Конспект урока литературе Поэтическое мастерство А.С.Пушкина в прологе по поэме Руслан и Людмила (5 класс).

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС
Поэтическое мастерство А.С. Пушкина в прологе к поэме « Руслан и Людмила» (5 класс)
Учитель – Мелентьева Л.Н.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: традиционный.
Метод: комбинированный.
Цель урока:
1) рассказать о детских и лицейских годах жизни поэта, о его отношении к устному народному творчеству;
2) познакомить с историей создания поэмы « Руслан и Людмила»;
3) помочь увидеть связь пролога с фольклором; рассмотреть, в чём и как проявилось в прологе поэтическое мастерство А.С. Пушкина;
Задачи урока:
Образовательные:
развить умение формулировать определение понятий;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать технику выразительного чтения.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения работать в парах;
развитие умения формулировать проблему;
Воспитательные:
воспитание чувства любви к Родине, интереса и уважения к поэзии А.С. Пушкина.
воспитание ценностного отношения к русскому слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
информационный лист.
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
(1 минута).
Приветственное слово учителя:
- Психологический настрой
 Ребята, найдите свое сердце, прижав обе руки к груди. Прислушайтесь, как стучит оно. Представьте, у вас вместо сердца лучик ласкового солнышка. Яркий, теплый свет разливается по всему телу. Это тепло нам дарит творчество человека, которого называют «солнцем русской поэзии».
Давайте же немного тепла и света передадим нашему классу, нашим гостям.
 Спасибо, присаживайтесь.
 Урок наш будет необычным
Он будет сказочным и поэтичным. Я желаю вам успехов на уроке!
Я вижу, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь

Приветствие учащихся.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация
знаний
(4 минуты)



















3. Постановка учебной цели.
(1минута)

Беседа по вопросам:
На ваших партах лежат волшебные сундучки, откройте их и скажите, что объединяет предметы, находящиеся в данных сундучках: зеркало, орешки, кораблик, рыбка
(имя Пушкина, по жанру - сказки)
- Как вы думаете, ребята, творчество какого великого русского поэта, сказочника сегодня на уроке будет греть наши сердца?
( А.С. Пушкин.)
-С именем А.С. Пушкина каждый знаком с детства. Впервые мы открываем удивительный мир пушкинской поэзии, слушая его сказки. Сегодняшний урок откроет перед вами мир сказочной поэмы-
« Руслан и Людмила». В ваших сундучках лежит конверт №1. В нем карточки, на которых написаны слова. Составьте из данных слов название темы урока.
- Откройте тетради, запишите число. Классная работа.
Тема урока: «Поэтическое мастерство А.С. Пушкина в прологе к поэме « Руслан и Людмила».
- Найдите в определении темы урока ключевые слова
(мастерство, Пушкин, пролог, поэма, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
- Правильно, в ходе урока мы узнаем что такое пролог, поэма,в чем особенность поэтического мастерства Пушкина и как оно проявилось именно в прологе. А еще мы познакомимся с историей создания поэмы, вспомним, кто привил А С. Пушкину любовь к русскому слову, к русской старине.



Отвечают на вопросы






Формулируют тему
Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.







Формулируют цель урока
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).


Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Усвоение новых знаний.




4 минуты

Первичное закрепление знаний.


10 минут










Физ. минутка (пауза релаксации)
2 минуты

Урок у нас необычный, сказочный. А что происходит в сказках?
(волшебство, чудеса).и сегодня такое чудо свершилось- к нам на урок пришел сам Пушкин, чтобы рассказать о своем детстве.
-Именно в лицее А.С. Пушкин начал писать стихи. Там же зародились первые строки поэмы
« Руслан и Людмила». Давайте прочтем , как создавалось это замечательное произведение.


