера и самостоятельностью, выработанными в борьбе с житейскими трудностями.
Спикер О1. Мы утверждаем, что Базаров – патологический глупец, что же собирается строить Базаров?
Ответ У2. Ничего. Он говорит, что это не его дело. Его дело – место расчистить, и всё.
Спикер О1.Что же хорошего во взглядах Базарова?
Ответ У2. Хорошо, что он видит недостатки современного общества. Плохо, что не знает, что строить, и не собирается строить. У него нет созидательной программы.
Спикер О2. Базаров каррикатурен.
Ответ У3. Писарев глубоко объяснил положительный смысл главного героя романа, подчеркнул жизненную важность и социальную значимость Базаровых для развития общества. Базаров — это человек дела, естественник, экспериментатор. Он "признает только то, что можно ощупать руками, увидать глазами,— положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств". Опыт сделался для Базарова единственным источником познания. Именно в этом Писарев видел отличие нового человека Базарова от "лишних людей" Рудиных, Онегиных, Печориных. Он писал: "...у Печориных есть воля без знания, у Рудиных -знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое".
Самым решительным образом отделил Писарев от Базарова карикатурных нигилистов Ситникова и Кукшину. Критик понял, что в образах этих пустых подражателей Базарова Тургенев высмеивал "искажения великих и прекрасных идей".
Спикер О1. Нигилизм является чужеземной теорией и ничего русского в себе не заключает.
Ответ У2. Именно в русском обществе выработалось совершенно самостоятельное направление мысли — критическое, и вот оно-то присуще новым людям типа Базарова. Писарев прямо заявил: "...наш теперешний литературный реализм не выписан из-за границы в готовом виде, а формируется у нас дома".
5. Подтверждение и опровержение гипотез.
Спикер У2. Обвиняя Базарова, вы ссылаетесь на слова Антоновича, отвечу вам словами критика Д.И.Писарева: Этот Базаров, человек сильный по уму и по характеру, составляет центр всего романа. Он -- представитель нашего молодого поколения; в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах; и образ этого человека ярко и отчетливо вырисовывается перед воображением читателя.
Вопрос О1. Базаров везде и во всем поступает только так, как ему хочется или как ему кажется выгодным и удобным. Им управляют только личная прихоть или личные расчеты. Да ведь это безнравственный человек! Злодей, урод!
Ответ У2На людей, подобных Базарову, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность -- решительно необходимо. Эти люди могут быть честными и бесчестными, гражданскими деятелями и отъявленными мошенниками, смотря по обстоятельствам и по личным вкусам. Ничто, кроме личного вкуса, не мешает им убивать и грабить, и ничто, кроме личного вкуса, не побуждает людей подобного закала делать открытия в области наук и общественной жизни. Базаров не украдет платка по тому же самому, почему он не съест кусок тухлой говядины. Если бы Базаров умирал с голоду, то он, вероятно, сделал бы то и другое.
Спикер О2. Базаров чрезвычайно самолюбив.
Ответ У2. Самолюбие его незаметно именно вследствие своей громадности. Его не занимают те мелочи, из которых складываются обыденные людские отношения; его нельзя оскорбить явным пренебрежением, его нельзя обрадовать знаками уважения; он так полон собою и так непоколебимо-высоко стоит в своих собственных глазах, что делается почти совершенно равнодушным к мнению других людей.
Спикер О1. Его самолюбие "сатанинская гордость". Это выражение очень удачно выбрано и совершенно характеризует нашего героя.
Ответ У2. Действительно, удовлетворить Базарова могла бы только целая вечность постоянно расширяющейся деятельности и постоянно увеличивающегося наслаждения, но, к несчастию для себя, Базаров не признает вечного существования человеческой личности. "Да вот, например, -- говорит он своему товарищу, Кирсанову, -- ты сегодня сказал, проходя мимо избы нашего старосты Филиппа, -- она такая славная, белая, -- вот сказал ты: Россия тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же помещение, и всякий из нас должен этому способствовать... А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... Да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; -- ну, а дальше?"
6. Публичное отстаивание и корректировка гипотез.Спикер У3. Базаров действительно и противоречив и сложен. В самом деле, умный человек, а отрицает, казалось бы, очевидное. Он провозглашает: «Исправьте общество и болезней не будет». Достоевский назвал Базарова тоскующим героем. Нигилизм не приносит ему удовлетворения. Тому, что отрицает Базаров, нечего противопоставить. Он неудовлетворён собой. Отсюда метания и противоречия.
Базаров – трагический герой.
Спикер О3. Вопрос вот только, как исправить общество? Базаров этого не знает.
Спикер У1.Отрицание же очевидных истин можно объяснить его мировоззрением, позицией труженика и исследователя. Это его сильная сторона.
СпикерО3. Слабость же в том, что Базаров не понял, что искусство и природа – союзники человека в познании и переделке мира.
7. Общий вывод.
Учитель. Вы прослушали аргументы дебатирующих сторон. Как вы считаете, кто прав, чья аргументация убедительнее?
