Рабочая программа, календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности Здоровейка (2 класс)


УТВЕРЖДЕНО
Приказом МБОУ СОШ №3
№_________от_____________2016г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа № 3 г.о.Пущино
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Здоровейка»
спортивно – оздоровительное направление
для 2 «А» класса
Учитель: Горбачева Ольга Юрьевна
2016
Рабочая программа по спортивно – оздоровительному направлению составлена в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009), на основании приказа Минобрнауки России «О внесении изменений в ФГОС НОО» от 31.12.2015 года №» 1576, Примерной программы по спортивно – оздоровительному направлению, основной образовательной программы МБОУ СОШ №3.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» обучающиеся должны знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.Содержание курса.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.
формы проведения занятия
и виды деятельности тематика
игры Мы весёлые ребята , быть здоровыми хотим , все болезни победим
“Я б в спасатели пошел”
«Остров здоровья»
«Состояние экологии и её влияние на организм человека»
беседы Полезные и вредные продукты
Гигиена правильной осанки
«Доброречие»
Мой внешний вид –залог здоровья
Как питались в стародавние времена и питание нашего времени
Мода и школьные будни
Как защититься от простуды и гриппа
тесты и анкетирование Чему мы научились за год. «Правильно ли вы питаетесь?»
Чему мы научились и чего достигли«Что мы знаем о здоровье»
«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»
«Мои отношения к одноклассникам»
«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»
круглые столы «Как сохранять и укреплять свое здоровье» Мир моих увлечений
школьные конференции В мире интересногопросмотр тематических видеофильмов «Как сохранить и укрепить зрение»
«Быстрое развитие памяти»
«Человек»
«Мышление и мы»
Клещевой энцефалит
Вредные и полезные растения.
экскурсии «Сезонные изменения и как их принимает человек»
«Природа – источник здоровья»
«У природы нет плохой погоды»
дни здоровья, спортивные мероприятия «Дальше, быстрее, выше»
«Хочу остаться здоровым»
. «За здоровый образ жизни»
конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок В здоровом теле здоровый дух
«Моё настроение»
Вредные и полезные растения.
Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка»
«Продукты для здоровья»
«Мы за здоровый образ жизни»
«Нет курению!»
Выпуск плакатов «Продукты для здоровья»
решение ситуационных задач Культура питания.
Этикет.
Лесная аптека на службе человека
Вредные привычки
театрализованные представления, кукольный театр Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк»
Кукольный спектакль К. Чуковский «Мойдодыр»
Спектакль С. Преображенский «Капризка»
Спектакль «Спеши делать добро»
участие в городских конкурсах «Разговор о правильном питании» «Разговор о правильном питании»
«Вкусные и полезные вкусности»
«Хлеб всему голова»
«Что даёт нам море»
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Тематическое планирование.
«Если хочешь быть здоров»
Цель: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
Категория слушателей: обучающиеся 2 класса
Срок обучения: 1 год
Режим занятий: 1 час в неделю(34 часа)
№ п/пНаименование разделов и дисциплин Всего,
час. В том числе Форма
контроля
лекции практи-ческиезанятия I Введение «Вот мы и в школе». 4 1 3 КВН
II Питание и здоровье 5 3 2 викторина
III Моё здоровье в моих руках 7 3 2 За круглым столом
IV Я в школе и дома 6 3 3 КВН
V Чтоб забыть про докторов 4 1 3 «Разговор о правильном питании» городской кокурсVI Я и моё ближайшее окружение 4 2 2 Школьная научно – практическая конференция
VII «Вот и стали мы на год взрослей» 4 2 2 Диагностика
Итого: 34 16 18 № п/пНаименование разделов и дисциплин Всего,
час. Дата проведения I Введение «Вот мы и в школе». 4 1.1 Что мы знаем о ЗОЖ 1 06.09 1.2 По стране Здоровейке1 13.09 1.3 В гостях у Мойдодыра1 20.09 1.4 Я хозяин своего здоровья 1 27.09 II Питание и здоровье 5 2.1 Правильное питание – залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь. 1 04.10 2.2 Культура питания. Этикет. 1 11.10 2.3 Спектакль «Я выбираю кашу» 1 18.10 2.4 «Что даёт нам море»
25.10 2.5 Светофор здорового питания 1 III Моё здоровье в моих руках 7 3.1 Сон и его значение для здоровья человека 1 3.2 Закаливание в домашних условиях 1 3.3 День здоровья
«Будьте здоровы» 1 3.4 Иммунитет 1 3.5 Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”. 1 3.6 Спорт в жизни ребёнка. 1 3.7 Слагаемые здоровья 1 IV Я в школе и дома 6 4.1 Я и мои одноклассники 1 4.2 Почему устают глаза? 1 4.3 Гигиена позвоночника. Сколиоз 1 4.4 Шалости и травмы 1 4.5 «Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление 1 4.6 Умники и умницы 1 V Чтоб забыть про докторов 4 5.1 С. Преображенский «Огородники»
1 5.2 Как защитить себя от болезни.(Выставка рисунков) 1 5.3 День здоровья
«Самый здоровый класс» 1 5.4 «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности 1 VI Я и моё ближайшее окружение 4 6.1 Мир эмоций и чувств. 1 6.2 Вредные привычки 1 6.3 «Веснянка» 1 6.4 В мире интересного1 VII «Вот и стали мы на год взрослей» 4 7.1 Я и опасность. 1 7.2 Чем и как можно отравиться. Кукольный спектакль А.Колобова «Красивые грибы» 1 7.3 Первая помощь при отравлении 1 7.4 Наши успехи и достижения
1 Итого: 34 СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО _________ Хабибулина Р.Н.
Протокол от __________№_________
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР _________Лизякина И.А.
«_____»___________ 2016 г.