. Ребята, как вы думаете, почему В.А. Жуковский, которого Пушкин считал свои учителем, признал, что талант его ученика намного превосходит талант учителя (он был в восторге от поэмы, понял, что из его ученика получится настоящий мастер своего дела).
-Поэма « Руслан и Людмила» стала первой русской, первой народной поэмой. Вспомните, почему А.С. Пушкин, по происхождению из дворянской семьи, так хорошо знал жизнь простого народа, тянулся к ней, хотел её изучать? И даже описал в поэме? Что его привлекало?
- В жизни русского поэта, к счастью, были люди , которые смогли привить ему любовь к народному творчеству, русской старине.
-Кто это? ( Яковлева Арина Родионовна- крепостная крестьянка). Закройте глаза. Чудеса продолжаются. Представьте, что мы в зимний вьюжный вечер заглянули к ней в гости, чтобы взять интервью для школьной газеты.
-Ребята, узнали ли вы в сказке, которую рассказывала А.Р. , знакомые строки? Откуда они? (из поэмы «Р.и Л.»?.) Если да, то какие?
- Совершенно верно. Этими строками начинается пролог к поэме. Какой словарик нам может помочь? Что такое пролог?
( обратимся к словарям)
Пролог – это вступительная часть литературного произведения, где автор рассказывает о своём замысле, настраивает читателя на определённый лад.
- А что такое поэма?
Поэма это произведение повествовательного или лирического содержания, написанное в стихах.

