Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Здоровый образ жизни».


Главное управление образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Рубцовская общеобразовательная школа-интернат № 2»
Согласованно на заседании
Методического совета
Протокол № ___от _____________2016 г УТВЕРЖДАЮ:
Директор КГБОУ «Рубцовская общеобразовательная
школа-интернат № 2»
_______________О.А.Семион «____»____________2016 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности
«Здоровый образ жизни»
1 класс
2016-2017 учебный год
Автор-составитель:
И.А. Сорокина
учитель физической культуры
г. Рубцовск, 2016
Пояснительная записка
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к учащимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый образ жизни» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый образ жизни» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе.
Цель: мотивация обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Задачи:
Формировать представление о факторах влияющих на здоровье; правильном питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
Обучать осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье; элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); упражнениям сохранения зрения.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников. 
Нормативно-правовой и документальной базой программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся 1 класса являются:
-Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства науки России от 19.12.2014 №1399 «Об утверждении ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью»
-Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).
Программа рассчитана на 33 часа, по 1 часу в неделю.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый образ жизни» носит комплексный характер, что отражено  в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровья.Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый образ жизни» предназначена для обучающихся 1 класса. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно занятия по внеурочной деятельности проводятся 1 раз в неделю после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 30 минут. Количество внеурочных занятий за 1 учебный год 33 часа.
Занятия проводятся в учебном кабинете, спортивном зале и в специально оборудованном кабинете.
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый образ жизни» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Методы обучения и виды деятельности обучающихсяДля освоения обучающимися курса по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Здоровый образ жизни» используются следующие методы обучения:
- словесные (рассказы, работа с книгой)
- наглядные (наблюдение, просмотр презентаций, видеоуроки)
- практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры)
К видам деятельности обучающихся относятся:
- выполнение игровых заданий
- обогащение и уточнения словаря
Содержание программы построено на основе психолого-педагогических принципах таких как:
- принцип «от простого к сложному»
- принцип доступности
- принцип наглядности
- принцип учета объема и степени разнообразия материала — вербального и картиночного
- принцип учета эмоциональной сложности материала
Ожидаемые результаты
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый образ жизни» обучающиеся должны
знать:
элементарные принципы здорового образа жизни;
нормы поведения, одобряемые в обществе (что такое «хорошо» и что такое «плохо»)
уметь:
выполнять элементарные навыки личной гигиены;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.Формы подведения итогов
- участие в спортивных соревнованиях;
- участие в дне спорта в классе;
- участие в соревнованиях с родителями «Мама, папа, я – спортивная семья»;
- участие в конкурсе рисунков «Здоровый образ жизни»;
- участие в викторинах;
- участие в ролевых играх;
- накопления материалов по типу «портфолио».
- предполагается выход за пределы школы для участия в мероприятиях через сеть Интернет;
Содержание изучаемого курса
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый образ жизни» состоит из 7 разделов:
№п\пНаименование разделов Темы Всего часов Ожидаемый результат
1 «Вот мы и в школе Личная гигиена
Значение утренней гимнастики для организма 4 Выполнять элементарные навыки личной гигиены
2 Питание и здоровье» Основы правильного питания
Гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи 5 Должны различать “полезные” и “вредные” продукты
Выполнять элементарные навыки культуры поведения во время приема пищи
3 Моё здоровье в моих руках» Влияние окружающей среды на здоровье человека
Чередование труда и отдыха
Профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата. 7 Познакомить детей с правильным отношением к своему здоровью
4 Я в школе и дома». Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении
Гигиена одежды
Правила хорошего тона 6 Выполнять элементарные навыки личной гигиены, воспитывать стремление к здоровому образу жизни
5 Чтоб забыть про докторов»
Закаливание организма 4 Формировать у детей представления о прогулки, как об одном из элементов закаливания.
