Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса Программа 2100.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Сковородино
Рассмотрено на заседании ШМО №__________________
Руководитель ШМО____________________
______________________Л.С. Ларина

Протокол №________________

от « »______________________2015г.

Согласовано
Заместитель директора по УВР

_____________________С.Б. Валиёва


« »_________________2015г.

Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №3г.Сковордино

__________________ Т.И. Голдынская

Приказ №_________________

« » _______________2015г.















Рабочая программа
по окружающему миру
для 2 «Г» класса
на 2015 /2016 учебный год


Количество часов: 68 ч. в год (2 часа в неделю).

Составила программу:
Пащенко А.И. – I категория
Пояснительная записка
Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и составлена на основе программы по окружающему миру А.А. Вахрушева.
Программа обеспечена: Учебником в 2 частях «Наша планета Земля» ОС «Школа 2100» А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, М. : Баласс, 2012г.
Рабочей тетрадью к учебнику «Окружающий мир» (Наша планета Земля) ОС «Школа 2100» А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, М. : Баласс, 2012г.
Проверочными и контрольными работами к учебнику «Окружающий мир» (Наша планета Земля) ОС «Школа 2100» А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, О.А. Родыгина, М.: Баласс, 2012г.
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития. Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество). Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.
Цель – ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
 формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
 в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
 воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.
От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.
Во 2 классе на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа – жизнь человека – развитие общества. Ознакомление со строением Земли и её оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы.
Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания.
Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми.
В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.
Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени,
возникновение различий в процессе движения содержания». В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.
Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.
Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.

Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.

- Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования .
- Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.

Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.

Авторская программа «Окружающий мир 2 класс в 2-х частях, » А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, М. : Баласс, 2012г. не была изменена

Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 часов, из них во 2 классе по 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели). Согласно действующему в образовательном учреждении учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучении в объеме 68 часов.
В соответствии с этим реализуется типовая программа «Окружающий мир» (под руководством А. А. Вахрушева) в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год.
В том числе для проведения:
– контрольных работ – 4 часа;
– экскурсий (наблюдения, практические работы: опыты, измерения, работа с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей) – 1 час;
– для создания проектов (групповой, краткосрочный, монопредметный, творческий) – 2 часа.




Требования к уровню подготовки обучающихся .
Линии развития учащихся средствами предмета «Окружающий мир»

– уметь объяснять мир
– уметь определять свое отношение к миру

2-й класс

объяснять отличия твердых, жидких и газообразных веществ; объяснять влияние притяжения Земли; связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли; наблюдать за погодой и описывать ее; уметь определять стороны света по солнцу и по компасу; читать и пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны; называть основные природные зоны и их особенности
оценивать правильность поведения людей в природе; уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле



Планируемые результаты освоения обучающимися программы по окружающему миру
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успеха в учебе;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию окружающего мира;
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников, учителей;
– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве
с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– смысловому восприятию познавательного текста;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
– навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
– устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
– сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
– проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное
оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;
– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
– характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;
– ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
– различать твердые, жидкие и газообразные вещества;
– измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
– различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;
– определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;
– определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
– различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;
– определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
– различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
– приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
– правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями;
– строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.
Обучающийся получит возможность научиться:
– определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;
– показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;
– различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;
– различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
Человек и общество
Обучающийся научится:
– понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;
– выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;
– соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
– определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
– понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
– оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.

Рекомендации по оцениванию учащихся
«5» (отлично) - отсут¬ствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебно¬му материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» (хорошо) - исполь¬зование нового материала, полно¬та раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение
предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 5-6 недочетов по пройденному материалу; нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; от¬дельные неточности изложении материала.
«3» (удовлетворительно) минимальное выполнения заданий, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; не более 8 недочетов по пройденному материалу, неполнота ответа.
«2» (плохо) уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса.


Содержание рабочей программы (68 ч)
1.Введение (4 ч) Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лёд – твёрдое тело. Смена состояний веществ.
2.Земля и солнце (16 ч) Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход Солнца, запад – направление на закат Солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны. Изготовление солнечных часов.
Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос.
Практическая работа с глобусом. Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.
Вселенная или космос. Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.
Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.
Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.
Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.
3.Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч) План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.
Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.
Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.
Материк – большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
7.Формы земной поверхности (7 ч) Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра – природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.
Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.
Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.
Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).
8.Земля – наш общий дом (11 ч) Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.
Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.
Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.
Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.
Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса – саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозёленых лесов на земном шаре.
Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.
Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.
Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.
9.Части света (10 ч) Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.
Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.
Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.
Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.
Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.
Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.
10.Наша маленькая планета Земля (3 ч) Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.
11.Повторение пройденного материала – 5 ч.