Наша цель с вами – погрузиться в текст пушкинского пролога и попытаться выяснить, в чём и как проявилось поэтическое мастерство Пушкина. Многие актеры исполняли , исполняют и будут, я уверена, исполнять известные нам строки пролога. Но я выбрала исполнение пролога А. Фрейндлих.
-Прослушайте пролог и ответьте на вопросы:
-О чём пушкинский пролог? Какова его тема? ( О лукоморье и чудесах, происходящих там)
- Почему я выбрала именно эту запись? Понравилось ли вам исполнение пролога А. Фрейндлих? Что в этом исполнении было необычным?
(пролог исполнялся мелодичным спокойным голосом, немного по-старинному, с особой « северной» интонацией, волшебным, как будто сама Арина Родионовна это рассказывает)
-Что еще, кроме голоса замечательной актрисы, помогло почувствовать, увидеть Древнюю Русь?
( фоном была игра на балалайке)
-Как вы думаете, почему у лукоморья растет не береза, а Дуб Зелёный ? Древо Жизни (символ духовный или масонский), самое крепкое, коренастое, мощное, долговечное. Дуб-священное дерево на Руси, потому что самое долговечное (1000 лет)
-Выделите в прологе сказочных героев, которые нам встретились. Можем ли мы назвать пролог «У лукоморья» собирательной картиной народных сказок? Почему (Да, потому что в этом небольшом фрагменте поэт умело собрал воедино многие сказочные события и перечислил частых героев русских народных сказок – Бабу-ягу, Кощея, русалку, лешего, царевну, колдуна, богатыря)
- Каким вы представляете кота ученого? Как он «говорит» свои сказки?
- Как вы представляете себе лешего, русалку? Где вы встречались с этими персонажами?( Леший – хозяин леса и зверей, воплощение леса.
Откроем учебник и посмотрим, с какой буквы – прописной или строчной – написано слово «лукоморье».
-Это не собственное имя, не название какой-то страны, государства. А что же оно означает? – Если мы заглянем в толковый словарь современного русского языка, то узнаем, что лукоморье – это старинное народное название берега, бухты. Согласно славянской мифологии, Лукоморье заповедное место, где стоит мировое древо ось, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги.
-- Для чего (с какой целью) Пушкин употребляет это старинное слово?
(Чтобы читатель почувствовал, о какой древней сказочной стране будет рассказываться в поэме «Руслан и Людмила», чтобы он смог ощутить дыхание Древней Руси.
В прологе много других устаревших слов. Найдите их. Выпишите. По словарям определите значение. На неве
·домых доро
·жках – на неизвестных (от «ведать» – знать), по которым никто не ходил. Неви
·данный – небывалый, поразительный, удивительный. Дол – доли
·на. Виде
·ние – призрак, привидение, явление из мира фантазии. Там о заре
· – То есть при свете зари (заря – световая окраска горизонта перед заходом или восходом солнца). Ви
·тязь – богатырь, воин. Чредо
·й (чередо
·й) – друг за другом Дя
·дька – здесь: надзирающий, присматривающий за витязями-воинами (так до 1917 года называли мужчину-служителя, приставленного для пригляда за новобранцами в военном заведении). Мимохо
·дом – идя войной. Пленя
·ет – берет в плен. Сту
·па – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут что-либо пестом или растирают зерно. Ча
·хнет – сохнет, слабеет, худеет, дряхлеет, становится слабым, болезненным.
Русский дух – русская душа; то, что составляет русский народный характер.
Тужить – горевать, кручиниться.
Поведаю – расскажу.
- Для чего Пушкин их употребляет?
(Эти формы Пушкин употребляет, чтобы сделать стихотворение торжественным, величавым).
- В прологе Пушкин использует не только лексические, но и грамматические архаизмы: «о заре прихлынут волны». Теперь мы говорим: на заре; нахлынут – в тексте пролога эта старая форма настоящего времени (нахлынут волныи тридцать витязей выходят)
-Итак, мастерство Пушкина проявляется в умении создать языковой колорит ушедшей эпохи с помощью архаизмов – как лексических, так и грамматических.
Мастерство Пушкина проявляется и в другом умении – умении одним слово охарактеризовать героя, выражать своё отношение к нему.
-Обратите внимание на слово Кощей. Вас не смутило его написание? К какому обратимся словарику?
Согласно словарю Даля, сначала было Кащей, что означает «мерзкий, противный пакостник», от слова "касть" – пакость. Так Кащея писал и Пушкин. А потом стали писать Кощей – костлявый. Может быть, по ассоциации с костяной ногой Бабы Яги?
Современные словари рекомендуют писать Кощей:
Кащей – (устар.) Наделённый бессмертием костлявый и злой старик, обладатель огромного богатства, персонаж русских народных сказок. Кощей – 1. (перен. разг.) Тощий старик, измождённый человек. 2. (перен. разг.) Очень скупой человек; скряга, скупец, ростовщик, корпящий над своею казной.
- Как относится Пушкин к Кащею?( Пушкин презирает жадного и злого Кащея.-чахнет.
-- А как Пушкин относится к «грозному царю», которого «мимоходом» пленяет королевича? Почему вы так считаете? – Мимоходом – значит попутно, одновременно с чем-либо, вскользь, между прочим. Следовательно, царь с виду был грозным, и в этом определении – «грозный» – видна тонкая насмешка над царём.
-В народных сказках волк всегда серый. А какой масти волк у Пушкина? Почему? – Бурый – с подпалинами, старый, опытный.
-Каким словом показывает свое отношение к волку Пушкин?( верно служит)
- Ребята, наш ученый кот приготовил вам задание. Оно в конверте № 2.
Группа №1.Пушкинский пролог
Какой жанр устного народного творчества он напоминает? – Сказку.      
-Какую именно: бытовую, волшебную, о животных? Докажите свою мысль.
-Волшебную сказку. Здесь много сказочных героев: леший, русалка, Баба ЯгаИ кот волшебный говорящий, есть страшный колдун
 - Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных от Арины Родионовны, конечно, представлял их себе. Поэтому и построение пролога напоминает волшебную сказку. В нём тоже можно выделить
-Присказку, или зачин. Это рассказ о коте.
-Рассказ о чудесных героях.
-И концовку
-Вспомним традиционную сказочную концовку.
-И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
-Что изменил в ней Пушкин и зачем?
-Он опустил отрицательную часть («по усам текло, а в рот не попало») и ввёл целый ряд утверждений: «был», «пил», «видел», «сидел», «мне сказку говорил». Этим поэт подчеркнул, что в чудесный мир сказок он вошёл навсегда и расстаться с ним не желает.
-Каким же настроением, чувством проникнут пушкинский пролог? – Торжественно-приподнятым, радостным –  от встречи со сказочной Русью.
Группа №2.
 -Вспомним, что такое идея (основная мысль художественного произведения)
   -В каких строчках заключена основная мысль пролога?
-Какое традиционное значение имело словосочетание  «русский дух» в народной сказке? Чем оно отличается от значения, которое вкладывает в это словосочетание Пушкин?
 Художественное пространство в волшебной сказке делится на свой (человеческий, светлый) мир и чужой (враждебный, тёмный, мир мёртвых). Герой попадает в «чужой» мир, чтобы выручить невесту, добыть мёртвой и живой воды и т.д. Его дух сразу чувствуют враждебные силы (Баба Яга, Кащей) и восклицают: «Русским духом пахнет!» То есть жизнью, живым, чуждым для этого мира. Совсем иное значение вкладывает в эти слова Пушкин. У него «русский дух» – это подлинно живое, народное, светлое, доброе начало, истинная Русь, которой веет от сказок.
                                 Там русский дух
                                 Там Русью пахнет- 
эти строки выражают самое дорогое для писателя чувство – любви ко всему родному, русскому.  Пушкин, великий русский человек, умел глубоко любить свою землю, народ, родной язык, народные сказки и завещал это нам, его потомкам.
Обратите внимание на то, что в отрывке всего три знака препинания конца предложения: точка после строки «Налево – сказку говорит», восклицательный знак после слов «там Русью пахнет» и многоточие в конце. Поэт словно разделяет пролог на три отдельные части. Найдите эти части. Какой новый герой появляется в последней части? (автор, рассказчик)
- Чтение 1 и 2 части, обращаем внимание на знаки препинания

