Конспект урока обучения грамоте на тему: «Заглавная буква Д, закрепление. Парные согласные. »


Урок письма в 1 классе
Тема: «Заглавная буква Д, закрепление. Парные согласные. »
Класс: 1 класс
Технологии: презентация, проектор.
Практическая реализация:
Данный открытый урок был проведен в 2015 уч. г.


Конспект урока

Цель урока: учить учащихся правильно писать заглавную букву Д, имена собственные; соединять ее с другими буквами.
Задачи:
- учить анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в заглавной букве Д;
- развивать письменную и письменную речь;
- формировать навыки совместной деятельности.
Оборудование: у учащихся сигнальные двуцветные кружки для осуществления обратной связи, задание для работы в группе; в паре.
у учителя: интерактивная доска, ПК.
Ресурсы: Пропись № 3 авт. Горецкий В.Г., Федосова Н.А; презентация для SMART – доски.

Планируемые результаты
Предметные
- писать строчную и заглавную буквы Д, д ;
- писать с комментированием слова с изученными буквами;
- образовывать форму единственного и множественного числа существительных;
- дополнять предложения словами, записывать их с комментированием;
- подбирать проверочные слова для проверки парных согласных.

Метапредметные
- понимать и принимать учебную задачу урока, решать ее под руководством учителя;
- планировать деятельность на уроке;
- применять критерии оценивания выполненной работы;
- анализировать работу товарищей; оценивать ее по правилам.

Личностные
- проявлять интерес к процессу письма;
- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения в паре, группе.

Формирование УУД:
Познавательные УУД:
- ориентироваться в прописи
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям

Коммуникативные УУД:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Регулятивные УУД:
- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
- формирование правильной посадки за столом
- правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетрадей
- формулировать тему и цели урока
- устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи
- осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности

Личностные УУД:
- проявлять уважение к товарищам, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей.
- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей;
- сохранять мотивацию к учебе
- ориентироваться на понимание причин успеха в учебе
- проявлять интерес к новому учебному материалу
- развивать способность к самооценке

Образовательные технологии:
- технология диалогового обучения
- технология развивающего обучения
- информационные технологии



Цели урока:
Образовательные: учить различать на слух звонкие и глухие согласные; добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных; обобщить знания о различных способах проверки парных согласных в корне; закреплять умения давать характеристики звуков, знания об изученных орфограммах; формировать навык грамотного письма.
Развивающие: формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения, развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, развивать умение применять новые знания , развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт, развитие умения формулировать проблему, развить умение применять полученные знания на практике, развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.
Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях, развитие коммуникативных УУД: воспитывать умение работать в коллективе, в группах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.

Тип урока: повторение и обобщение изученного .
Форма урока: путешествие


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

- Прозвенел звонок. Начинается урок. Сначала сядет тот, чьё имя начинается с букв гласных звуков. Затем сядут те, чьё имя начинается с согласного твёрдого звука, затем – с согласного мягкого звука.


Приветствие учащихся.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.
Актуализация
знаний





Проблемная ситуация.














3. Постановка учебной цели.
Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

- Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по городам страны Письма.
Отгадайте вид транспорта, на котором мы отправимся в путь:
Железные избушки прицеплены друг к дружке,
Одна из них с трубой, везет всех за собой. (ПОЕЗД)
-Итак, приготовились, поехали! Что такое, почему мы не едем? Что мешает нашему пути? Ах, да что это? Какая-то табличка.. ! Стоп! Проезда нет!
(перед поездом ограждение и транскрипции слов)
На доске (СЛАЙД) транскрипция слов: [плот].
-Давайте обозначим буквами слово.

Какую букву надо писать в конце слова? Что имеется ввиду плод или плот?
-Почему возникла такая проблема?
- С чем столкнулись? С несоответствием произношения и написания чего? (согласных звуков и букв)
. он-широкая река.


Почему пропущена буква?
-Как вы думаете, что мы будем изучать? - Посмотрите на все эти слова и попробуйте сформулировать тему урока. Чем мы будем заниматься на уроке?

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.
Узнавать
Повторять
Писать














Записывают по одной букве у доски слово буквами слово.
Д:
произносятся одинаково, а пишутся по- разному.
Опасное место-заглавная буква.




