Урок литературы в 10 классе Тема: ”В чем противоречивость образа Евгения Базарова?”(По роману И.С.Тургенева “Отцы и дети»).


Урок
литературы
в10 классе
с использованием технологии
проблемного обучения

Тема: ”В чем противоречивость образа Евгения Базарова?”(По роману И.С.Тургенева “Отцы и дети»).







Учитель русского языка
литературы ГБОУСОШ№493
Кировского района
Санкт-Петербурга
Лебедева Светлана Васильевна
Цели урока.


Обучающие.
Отработка навыка характеристики литературного героя.
Стимулирование исследовательской деятельности учащихся.
Познакомить с оценками героя И.С.Тургенева русскими критиками.
Развивающие.
Развитие речи учащихся, умения аргументировать свою точку зрения, доказывать текстом романа.
Развитие творческих способностей учащихся.
Пробудить эмоциональное отношение к герою.
Воспитательные.
Воспитывать умение внимательно слушать и слышать других учащихся.




Предварительные задания.

За неделю до урока 4 группы учащихся получают задание.
Задача – инсценировать перед классом эпизод из романа Тургенева.
Спор Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.
Сцена объяснения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой.
Заражение Евгения Базарова.
Прощание Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Вступительное слово.
Роман И.С.Тургенева “Отцы и дети” – роман злободневный, во многом объясняющий жизнь русского общества ХIХ века.
И.С.Тургенев “уловил” и “развернул” в романе основной конфликт кризисной эпохи – бескомпромиссную борьбу либералов с революционерами – демократами.
В романе “Отцы и дети” писатель размышляет о смене поколений, о вечной борьбе старого и нового, о бережном отношении к культурному наследию. Эти “вечные” проблемы обрели емкую формулировку в заглавии романа. “Отцы и дети” – это “универсальный охват действительности” во всей её полноте: от прошлого через настоящее к будущему.
III. Сообщение темы и целей урока.
- Кто является главным героем романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”?
- Можем ли мы сказать о Евгении Базарове однозначно: положительный или отрицательный это герой?
- Итак, перед нами неясный, сложный герой Евгений Васильевич Базаров.
- Сегодня на уроке мы попробуем разгадать этот сложный образ.
- Тема урока: “В чем противоречивость образа Евгения Базарова”.
IV. Работа по теме урока (разрешаем проблему).
- В центре повествования фигура Евгения Базарова.
Все сюжетные линии тянутся к нему: в романе нет ни одного сколько – нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров.
Через взаимоотношения с героями автор раскрывает характер героя.
- Итак, посмотрим на героя с разных точек зрения.
- Запишем на доске и в тетрадях .


Евгений Базаров
“Базаров есть первое сильное лицо, первый цельный характер, явившийся в русской литературе”
(Н.Н.Страхов.
Тургенев “Отцы и дети”)
“не характер, не живая личность, а карикатураи притом карикатура самая злостная”.
(М.А.Антонович.
“Асмодей нашего времени”)

Положительные качества
Отрицательные качества







- В каждую часть таблицы сделаем записи о поведении героя, о его отношениях к разным лицам, явлениям, о его высказываниях, интонациях и т.п.
Внешность Базарова.
- Прочитайте, как одет Евгений Базаров.
- Что значит “балахон с кистями”?
(Балахон – просторная одежда. Появление Базарова в таком балахоне в среде Кирсановых – вызов аристократическим условиям)
- На что еще можно обратить внимание при описании внешности Базарова?
(“Обнаженная красивая рука” Базарова – рука человека, привыкшего к физическому труду)
- Как Базаров представился?
(“Евгений Васильев” - это простонародная форма. Так представлялись крестьяне.)
Заполните таблицу.
Деятельность Евгения Базарова.
- Чем занимался в Марьино Евгений Базаров?
(Содержанием жизни Базарова является труд, даже в гостях он продолжает свои естественнонаучные занятия)
Нигилизм Евгения Базарова.
- Кем является Базаров по своему мировоззрению? (нигилист)
- Как объясняет Аркадий значение этого слова? В чем сущность базаровского нигилизма?
( Ко всему относится с критической точки зрения, не принимая ничего на веру. Нигилизм – особое мировоззрение, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил, принципов)
- Базаров признает только то, что полезно его делу.
Спор Кирсанова Павла Петровича и Евгения Базарова
- Базаров и Кирсановы: Николай Петрович и Павел Петрович – люди разные. Базаров – “нигилист” и демократ, человек, прошедший суровую школу труда и лишений. Кирсановы – люди “старого века”. Между ними не может быть примирения и единства. Столкновение неизбежно.
- Схватка Павла Петровича с Базаровым происходит за вечерним чаем?
- О чем спорят герои?
(о дворянстве и аристократии, о принципах и деятельности нигилистов, об искусстве и природе, о русском народе)
- Инсценирование.
Спор Павла Петровича и Евгения Базарова.
- Мы уже подробно рассматривали эту сцену, а сейчас посмотрим отрывок из этой сцены.
- Прокомментируйте состояние героя. Объясните его поведение, укажите, какие детали его поведения, движения, интонации голоса помогают понять героя.
- Запишите.
- А сейчас послушаем психологический комментарий к эпизоду с разъяснением поведения героя

Во имя чего направлено отрицание.
- Итак, что же отрицает Евгений Базаров?

