Выступление на МО классных руководителей по теме «Основы антикоррупционной культуры: система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении»

КГУ «Соколовская средняя школа»









Выступление на МО классных руководителей по теме
«Формирование антикоррупционного мировоззрения у учащихся начальной школы»


















Формирование антикоррупционного мировоззрения у учащихся начальной школы

Важной составляющей в формировании антикоррупционного мировоззрения является использование потенциала воспитательной работы в школе. Поэтому, своей целью в воспитании младших школьников по данной проблеме вижу в формировании гражданского сознания, в воспитании ценностных установок и развитие способностей, необходимых для формирования у ребят гражданской позиции в отношении коррупции.
Антикоррупционное воспитание в школе осуществляется как с использованием традиционных форм обучения, т.е. включение элементов антикоррупционного образования в общеобразовательные программы, так и нетрадиционных, таких как поощрение разного рода ученических инициатив во внеурочном образовании: акции, ученические конференции, круглые столы, диспуты и другие мероприятия.
Начинать профилактику необходимо уже в начальных классах. И тогда, на следующей ступени, учащиеся будут готовы:
находить, передавать информацию и распоряжаться ею;
рационально планировать и самостоятельно организовывать свою деятельность;
распоряжаться временными ресурсами;
действовать творчески, инициативно, осмысленно и самостоятельно;
брать на себя ответственность за свои действия;
конструктивно решать расхождения и конфликты;
принимать самое активное участие в жизни школы, района, а при необходимости брать на себя роль лидера.
Продолжая антикоррупционное воспитание на следующих ступенях образования, из школы выходит наш старшеклассник, с воспитанными в себе ценностными установками:
неравнодушие ко всему тому, что происходит рядом;
честность; ответственность за свое действие, поступок, наделенный, в том числе, и знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для личного благосостояния, благосостояния общества и безопасности государства в целом.
Сразу хочу отметить, что эффект от любых проводимых школьных мероприятий будет виден не сразу. Формирование антикоррупционного мировоззрения требует времени. И только проводя систематическую работу, через несколько лет мы сможем получить поколение, нетерпимое к коррупционным действиям.
Формируя у младших школьников антикоррупционное мировоззрение, считаю, необходимо строго учитывать возрастные особенности учащихся. С учащимися младших классов говорю о совести, честности, необходимости правильного поведения, о любви к Родине, ответственности за её судьбу, не употребляя понятие «коррупция». Связываю материал с учебными предметами, содержание которых прямо или косвенно влияет на осмысление младшими школьниками различных социальных явлений и с такими понятиями, как польза, обмен, подарок, благодарность, т. е. с теми терминами, которые в современном обществе ассоциируются с коррупцией. Например, программа по литературному чтению в начальной школе разработана в контексте формирования нравственных ценностей на основе изучения высокохудожественных произведений. Таким образом, сам предмет имеет большое значение в решении задач воспитательного характера, в том числе и антикоррупционного воспитания в начальной школе. Литература как часть культурного наследия знакомит школьников с нравственно-эстетическими ценностями своего народа, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим образцам. Освоению читателями – младшими школьниками нравственных ценностей способствуют произведения, изучаемые на уроках литературного чтения, а система вопросов и заданий обращена к жизненному опыту ребенка, к его проблемам.
В первом классе обучения на примере литературных произведений, которые могут быть использованы в рамках антикоррупционного просвещения, и изучаемых тем окружающего мира, учащиеся получают нравственные представления о доброте и сострадании, ответственности за слабого, о сердечном отношении друг к другу и ко всему живому, о великодушии, настойчивости и смелости. В течение второго года обучения получают нравственные представления о любви к родному краю, малой родине, об ответственности за родных и близких, о сердечности и совестливости. В третьем классе учащиеся получают нравственные представления об ответственности человека за свою судьбу, о великодушии, о защите Родины, талантливости и щедрости человека. В течение четвертого года обучения - нравственные представления о самопожертвовании, отваге, благородстве, об ответственности за тех, кто поверил тебе, о понятии вины человека, о человеческих пороках и достоинствах. Так, в 4 классе изучаются рассказы и стихи, в которых отражаются элементы нравственного воспитания. Например: в стихотворении «Требуется друг» Агния Барто поднимает серьёзную тему - ведёт откровенный разговор об отношениях между ребятами, о настоящей и мнимой дружбе, о девочке, с которой никто не хочет дружить, потому что ее дружба никогда не бывает бескорыстной. Прочитав стихотворение, дети рассматривают, правильны ли эти поступки и делают вывод: друга надо находить не по его достоинствам, надо уметь дружить бескорыстно. Интересным и важным представляется обсуждение характеристик и деловых качеств героев сказок. В конце курса проводится итоговый разговор на тему «Кто ищет друга без недостатков, тот остается без друзей». Учащиеся пробуют примерить на себя различные роли и поразмыслить, кем бы они хотели быть во взрослой жизни и какие качества для этого требуются.
В предмете «Самопознание» предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию компонентов антикоррупционного сознания: взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