Учащиеся:
– Мне показались более убедительными аргументы, подтверждающие ум Базарова. Его ум и сила в независимости мысли, мне близки.
– Я считаю правой группу, утверждающую, что Базаров умён. Он терпит поражение, потому что это мешает ему трезво взглянуть на окружающее.
– Базаров, я думаю, умён. Он просто изображён не совсем ясно, ведь такие люди стали только появляться в то время.
– Базаров если бы он был умным, он не отрицал бы очевидные вещи. Он не признает авторитетов, не уважает возраст. Хотя я признаю, что это неординарная личность.
8. Подведение итогов урока: выставление оценок, домашнее задание.
Таймкипер. Эта работа вызвала полярность мнений, что убедило учащихся в том, что фигура Базарова очень необычная, его личность нестандартная, тем и интересная. Все сошлись во мнении о том, что Базаров – это человек будущего, т. е. нашего настоящего, т. к. сегодня многие люди много трудятся, увлечены любимым делом , но мало читают , интересуются культурой , историей , цинично относятся к любви.
Хотя вы и разделились на два лагеря, тех, кто полюбил Базарова за его силу духа, физическую мощь, непохожесть на других героев романа и времени, и тех, кто решил, что его отрицания делают его слабым и непривлекательным человеком, но в процессе обсуждения пришли к выводу о том, что герой, который отвергал любовь, прагматично смотрел на природу и искусство, оказывается перед лицом вечных ценностей истинно трагическим героем. Он вступает в борьбу с ними, считая их устаревшими, проявляет в борьбе всю силу духа и гибнет как боец, хотя и остается несломленным. И Тургенев утверждает необходимость этих ценностей для человека, а так же поиск, критическое отношение к жизни, творческий труд и силу духа, которые присущи Базарову. Поэтому и звучит примиряюще эпилог: законы природы и творческие искания человека, его бунтующее сердце необходимы для жизни, но они действуют, по мысли автора, в разных сферах, примирить их может только смерть. Взгляд писателя на человека трагичен: человеческие идеалы чаще всего не осуществляются, подвиг не находит награды, но вечные ценности - это то, на чем держится мир.
9. Рефлексия.
Таймкипер. Мы думаем, что правила ведения дебатов были соблюдены, участников дебатов интересно было слушать. Оппоненты вели себя корректно, говорили по теме, рассуждали логично.
Учитель. Спасибо, мы учились строить диалог, высказывать и отстаивать свою точку зрения. Предлагаю вам заполнить таблицу, в которой отразить, удалось ли нам это, соблюдены ли были правила ведения дебатов?
Лист самооценки
Форма урока Правила ведения дебатов Готовность к уроку Активность на уроке Личный вклад в работу группы Эмоциональная оценка урока
Заключительное слово:
Споры о Базарове актуальны и сегодня, это говорит о том, что Базаров отличается прежде всего исключительной энергией и мужественностью, твердостью характера и самостоятельностью, выработанными в борьбе с житейскими трудностями. Убеждения Базарова, несомненно, привлекают внимание читателя, серьезно задумывающегося о времени и о себе. Вспомните: каждый человек сам себя воспитать должен, не ссылаясь на обстоятельства или что-то еще. Базаров везде остается самим собой, всегда является хозяином своего слова, привычек, действий и всей своей жизни. У него обостренное чувство справедливости. Он ненавидит ложь, пустое фразерство, болтовню. А его отношение к труду? Для героя труд – естественное состояние. Без труда – скучно. Тяжелое душевное состояние можно переломить лишь увлеченной работой. По мнению многих людей, трудовая деятельность человека стоит у Базарова на первом месте.
Тургенев – великий психолог. Его Базаров, будучи циничным, бесстыдным на словах, в душе человек нравственный. В Базарове скрыто присутствует многое из того, что он отрицает: и способность любить, и романтизм, и народное начало, и семейное счастье, и умение ценить красоту и поэзию.
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» обозначает «вечные» проблемы ответственности человека перед Родиной и народом, смысле и цели жизни, добра и зла, верности слову, доброты, чуткости, чести, достоинства и т.д. Это близко и нам сегодня, поэтому эти вопросы, как правило, являются предметом дискуссии, т.к. вызывают разные оценки, а для нахождения объективной истины нам помог диспут.
Спасибо за работу на уроке!
Домашнее задание: написать эссе «Дело, которому я хотел бы посвятить себя».
Литература:
1. Д. И. Писарев. Литературная критика в трех томах. Том первый
Статьи 1859-1864 гг.
Л., "Художественная литература", 1981
2.Курляндская Г.Б. К вопросу о структуре романов Тургенева. Тургенев в школе: пособие для учителей. Сост. Т.Ф. Курдюмова. М., 1981.
3.И.С. Тургенев в воспоминаниях современников. В 2-х т. М., 1969, т. 2.
4.М. А. Антонович. Литературно-критические статьи. М.--Л., 1961.
«Асмодей нашего времени»