Количество уроков
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Год

Контрольные работы
1
1
2
1
5

Проверочные работы
3
3
5
3
14

Экскурсии



2
2

Практические работы
3
1
1
2
7



Плановые проверочные и контрольные работы

Контрольные работы
Проверочные работы

1.Контрольная работа №1 по теме «Предметы. Глобус – модель Земли»

1.Проверочная работа № 1 по теме «Из чего состоят все предметы

2.Контрольная работа №2 по теме «Земля в космосе. Сезонные изменения»

2.Проверочная работа №2. по темам «Природные часы, календарь и компас», «Глобус – модель Земли»

3.Контрольная работа №3 по теме «План и карта. Глобус и карта»

3.Проверочная работа № 3 по теме «Притяжение Земли

4.Контрольная работа №4 по теме «Природные зоны и их особенности»
4. Проверочная работа № 4 по теме «Повторение и обобщение работы»

5.Контрольная работа №5 по разделу «Земля – наш общий дом»
5. Проверочная работа № 5 по теме «Глобус и карта»


6. Проверочная работа № 6 теме «Что изображают на карте»



7.Проверочная работа № 7 по темам «Реки и озера», «Равнины и горы»



8.Проверочная работа№8 по теме «Моря и острова



9.Проверочная работа№9 по теме «Природная зональность



10.Проверочная работа № 10 по теме «Люди, города и страны»



11.Проверочная работа№11 по теме «Европа», «Азия»



12. Проверочная работа № 12 по теме «Путешествие в дальние страны»



13. Проверочная работа №13 по теме «Россия – наша Родина»



14. Проверочная работа №14 по теме «Наша маленькая планета Земля»



Учебно – тематический план

1. Введение (4 ч)
2.Земля и солнце (16 ч)
3.Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч)
4.Формы земной поверхности (7 ч)
5.Земля – наш общий дом (11 ч)
6.Части света (10 ч)
7.Наша маленькая планета Земля (3 ч)
8.Повторение пройденного материала – 4 ч.
9.Часы по усмотрению учителя – 5 ч.




Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Окружающий мир» в частности.
В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Окружающий мир» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
5) географические и исторические карты;
6) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Окружающий мир».
Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий историко-культурной жизни страны и мира и т.д.
Наряду с принципом наглядности в изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.
Курс «Окружающий мир» предусматривает проведение значительного числа лабораторных и практических работ, моделирующих явления природного и социального мира. Исходя из этого, второе важное требование к оснащённости образовательного процесса в начальной школе при изучении окружающего мира состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.
Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешую рыб, перья птиц, многообразные артефакты мира культуры и т.д.
В ходе изучения курса «Окружающий мир» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками.
В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы, собственного организма, человеческих взаимоотношений, поэтому изучение курса «Окружающий мир», насыщенного сведениями о живой и неживой природе, организме человека, его внутреннем мире, различных сторонах общественной жизни, должно стимулировать формирование устойчивого познавательного интереса, его дальнейшее развитие. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса «Окружающий мир», а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям, предусмотренным программой курса «Окружающий мир», поэтому оснащение образовательного процесса по возможности должно включать экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки и т.д. Для проведения экскурсий в классе полезно иметь набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений, животных и т.п.). Для посещения краеведческих, художественных, этнографических, мемориальных музеев важно иметь специальные путеводители, рассчитанные на интерактивные экскурсии по той или иной экспозиции.














Календарно тематическое планирование



п/п
Наименование раздела, темы урока
Диагностика и контроль, их виды и формы
Формы учебной деятельности с учащимися
Используемые технологии, формы и методы работы
Кол –во
часов
Дата


1 четверть – 18 часов

1
Вводный урок «Как мы будем учиться» Подготовка к путешествию. Знакомство с новым учебником

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, знать условные обозначения)
Проблемно-диалогическая технология, словесные методы обучения, фронтальная форма обучения
1
2.09

2
Общие слова-понятия. Живая и неживая природа.

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельноДелать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи
Проблемно-диалогическая технология, частично-поисковые
1
4.09

3
Из чего состоят предметы. Предмет и вещество (Твердые тела, жидкости и газы.)


Умение классифицировать объекты на основе заданного параметра
Проблемно-диалогическая технология, частично-поисковые, словесные
1
9.09

4
Из чего состоят предметы Проверочная работа № 1 по теме «Из чего состоят все предметы»
Проверочная
работа № 1
Использование сравнения для установления общих и специфических свойств объектов, высказывание суждений по результатам сравнения
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты)
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи проводить наблюдения явлений природы

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты)

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

1
11.09

5
Природные часы, календарь и компас. Движение небесных тел.


