Конспект урока по поэме-сказке А. С. Пушкина Руслан и Людмила


Авдеева Лидия Вячеславовна
Литература
5б класс
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.
Вид урока: проблемно-поисковая лаборатория.
Тема урока: «Сказочное и реальное в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». (Песнь первая)
Цель урока: формирование УУД через умение находить сходство и различия поэмы Пушкина с русской волшебной сказкой.
Задачи урока.
Образовательные: Знать сюжет и героев поэмы, поэтические средства художественной выразительности, обучать элементам анализа текста.
Развивающие: развивать навыки по поиску информации, формировать читательский интерес, расширять словарный запас, развивать творческие способности.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, интерес к предмету;
Воспитывать стремление к добру и непримиримость к злу.
Формы организации образовательного пространства на уроке: работа в малых группах, фронтальная работа.
Риски: психологический дискомфорт из-за присутствия на уроке незнакомых людей.
Средства обучения, в том числе ЭОР: тексты поэмы, ЭОР (мультимедийная презентация), Толковые словари, печатные листы с заданиями для малых групп.
Ход урока
I.Организационный момент.
Регулятивные УУД: организация своего рабочего места.
II.Погружение» в тему.
Личностные УУД: мотивация к обучению и целенаправленной учебной деятельности, Регулятивные УУД определение целей и задач обучения.
Вступительное слово учителя. Фронтальная работа.
-Ребята, когда я была в таком возрасте, как вы, я очень любила слушать вот эту песню (Звучит песня «Приходите в гости к нам» Слова: Юлий Ким Музыка: Владимир Дашкевич). - О чём эта песня? Как вы это определили? (О сказке)
- Мы с вами будем говорить о поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». А что такое поэма? В чём её особенность как жанра? (Поэма — крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. - А почему, когда мы с вами будем вести разговор о поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», я предложила вам послушать песню о сказке»? (В поэме много сказочного, волшебного)
-Вы верно сказали, что поэма похожа на сказку, но содержит и реальные события. Поэтому тема нашего урока (Слайд «Сказочное и реальное в поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила») Подумайте, каковы цели сегодняшнего урока? (Предполагают).III.Творческая лаборатория (Работа в малых группах)
Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы, готовность к сотрудничеству;
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Познавательные УУД: читательское понимание и оценка текста; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации текста; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.
Коммуникативные УУД: продуктивное взаимодействие с другими людьми, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
1-я группа находит сказочное в элементах композиции поэмы. (Присказка, зачин, основная часть, концовка.)
2-я группа – сказочное и реальное в эпизоде «Князь Владимир-солнышко отдаёт замуж дочь Людмилу» (Дети отмечают, что в эпизоде есть и исторические персонажи (князь Владимир, певец Баян) и выдуманные. Вслед за свойственным сказкам неожиданным событием с участием неведомых сил — исчезновением Людмилы — мы видим также традиционный сказочный мотив соперничества: отец Людмилы обещает отдать ее в жены спасителю.)- просмотр отрывка из фильма «Руслан и Людмила» (Режиссер Александр Птушко).
3-я группа работает со словарями, ищет значение непонятных устаревших слов: чашники, кубки круговые, чело, гридница, Лель, лампада, козни, зрит, лобзает, объемлет. Отвечает на вопрос: какую роль в поэме играют устаревшие слова?
4-я группа – называет основные качества соперников Руслана, определяет сказочное (Сказочное число «три», отправляются на поиски невесты, выполняя приказ князя, каждый отправляется своей дорогой) и реальное. (Слайд)
Рогдай – воитель смелый,
Мечем раздвинувший пределы
Богатых киевских полей.
Поэт признает за Рогдаем славу смелого воина, но предупреждает, что это безжалостный захватчик, не знающий пощады и сострадания.
Фарлаф – крикун надменный,
В пирах никем не побежденный,
Но воин скромный средь мечей.
Фарлаф просто трусливый крикун и обжора, заносчиво рябящийся в личину отваги.
5-я группа – находит художественно - выразительные средства в отрывке (От слов: «Что делаешь Руслан несчастный…» до «Надежда гибнет, гибнет вера.»), объясняет их значение в тексте.
6-я группа составляет синквейн к слову Пушкин
Например:
Пушкин
Талантливый, удивительный
Показывает, сравнивает, заставляет
Соединил в поэме реальное и сказочное
Поэт
IV.Рефлексия (Подведение итогов урока, работа с листами индивидуальных достижений)
Регулятивные УУД: уметь анализировать общие итоги работы, сравнивать результаты с намеченными целями, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшем. В заключение этапа учитель читает стихотворение о Пушкине:
Сметает время даты, имена,
Зачёркивает памятные лица,
Но строф его простая новизна
Для поколений – новая страница.
V.Домашнее задание (по выбору)
Личностные УУД: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.Метапредметные УУД: способность использования сформированных УУД в учебной и познавательной деятельности.
Найти сказочное и реальное в тексте II песни.
Найти в тексте II песни лирические отступления (диалог Пушкина с читателем), подготовить выразительное чтение, прокомментировать.