6 Я и моё ближайшее окружение» Вредные привычки
Настроение в школе и дома 3 Формировать у детей нормы поведения, одобряемые в обществе (что такое «хорошо» и что такое «плохо»)
7 «Вот и стали мы на год взрослей»
Первая доврачебная помощь в летний период
Опасности летнего периода. 4 Продолжать пополнять знания детей
Всего:
33 часа Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу
№п\пДата проведения по плану Дата фактического проведения с указанием причины корректировки даты Тема занятия Кол-во часов Тип занятия Форма проведения занятия Вид деятельности обучающихсяСредства наглядности Примечание
1 Раздел №1 Введение «Вот мы и в школе» 1.1 05.09 Дорога к доброму здоровью 1 Открытие нового Лекция Ответы на вопросы Презентация 1.2 12.09 Здоровье в порядке- спасибо зарядке 1 Открытие нового Спортивное занятие Разучивание комплекса утренней зарядки Музыкальное сопровождение 1.3 19.09 В гостях у
Мойдодыра1 Открытие нового Работа с информацией Просмотр видео Видеопроектор 1.4 29.09 Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр» 1 Закрепление нового знания Развлечение Участие в развлечении Итого: 4 2 Раздел №2 Питание и здоровье 2.1 03.10 Витаминная тарелка на каждый день. 1 Открытие нового Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» Рисование Презентация 2.2 10.10 Культура питания 1 Открытие нового Работа с информацией
Беседа 2.3 17.10 Ю.Тувим «Овощи» (умеем ли мы правильно питаться) 1 Открытие нового Чтение произведения Беседа 2.4 24.10 Как и чем мы питаемся 1 Закрепление нового знания викторина Ответы детей Презентация 2.5 31.10 Красный, жёлтый, зелёный 1 Закрепление нового знания викторина Ответы детей Презентация Итого: 5 3 Раздел №3 Моё здоровье в моих руках 3.1 07.11 Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим
1 Открытие нового Викторина Ответы детей Презентация 3.2 14.11 «Сезонные изменения и как их принимает человек» 1 Комплексное применения знаний Экскурсия Беседа 3.3 21.11 Стихотворение «Ручеёк» 1 Открытие нового Импровизация Выполнение движений под текст Книга 3.4 28.11 Полезные и вредные продукты. 1 Закрепление нового знания
Викторина Ответы детей Презентация 3.5 5.12 Как обезопасить свою жизнь 1 Открытие нового Работа с информацией Ответы детей Презентация 3.6 12.12 «Мы болезнь победим быть здоровыми хотим» 1 Комплексное применения знаний Спортивное развлечение Игровые упражнения Музыкальное сопровождение 3.7 19.12 В здоровом теле здоровый дух 1 Закрепление нового знания Спортивное развлечение Подвижные игры Мячи, палки, скакалки Итого: 7 4 Раздел № 4 Я в школе и дома 4.1 26.12 Мой внешний вид –залог здоровья 1 Открытие нового Ролевая игра Действие по сценарию 4.2 16.01 Зрение – это сила
1 Открытие нового Упражнения для глаз Выполнение Презентация 4.3 23.01 Осанка – это красиво 1 Комплексное применения знаний ОРУ с палками Выполнение Музыкальное сопровождение 4.4 30.01 Весёлые переменки 1 Комплексное применения знаний «Веселая зарядка» под музыку ОРУ с лентами Музыкальное сопровождение 4.5 06.02 Здоровье и домашние задания 1 Обобщение, систематизация и оценка знаний
Выставка рисунков «Полезные и вредные привычки» Нарисовать рисунки Рисунки 4.6 13.02 Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим
1 Комплексное применения знаний Спортивное развлечение Подвижные игры Спортивный инвентарь. Итого: 6 5 Раздел № 5 Чтоб забыть про докторов 5.1 27.02 “Хочу остаться здоровым”.
1 Открытие нового 5.2 06.03 Вкусные и полезные вкусности 1 Обобщение, систематизация и оценка знаний Викторина Ответы детей Презентация 5.3 13.03  «Как хорошо      здоровым быть» 1 Спортивное развлечение Спортивный инвентарь. 5.4 20.03 «Как сохранять и укреплять свое здоровье» 1 Комплексное применения знаний Праздник Подвижные игры-эстафеты Спортивный инвентарь. Итого: 4 6 Раздел № 6 Я и моё ближайшее окружение
6.1 27.03 Моё настроение Передай улыбку по кругу.   1 Комплексное применения знаний Выставка рисунков «Моё настроение» Рисунки Выставка 6.2 03.04 Вредные и полезные привычки 1 Закрепление нового знания Викторина Ответы детей 6.3 10.04 “Я б в спасатели пошел” 1 Комплексное применения знаний Круглый стол Беседа Картинки с профессиями Итого: 3 7 Раздел № 7 «Вот и стали мы на год взрослей» 7.1 17.04 Опасности летом 1 Открытие нового Просмотр видео фильма Беседа видео фильм 7.2 24.04 Первая доврачебная помощь
1 Закрепление нового знания Практическое занятие Презентация 7.3 15.05 Вредные и полезные растения. 1 Комплексное применения знаний Экскурсия Ответы детей Гербарий 7.4 22.05 Чему мы научились за год. 1 Обобщение, систематизация и оценка знаний Практическое занятие Ответы детей Карточки Итого:  4 Всего:
33 Информационно-методическое обеспечение:
Учебные пособия: натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, и др.; изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.; измерительные приборы: весы, часы и их модели.Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Литература
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.:  1991. – 120