Различные подходы к решению задания № 19 основного государственного экзамена по информатике и ИКТ

Различные подходы к решению задания № 19
основного государственного экзамена по информатике и ИКТ
Задание №19 второй части КИМа ОГЭ по информатике дает возможность ученику получить 2 балла. Но невысокие результаты можно объяснить разными факторами: недостаточные практические навыки учащихся по обработке большого массива данных в электронных таблицах, ошибки при использовании статистических и условной функций.
Поэтому на уроках следует обратить внимание на обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы, т.е. использовать готовые таблицы, содержащие не 10 – 15 строк, а несколько сотен, тем самым приближая задания к вариантам ОГЭ.
Необходимо обратить внимание учеников на решение задания с использованием средств электронной таблицы, в котором расчет требует знания таких понятий, как процент, среднее арифметическое значении, минимальное и максимальное значения. Анализ работ показывает, что зачастую используя функцию ЕСЛИ для каждой строки, учащиеся верно строят дополнительный столбец, в котором, например, выносят значения оценок по физике, полученных девочками, однако против строк с мальчиками ставят нули, что приводит к ошибке, если при вычислении среднего балла девочек используется стандартная функция СРЗНАЧ. В этом примере нули тоже участвуют в расчете.
Для решения задания 19 ученик вправе использовать любые возможности электронных таблиц. Рассмотрим несколько способов решения задания.
Пример.
В электронную таблицу занесли данные о калорийности продуктов. Ниже приведены первые пять строк таблицы.
 
1
Продукт
Жиры, г
Белки, г
Углеводы, г
Калорийность, Ккал

2
Арахис
45,2
26,3
9,9
552

3
Арахис жареный
52
26
13,4
626

4
Горох отварной
0,8
10,5
20,4
130

5
Горошек зелёный
0,2
5
8,3
55

 
В столбце A записан продукт; в столбце B содержание в нём жиров; в столбце C содержание белков; в столбце D содержание углеводов и в столбце Е калорийность этого продукта. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 продуктам.
 
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
 
1. Сколько продуктов в таблице содержат меньше 50 г углеводов и меньше 50 г белков? Запишите число, обозначающее количество этих продуктов, в ячейку H2 таблицы.
 
2. Какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров менее 1 г? Запишите значение в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.

Для ответа на первый вопрос можно поступить по-разному.
Воспользоваться кнопкой «Сортировка и фильтр». Установить фильтр по белкам и углеводам. Для подсчета количества таких продуктов необходимо скопировать фильтрованные денные в новый лист. Тогда количество заполненных строчек будет равно количеству таких продуктов..
Воспользоваться кнопкой «Сортировка и фильтр». Установить фильтр по белкам и углеводам. Для подсчета количества таких продуктов необходимо в свободном столбце расставить единицы, суммируя их получаем ответ на первый вопрос.
Через логическую функция ЕСЛИ и вложенную в нее И, заполняем свободный столбец. Суммируем единицы.
Те же приемы можно использовать при ответе на второй вопрос задания.
Фильтруем по жирам. Копируем калорийность продуктов в новый лист. Суммируем значения и делим на количество. Можно воспользоваться функцией СРЗНАЧ.
Через функции СУММЕСЛИ и СЧЕТЕСЛИ.

15