- Базаров отрицает не потому, что он любит отрицать, это не самоцель.
- Во имя чего направлено отрицание?

- Положение народа у Базарова вызывает гнев. Герой видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Базаров восклицает: “Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”. 60-е годы XIX века – годы новых открытий в области естествознания, химии, медицины. Многие передовые деятели той эпохи увлекались этими науками. Таким образом, в этот период бурного развития науки и технической мысли нередко наблюдалась среди части общества недооценка искусства. Такие крайности присущи были и Базарову. Базаров признавал только то, что полезно его делу. Критерий пользы – та исходная позиция, с которой герой подходил к различным явлениям жизни и искусства.
- Запишите свою точку зрения.
Отношение к любви.
- Как Базаров относится к любви?
(называет “белибердой”). Отрицает наличие таинственности, “загадочности” любви.
- В любом тургеневском романе главный герой проведен через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя, причем через это интимное чувство Тургенев раскрывает и гражданские качества человека, проверяет его общественную состоятельность.
- У Базарова преобладает цинический, потребительский взгляд на женщину. До встречи с А.С.Одинцовой Базаров никого не любил, поэтому у него сложилось превратное впечатление об этом чувстве.
- Анна Сергеевна очаровала Базарова своей красотой, женским обаянием, умением держаться с достоинством. Но настоящая любовь возникла тогда, когда Базаров увидел в Одинцовой умного собеседника и человека, способного его понять. Базарову необходимо духовное общение. Чувства Евгения Базарова глубоки!

Инсценирование.
- Посмотрите отрывок из сцены.
- Объяснение Базарова и Одинцовой.

- Прокомментируйте состояние героя, объясните его поведение, укажите, какие детали его поведения, движения, интонации голоса помогают понять героя. (Запишите.)
- Послушаем психологический комментарий к эпизоду с разъяснением поведения героя.
- Получается, что человек, уверенный в правоте и непоколебимости своих убеждений, “ломается” при первой же встрече с жизнью. Базаров выходит из “испытания любовью” обогатившим свою душу. Пусть открытие в себе способности любить стало для Базарова болезненным и непростым, он становится после этого более понятным и человечным.
- Базаров любит Одинцову и одновременно презирает себя за то, что не может справиться с чувством. Одиночество героя нарастает. Пытаясь бороться с любовью к Анне Сергеевне, он погружается в работу, но и это не спасает его. Сложное сплетение противоречивых чувств уже нельзя ни распутать, ни разрубить.
- Находясь в состоянии глубокого душевного кризиса, он допускает небрежность при вскрытии трупа и не предпринимает вовремя ни -чего, чтобы уменьшить возможность заражения. Мужество, с которым тургеневский герой встречает свою смерть, свидетельствует об истинной незаурядности его натуры.
Заполните таблицу.
Инсценирование.
- Посмотрите отрывок из главы, повествующей о заражении и смерти героя.

- Прокомментируйте состояние героя, объясните его поведение, укажите, какие детали его поведения, движения, интонации голоса помогают понять героя. (Запишите)
- Прослушайте психологический комментарий к эпизоду с разъяснением поведения героя.
- Какие мысли и чувства вызывает Базаров в сцене смерти?
(Восхищение силой характера, душевной спокойностью, мужеством, умением держаться до конца)
- Не желая умирать, Базаров борется с болезнью, с беспамятством, с болью. До последней минуты он не теряет ясного сознания. То, что он сам себе поставил точный диагноз и рассчитал почти по часам течение болезни ,всегда поражает. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не пытался обмануть себя и, главное, остался верен себе и своим убеждениям.
- Соглашается или не соглашается Базаров принять причастие перед смертью? -------- -Почему Базаров стал ближе нам перед смертью?
- Привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения. Базаров стал перед смертью лучше, человечнее, мягче.
- Запишите.
- Почему Базаров умирает в конце произведения?
(одиночество)
- Мы рассмотрели не все сцены, характеризующие образ Базарова.
- Какие, на ваш взгляд, еще могут дополнить характеристику Базарова.
- Что о нем узнаем еще?
Новые люди выглядят одинокими по сравнению с огромной массой остального общества. Тургенев прав, показывая их одиночество в поместной и городской дворянской среде, прав, показывая, что здесь они не найдут себе помощников.
Чтение таблицы.
-Прочитайте,какие положительные качества Е.Базарова вы записали?
-Прочитайте,какие отрицательные качества Е.Базарова вы записали?
-Каких качеств оказалось больше?
-Как вы думаете почему?
-Каково ваше мнение о Е.Базарове?
V. Итог урока.
- Мы рассмотрим сцены, эпизоды,характеризующие образ Евгения Базарова.
- В чем же противоречивость образа Базарова?
- Мы прослушали аргументы, подтверждающие высказывание Н.Н.Страхова и М.А.Антоновича.
- Аргументы какой точки зрения показались наиболее убедительными?
- Критики романа Тургенева высказывают различные точки зрения о герое романа.
- Вечная борьба старого и нового всегда остается загадной, разгадать которую пытаются во все времена.
- Каково же ваше мнение о Евгении Базарове?
- Кто он, Базаров? Примитивный человек или герой своего времени?
VI.Рефлексия.

- Что вызвало наибольший интерес?
- Что являлось трудным?
- Что запомнилось и осталось непонятным?
VII. Домашнее задание.
Напишите сочинение на тему:“Евгений БазаровКто он? Сильная личность или примитивный человек?”