Формулируют тему урока, цели.

Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели. планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения, развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать


Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).


4.
Работа по теме урока.



































Работа на странице прописи.






Орфографическая зарядка. - Итак, в путь. (Слайд №1) Проектор
Остановка в городе Деревьев. Нас встречают могучие дубы с жителями города.
Проверьте посадку при письме в левом верхнем углу. Обведите буквы внутри деревьев. Что вы о них можете сказать?
-Какое задание вы можете предложить с этими согласными? Оцените свою работу на шкале ствола дерева. Поменяйтесь деревьями, проверьте у соседа и оцените работу соседа на второй шкале. А 3 шкала для меня.
- Остановка в городе Слов (Слайд №2) Жители этого города предлагают провести орфографическую зарядку в группах. Прочитайте слова, разделите их на группы, подчеркните опасные места.

Сад, нос, сады, носы, кот, коты, зуб, зубы.
- Пока вы работали, я в этом городе услышала одну историю. Хочу рассказать её вам: Спор согласных. - В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор. - В таких словах, как САД, ЗУБ, КОТ (Слайд №4 – слова), нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные. - Нет, неправда. Нужно писать букву глухого согласного, - говорили глухие. Глухие не унимались, а звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного – правила. И чуть не погибли. Но на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО. - Как вы думаете, что сказал король – всемогущее ПРАВИЛО? (Слайд №6)
Вот мы и проверим, как вы учитесь применять это правило.
Откроем прописи на странице 19.
Прочитаем слова первой строчки. Подчеркните опасное место. Проверим.
Прочитайте слово второй строчки. Какое слово спряталось в схеме? Раскрасьте схему слова. Какое опасное место в слове? Проговорите его орфографически. Запишите.
Третью строчку выполните самостоятельно.

Звонкие согласные поблагодарили короля за оказанную им помощь и пошли мириться с глухими согласными. - Запомните, ребята, правила нужно учить всегда. Если вы не будете их знать, то вас одолеет любой враг, - сказал в заключении король – всемогущее ПРАВИЛО.





Это парные согласные.
Соединить пары.




Работа по группам, комментируют написание слов, графически объясняют выбор орфограммы.















Дети вслух говорят правило в стихах.



Сигнальные карточки.

Запись.
Проверка.


Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений)
УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества









УУД (личностных, регулятивных, познавательных)
развитие умения применять новые знания, умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт,











Физминутка
































Рефлексия.



А наш поезд едет по мосту. Отгадайте, какие реки могут протекать под мостом? Возьмите голубую карточку- речку и поработайте в парах. Отгадайте слова. Запишите внизу.
2 1 3 5 4 5 2 1 4 3
ЕДСАН АУДНБ
Подчеркните опасные места. Что надо знать, чтобы грамотно написать эти слова?
Запишите в прописи названия рек через запятую, в конце поставьте точку.

Остановимся на отдых.
А за окном поезда ветер северный подул:
(руки вверху покачиваем)
Листья все с деревьев сдул.
(опускаем руки)
Полетели, закружились
(машем руками)
И на землю опустились.
(руки кладем на парту )
Дождик стал по ним стучать: «Как-кап-кап!»
(стучим по парте пальчиками)
Град по ним заколотил: «Тук-тук-тук!»
(стучим по парте кулачками)
Листья все насквозь пробил.
Снег потом припорошил,
(плавные движения кистей рук)
Одеялом их накрыл.
(сомкнули руки над головой)

- Продолжаем наше путешествие. Прочитайте, что мы проезжаем дальше?
Подчеркните опасные места.

Последняя остановка - город пословиц. Что такое пословица?
Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?
Подчеркните орфограммы и запишите ее на следующей строчке.
Начертите шкалу в прописи и оцените свою работу.


- Наше путешествие подошло к концу. - Вернёмся к целям нашего урока.
Над чем мы сегодня работали?
- Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались внимательно выслушивать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали.
Покажите своё настроение.

Работа в парах.




Названия рек пишутся с большой буквы.


Выполнение упражнений

















Города.
Обведите слово, выделяя опасные места.


Народная мудрость.

















Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).



УУД: познавательные
регулятивные