Проблемно-диалогическая технология, практические, частично-поисковые,
1
16.09

6
Природные часы, календарь, компас. Практическая работа с компасом
Практическая работа с компасом


1
18.09

7
Земля имеет форму шара. Что такое горизонт.



1
23.09

8

Глобус-модель земли. Практическая работа с глобусом.

Практическая работа с глобусом

Практические, групповые формы работы
1


25.09

9
Урок повторения. Проверочная работа №2. по темам «Природные часы, календарь и компас», «Глобус – модель Земли»
Проверочная работа № 2


1
30.09

10
Контрольная работа №1 по теме «Предметы. Глобус – модель Земли»
Контрольная работа№1


1
2.10

11
Земля в космосе. Небесные тела: звёзды и планеты.


Проблемно-диалогическая технология, наглядные (демонстрация уч.фильма)
1
7.10

12
Притяжение Земли. Закон всемирного тяготения.

Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления
Проблемно-диалогическая технология, словесные
1
9.10

13
Смена дня и ночи. Связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси.
Практическая работа «Вокруг земной оси»
Практическая работа «Вокруг земной оси»
Отличать новое знание от уже известного, устанавливать причинно-следственные связи
Определять успешность выполнения своего задания, отличать верно выполненное от неверно выполненного задания в диалоге с учителем
Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами

Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

1
14.10

14
Смена дня и ночи.
Проверочная работа № 3 по теме «Притяжение Земли»
Проверочная
работа № 3

Проблемно-диалогическая технология, практические, частично-поисковые
1
16.10

15
Смена времен года. Причина смены времён года.


Проблемно-диалогическая технология, наглядные ( демонстрация учебного фильма)
1
21.10

16
Смена времен года. Обращение Земли вокруг Солнца.



1
23.10

17
Где на земле теплее. Освещение Земли солнечными лучами.



1
27.10

18
Погода и климат. Погодные явления.


Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация)
Проблемно-диалогическая технология, практические, частично-поисковые
1
30.10

2 четверть - 15 часов

19

Погода и климат. Практическая работа с термометром.


Практическая работа с термометром


1


09.11


20
Повторение и обобщение работы Проверочная работа № 4
Проверочная работа № 4
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни

1
13.11

21
Контрольная работа №2 по теме «Земля в космосе. Сезонные изменения»
Контрольная работа №2


1
16.11

22
План и карта Практическая работа по созданию плана класса.

Определять и формулировать цель деятельности
Перерабатывать информацию для получения необходимого результата
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты)



Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание)
Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща


Проблемно-диалогическая технология, практические, частично-поисковые
1
20.11

23
План и карта. Практическая работа с картой.
Практическая работа с картой


1
23.11

24
Глобус и карта. Отличие глобуса и карты полушарий.


Проблемно-диалогическая технология, фронтальная беседа
1
27.11

25
Повторение изученного материала. Проверочная работа № 5 по теме «Глобус и карта»
Проверочная работа № 5


1
30..11

26
Что изображают на карте. Географические изображения на карте полушарий.


Проблемно-диалогическая технология, наглядные, словесные
1
4.12

27
Что изображают на карте. Определение объектов по цвету.



1
7.12

28
Материки и океаны. Что такое часть света.


Проблемно-диалогическая технология, работа в парах
1
11.12

29
Повторение изученного материала. Проверочная работа № 6 теме «Что изображают на карте»
Проверочная работа№6


1
14.12

30
Реки и озера.Что такое исток,устье,берега.

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники), подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения
Проблемно-диалогическая технология, работа в микрогруппах
1
18.12

31
Реки и озера. Особенности озёр.



1
21.12

32

Равнины и горы. Особенности равнин и гор


Проблемно-диалогическая технология, фронтальная беседа
1
25.12



33
Равнины и горы. Различие географических понятий.



1
28.12

3 четверть - 20 часов

34
Повторение изученного материала. Проверочная работа № 7 по темам «Реки и озера», «Равнины и горы»
Проверочная работа№7


1
11.01

35
Моря и острова. Характерные особенности морей островов и полуостровов.


Проблемно-диалогическая технология, исследовательские, частично-поисковые
1
15.01

36
Моря и острова. Проверочная работа№8 по теме «Моря и острова»
Проверочная работа№8


1
18.01

37
Учимся решать жизненные задачи Контрольная работа №3 по теме «План и карта. Глобус и карта»
Контрольная работа №3
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни

1
22.01

38
Экологические системы. Пищевые связи.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Проблемно-диалогическая технология, фронтальная беседа
1
25.01

39
Экологические системы. Проверочная работа№9 по теме «Природная зональность»
Проверочная работа№9


1
29.01

40

Экологические системы. Живая и неживая природа и их связь

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)



Учиться планировать учебную деятельность на уроке
Умение осуществлять простейшее планирование своей деятельности
Проблемно-диалогическая технология, частично-поисковые
1
102

41
Природная зональность. Закон природной зональности .