В результате изучения данного предмета у учащихся сформированы четкие представления о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости.
Можно успешно реализовывать антикоррупционное воспитание младших школьников через внеурочную деятельность, например, курс по экономике. Цель курса – заинтересовать экономической наукой, ввести в сложный мир экономических отношений, научить понимать негативную сторону коммерциализации. К концу освоения курса учащиеся начальной школы имеют представления:
о товаре как о благе;
собственных затратах; рынке как отношениях, складывающихся между потребителем и производителем;
услугах как особой форме коммерческой деятельности;
материальных затратах;
капитале как о деньгах, приносящих прибыль;
рассматривают положительные и отрицательные стороны конкуренции, понятие «штрафы», соблазн получения прибыли любым путем и т. д.
Основной результат антикоррупционного воспитания видится в подготовке человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправовых действий. Для достижения этого результата необходима работа с ребенком в различные возрастные периоды. В связи с тем, что в начальной школе особое внимание обращается на формирование культуры поведения и потребности в соблюдении правил, то антикоррупционное воспитание может строиться на анализе отношений рядовых граждан с хранителями общественного порядка: полиция, учитель, директор школы. Поэтому целесообразно планировать антикоррупционное мировоззрение младшего школьника через классные часы, беседы, лекции, диспуты, дискуссии, деловые игры, игры по станциям, конкурсы сочинений и плакатов, встречи обучающихся с сотрудниками полиции, обсуждение на уроках и внеурочных занятиях проблем, связанных с гражданственностью и патриотизмом, понятиями морали и нравственности. В результате в начальной школе в ходе воспитательных бесед со школьниками, внеклассных мероприятий закладывается положительное отношение к «хранителям порядка, формируется образец моральных качеств, общечеловеческих ценностей, к которому необходимо стремится. Главное понятие здесь «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что такое честность?», «Что такое справедливость?». Цель - воспитать потребности в здоровом образе жизни, через сатиру и юмор, показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека. Задача - оценить поступки и действия с двух позиций «Хорошо это или плохо».
Можно рекомендовать учителям начальных классов:
включение в план воспитательной работы классных часов (не реже 1 раза в четверть) по данной проблематике;
проведение родительских собраний на темы, посвященные нравственному выбору в ситуациях, связанных с коррупцией.
Следующим этапом работы является организация внеучебной деятельности учащихся, которая должна быть наполнена содержанием, интересным и увлекательным. Наш ученик – это не только школьник, но и, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет? Это не праздные вопросы – это вопросы жизни. Чтобы воспитать человека целеустремлённого, убеждённого, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо проводить:
Классные часы («Подарки и другие способы благодарности», «Хранители порядка», «Выгодный друг»)
Круглые столы («Исключение из правил», «Откуда берутся запреты»)
Ролевые игры («Распределение поручений в классе», «Разрешенный запрет»)
Практикумы («Несоблюдение правил дорожного движения», «Экзамен на знание правил школьной жизни»)
Проведение конкурса сочинений, рисунков, плакатов на антикоррупционную тему («Что такое хорошо, и что такое плохо?», «Мы все разные, но у нас равные права», «Что такое справедливость?», «Можно и нельзя») и т.д.
В результате проводимой работы, ребята учатся совершать добрые, хорошие дела и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, учителям, ни родителям учеников. У ребенка развивается духовно-нравственное чувствование, формируется правовое отношение к явлениям окружающей жизни. Воспитываются духовные и нравственные качества личности ребенка, честность, справедливость, развивается активное культурное сознание и воля для практической реализации нравственных норм и правил.
Требуется серьезная научная, исследовательская, методическая работа в данном направлении. Поскольку мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения.
Разработка и реализация комплекса мер по повышению уровня внутренней культуры личности и укреплению морально-этических принципов человека, особенно ребят младших классов, воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, непременно дадут положительный результат в формировании антикоррупционного мировоззрения, если работа будет проводиться в системе, начиная с начальной школы и до окончания учеником школы. Потому как школа – это одна большая семья, в которой живут дети, их родители, педагоги, работники школы и очень важно поддерживать климат и порядок в этом большом доме для осуществления одной главной цели – воспитания полноценных личностей и настоящих граждан Казахстана.









Список литературы

Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: метод. пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2013.
Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М., 2001. Проблема нравственного становления / сост. Л. В. Бударникова, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Сатаров Г. А. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции // Общественные науки и современность. – 2002. – № 6.
Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007.
Этика и право в начальной школе. Как преподавать курс «Я и мой мир»: книга для учителя. – СПб.: Перспектива, 2009.










13 PAGE 14115



Заголовок 315