Урок обучения грамоте с использование технологии Развитие критического мышления. Тема:Буква Я. Закрепление


УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ПОСТРОЕННЫЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО»
Урок составлен учителем начальных классов Чупровой Александрой Ардальоновной .и проведён в 1 классе МБОУ «Цилемская СОШ».

Тема: «Буква Я». Обобщение.

Цели:
-закрепить знания о букве я, выступающей в качестве показателя мягкости согласных звуков;
-добиться чёткого усвоения того, в каких случаях буква я обозначает два звука;
- совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом, прогнозирование текста, отвечать на вопросы по содержанию;
-способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.
-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
 Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться задавать вопросы и отвечать на них.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, интерактивная доска, карточки для парной работы, цветные карандаши, сигнальные карточки.
Этапы урока Содержание урока.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся Приёмы ТРКМ
1. Организационный момент. -Давайте поприветствуем наших уважаемых  гостей, улыбнёмся друг другу.
 Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Настраиваемся работать хорошо и слаженно .Вот уже звенит звонок,
начинается урок
 
2.Актуализация знаний. - В начале урока мы  повторим то, что уже знаем.
Итак, верите ли вы, что …
звуки бывают гласные  и согласные.
    2).  твёрдые  и пушистые
    3)   звонкие   и глухие      
     4). звуки мы слышим,  буквы пишем
     5). в слове столько слогов, сколько согласных.
6) одна буква может обозначать два звука

Проверка. Самооценка с помощью светофорика. Дети отмечают на листочке + и -
+

+
+

+
Приём «Верите ли вы, что…»
Рефлексия по заданию.
зелёный Всё верно.
жёлтый Допусти 1-2 ошибки.
красный Не справился с работой.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Чтобы определить тему урока, выполним задание.
Найди в каждой строке лишнюю букву.
А Пу РБ в рл
а о у в
рк д н
с а т з
я о у и
- Составьте из этих букв тему урока.
Проверка на интерактивной доске.
Тема урока: «Буква Я и звуки, которые она обозначает».
Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цель нашего урока.
Цель: закрепить знания о букве Я и звуках, которые она обозначает;
учиться читать слова и предложения с этой буквой;
учиться задавать вопросы и отвечать на них.
Чтобы достигнуть поставленной цели…
Давайте вспомним всё, что мы уже знаем
о букве Я.
Буква Слог Слово
Гласная буква я Обозначает мягкость согласных
Обозначает два звука Безударной Ударная
1)у – она строчная
2) Б – заглавная
3) в – согласная
4) к – глухая согласная
5) а – гласная
6) я – обозначает два звука
Определяю тему урока : «Буква Я»
С помощью учителя
определяют и формулируют цель урока.
Составляют кластер.
……нужно внимательно слушать, правильно отвечать на вопросы, дружно работать
Кластер.

4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые)
Прочитайте слова и соотнесите их с картинками.
На интерактивной доске слова: яблоко, сливы, ягоды, абрикосы и соответствующие картинки.
- Какое слово лишнее?
- Давайте подберём слова, которые могут описать это яблоко.
( На интерактивной доске изображение яблока)

Чтение стихотворения Я.Акима о яблоке в «Азбуке» на стр.116

Какое яблоко в стихотворении Я.Акима. Работают на
интерактивной доске.
Яблоко – обозначает один предмет.
Описывают яблоко: красное, сочное, вкусное, круглое, ароматное и т.дЧитают 1 раз жужжащим чтением, 2 раз по строчке вслух. Физминутка.
Выполняют музыкальную физминутку. 5)Первичное закрепление в изменённой ситуации Распредели слова на группы.
Яков, Яна, Настя,
Катя, Мария, Олеся.
Работают на
интерактивной доске.
1 группа: буква Я обозначает два звука
2 группа: буква Я обозначает мягкость согласных .Когда буква Я обозначает 2 звука? 1 звук?
6) Работа с текстом. Сегодня мы будем читать рассказ
«Яблоко в осеннем саду».
(Текст закрыт.)
- О чём может быть рассказ?
Маленькие близнецы Оля и Нина гуляли в саду. Почти вся листва с яблонь опала. Девочки подошли к большой яблоне. Рядом с жёлтыми листочками они увидели красное яблоко.
1часть. О каком времени идёт речь?
Что нашли девочки в саду?
Задайте вопросы вы.
Что будут делать девочки? Ваши предположения.
- Как оно тут сохранилось? – удивляясь спросила Оля.
- Сейчас мы его сорвём, - сказала Нина и сорвала яблоко.
2 часть.
Почему Оля удивилась, увидев на дереве яблоко?
Ваши вопросы по тексту.
Кому достанется яблоко?
Каждой хотелось подержать его в руках. Яблоко переходило из рук в руки. Но вот им обеим пришла в голову одна и та же мысль.
3 часть.
Почему яблоко переходило из рук в руки?
Какая мысль могла прийти девочкам?
Они радостные прибежали к маме. Отдали ей яблоко. В маминых глазах сияла радость.
4 часть. Ваши вопросы.
Почему в глазах мамы сияла радость?
Кому достанется румяное яблоко?
Как этот поступок характеризует девочек?
Мама разделила яблоко и дала девочкам по половинке.
5 часть. Как поступила мама?
- А вы делитесь своими подарками с родными и друзьями?
Учащиеся высказывают предположения.
Дети отвечают и задают друг другу вопросы по прочитанной части. Чтение с остановками.
Простые и толстые вопросы.
7)Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации .Составление синквейна о близнецах
всем классом (Сначала дети обсуждают в парах, а затем учитель пишет на слайде.)
Кто были главными героями рассказа? Девочки –близнецы.
Какие они? Маленькие, добрые.
Что они делали в саду? Гуляли, нашли, сорвали.
В каком предложении выражена главная мысль? Они радостные прибежали к маме и отдали ей яблоко.
Подберите одно слово, которое характеризует девочек. Умницы!
Работа в парах (устно).
Синквейн.
8)Итог урока. Рефлексия
-Расскажите об особенностях буквы Я.
- Чему нас учит прочитанное произведение?
-Какие поступки должен совершать человек, чтобы его считали добрым?
-Какие цели ставили? Выполнили ли мы их?
Понравился ли вам урок? Какие задания понравилось выполнять?
-Кому сегодня было сложно?
– У кого всё получилось? Оцените свою работу светофориком.
– Вы сегодня все молодцы!
– Спасибо за урок. Дети отвечают на вопросы и оценивают свою работу на уроке.