1
5.02

42
Природные зоны холодного пояса. Обитатели холодного пояса.



1
8.02

43
Леса умеренного пояса.Особенности хвойных и лиственных лесов.


Проблемно-диалогическая технология, наглядные
1
12.02

44
Засушливые зоны умеренного пояса. Степи и пустыни и их обитатели.


Проблемно-диалогическая технология, словесные
1
15.02

45
Путешествие в дальние земли. Особенности тропического пояса.
Самостоятельная подготовка докладов

Проблемно-диалогическая технология, исследовательские
1
19.02

46
Горные экосистемы. Животный и растительный мир гор.


Проблемно-диалогическая технология, работа в группах сменного состава
1
26.02

47
Повторение изученного материала. Проверочная работа № 10 по теме «Люди, города и страны»
Проверочная работа№10


1
29.02

48
Люди, города и страны. Хозяйство человека.

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания



Учиться планировать учебную деятельность на уроке
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты)

Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств

Проблемно-диалогическая технология, фронтальная беседа
1
4.03

49
Люди, города и страны. Проверочная работа№11 по теме «Европа», «Азия»
Проверочная работа№11


1
9.03

50
Контрольная работа №4 по теме «Природные зоны и их особенности»
Контрольная работа. №4


1
11.03

51
Путешествие тучки по Европе. Страны Европы и их жители.


Проблемно-диалогическая технология, практические, частично-поисковые
1
14.03

52
Азия. Важнейшие страны Азии и их жители.


Проблемно-диалогическая технология, частично-поисковые
1
18.03

53
Урок – отчёт. Путешествие в дальние страны
Сообщения

Проблемно-диалогическая технология, фронтальная беседа
1
21..03

54
Африка. Важнейшие страны Африки и их жители.
Практическая работа с глобусом и картой
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты)

Проблемно-диалогическая технология, практические, частично-поисковые
1
25.03

55
Америка. Важнейшие страны Аме-рики и их жители



1
28.03

4 четверть - 14 часов

56
Австралия и Антарктида. Проверочная работа № 12 по теме «Путешествие в дальние страны»



1
04.04

57
Россия – наша Родина. Практическая работа с глобусом и картой



1
8.04

58
Россия – наша Родина. Проверочная работа №13 по теме «Россия – наша Родина»
Проверочная работа №13

Проблемно-диалогическая технология, фронтальные
1
11.04

59

Экскурсия «Формы земной поверхности»
«Формы земной поверхности»
«Знакомство с природой своей природной зоны»
Анализировать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности

Проблемно-диалогическая технология, групповая форма исследовательские
1

15.04

60
Экскурсия «Знакомство с приро- дой своей природной зоны»



1
18.04

61
Наша маленькая планета .Земля Человек и экосистема.

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы


Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите
Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни
Проблемно-диалогическая технология, групповые, парная работа
1
22.04

62
Наша маленькая планета Земля. Проверочная работа №14 по теме «Наша маленькая планета Земля»
Проверочная работа №14


1
25.04

63
Урок повторения. Земля – наш общий дом


ИКТ – технологииСловесно-наглядный
1
29.04

64
Учимся решать жизненные задачи
Контрольная работа №5


1
04.05

65
Контрольная работа №5 по разделу «Земля – наш общий дом»



1
06.05

66
Работа над ошибками по разделу «Земля – наш общий дом»



1
13.05

67
Проект «Всемирная выставка»



1
16.05

68
Обобщение. Игра «Путь человечества»



1
20.05





















Литература:
1.Метод. рекомендации для учителя / А. А. Вахрушев, Е. А. Самойлова, О. В. Чиханова. – М. : Баласс, 2012-2013
2. Учебником в 2 частях «Наша планета Земля» ОС «Школа 2100» А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, М. : Баласс, 2012г.
3.Рабочей тетрадью к учебнику «Окружающий мир» (Наша планета Земля) ОС «Школа 2100» А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, М. : Баласс, 2012г.
4.Проверочными и контрольными работами к учебнику «Окружающий мир» (Наша планета Земля) ОС «Школа 2100» А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, О.А. Родыгина, М.: Баласс, 2012г.
2 . Интернет-ресурсы:
3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru
4. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»:
5.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7.http://pedsovet.org/
8.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 9.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10..http://www.zavuch.ru/









13PAGE 15


13PAGE 142715




15