Урок ИЗО во 2 классе Способы передачи глубины пространства. Рисование пейзажа Кораблики в море

Тема: Способы передачи глубины пространства по принципу «ближе – ниже», «ближе - больше», «дальше – выше», «дальше – меньше».
Цель: закрепить знания о линии горизонта как разделении пространства на землю и небо, познакомить со способами передачи пространства по принципам «ближе – ниже», «ближе - больше», «дальше – выше», «дальше – меньше»; совершенствовать навыки и умения в передаче пространства, развивать наблюдательность; воспитывать желание видеть прекрасное в окружающем мире.
Оборудование: материалы: акварельные краски, кисточки, стаканы с водой, салфетки, листы белой бумаги, клей, бумажные кораблики; зрительный ряд: репродукции – Ван Гог «Лодки на пляже в Сен-Мари-де-ла-Мер», Айвазовский И.К..
Ход урока
І Оргмомент

Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Все готово? Все в порядке?
И альбом, и кисть, и краски?
Сели прямо, не согнулись
И друг другу улыбнулись

ІІ Актуализация опорных знаний

Повторение правил техники безопасности на уроке

ІІІ Мотивация учебной деятельности

- Художник должен уметь правдиво отображать окружающий мир. Одни предметы находятся близко, другие на расстоянии друг от друга. Как же художнику удается передать это в своих картинах.
ІV Объявление темы урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с законами, которые используются художниками и , которые нам помогут изобразить пейзаж. Послушайте отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди» и скажите о чем идет речь в этом отрывке:
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
- Так о чем говорится в этом отрывке? ( О кораблике, который плывет по морю)
- На уроке мы будем рисовать кораблики в море и ваша задача будет заключаться в том, чтобы передать глубину пространства на основе принципа ближе – ниже, больше, дальше – выше, меньше.

V Изучение нового материала

1) Восприятие художественного материала
- Рассмотрите картину. Ее написал известный художник Ван Гог, называется она «Лодки на пляже в Сен-Мари-де-ла Мер». Сен-Мари-де-ла-Мер – это название небольшого острова и города во Франции.
-Как называется линия, которая помогает нам определить, где небо, а где море? (Линия горизонта)
- Можно ли определить, какие лодки находятся ближе, а какие дальше? (Да)
-Лодки, которые находятся далеко – почти на линии горизонта, изображены выше, а лодки, которые ближе – ниже линии горизонта. Вот и первое правило: то, что ближе - ниже, то, что дальше – выше.
- А теперь давайте посмотрим на размеры ближних и дальних лодок, сравним их. Какие по размеру ближние лодки? ( Большие) А дальние? (Маленькие)
- А вот и второе правило: ближе - больше, дальше – меньше.
..
2) Тренировочные упражнения
- Для того, чтобы перейти к выполнению основной работы, закрепим полученные знания следующими упражнениями. Работать будете в малых группах по три человека. Расположите данные предметы так, чтобы получилась композиция, соответствующая правилам ближе – ниже, больше, дальше – выше, меньше. Придумайте названия для своих композиций.
- Представьте свои работы.
- Ребята, все ли композиции выполнены правильно? (Да) Почему? ( Потому, что большие предметы расположены ниже, а маленькие выше.)

VI Практическая работа

1) Беседа
- Ребята, мы будем изображать морской пейзаж. Для такого пейзажа придумали специальное название – марина. Марина – это пейзаж, изображающий море: утром, вечером, в тихую погоду и во время шторма. А как называют художника, который пишет морские пейзажи, вы узнаете , если расшифруете слово. Расставьте карточки с числами в порядке возрастания .
- Прочитайте слово. (Маринист)
- Маринист – это художник, который рисует море. Художники-маринисты посвящают морскому пейзажу всю жизнь. Одним из известных художников-маринистов был наш земляк Иван Константинович Айвазовский. Вот несколько его картин.
- Обратите внимание, какие краски использует художник, изображая море.
2) Анализ образца
- Начнем практическую работу. Наш рисунок будет называться «Кораблики в море». Обращаю ваше внимание, что линия горизонта расположена посередине листа. Большой кораблик низко, средний выше, а на линии горизонта маленький.
3) Работа учащихся.
-Для начала подготовим фон. Возьмите лист бумаги. Выберите нужный формат. Определите, где будет линия горизонта и линия берега. Используя нужные краски, заполните плоскость листа цветом.

Физминутка.

Закончим работу. Нарисуйте кораблики в море.
4)Экспресс-выставка
- Возьмите свои работы и создадим экспресс-выставку.
- Я просила вас подготовить к уроку стихотворения о корабликах. Пожалуйста, кто готов, расскажите.

VII Итог урока. Рефлексия.

- Выберите кораблик такого цвета, который соответствует вашему настроению, больше всего вам нравится.
- Покажите, какой кораблик вы выбрали.
- Обратите внимание на размер кораблика.
- Подойдите и расположите их так, чтобы у нас получилась композиция по правилам ближе – ниже, больше, дальше – выше, меньше.
Урок окончен.

15