Показ презентации





Комментированное чтение статьи учебника на с.75,абзацы 1-3

Несколько учащихся находят информацию в учебнике, озвучивают в классе.





Задают вопросы классу, комментируют ответы.
Интервью, звучит романс « Зимний вечер»







Читают записывают значение незнакомых слов.



Уч-ся 1 группы ищут определение в словарях







Уч-ся 2 группы ищут определение в словарях


Прослущивание пролога в исп. А.Фрейндлих

Уч-ся слушают, отвечают на вопросы.














Работа с текстом






Работа со словарем





Выписывают слова в тетрадь

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).















ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания, совершенствовать технику чтения.


Закрепление изученного материала



15 минут






Работа по группам
подобрать 7 прилагательных-определений к словосочетанию стихи Пушкина( какие?): добрые,легкие,простые,живые,народные,мелодичные,веселые
Талантливые,русские,точные,нескладные,непонятные,
загадочные,некрасивые

Заполняют лист,выполняют задание



Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.

3 минуты


( слайд-рефлексия на конец урока)
Что нового узнали на уроке? Что произвело на вас особое впечатление? О чем можете рассказать друзьям и родителям?
-Когда я слышу имя Александра Сергеевича Пушкина ,то испытываю чувство
- Александра Сергеевича Пушкина называют гением.( великим русским поэтом, солнцем русской поэзии, великим сказочником, великим сыном России)
Но гений это не только творчество и талант, но и огромный труд.
Стремитесь к творчеству, познавайте бесконечно прекрасный мир вокруг нас
Дома вы должны были изготовить из бумаги желуди. Сейчас они вам помогут показать цвет вашего настроения, как результат нашей работы.
Разукрасьте свои желуди
желтым цветом, если ваше настроение спокойное, уравновешенное, равнодушное;
оранжевым – ваше настроение грустное, печальное, тоскливое;
зеленым– если ваше настроение радостное, светлое, восторженное
. А теперь подойдите к нашему сказочному дерево и прикрепите свои желуди
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Выставление оценок


Продолжают фразу, дополняют ответы товарищей.








УУД: познавательные, регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.
4 минуты
Выучить пролог наизусть, в литературные словарики выписать значение слов пролог, поэма,
Нарисовать рисунок или сделать аппликацию

Запись учащимися задания в дневники.




Источники:

1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 5 класс. М. Вако, 2009
2.М.А.Снежневская. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл.: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2000
3. Б.И.Турьянская. Литература в 5 классе. Урок за уроком. М.: Русское слово, 2000













Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС
Поэтическое мастерство А.С. Пушкина в прологе к поэме « Руслан и Людмила» (5 класс)
Учитель – Мелентьева Л.Н.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: традиционный.
Метод: комбинированный.
Цель урока:
1) рассказать о детских и лицейских годах жизни поэта, о его отношении к устному народному творчеству;
2) познакомить с историей создания поэмы « Руслан и Людмила»;
3) помочь увидеть связь пролога с фольклором; рассмотреть, в чём и как проявилось в прологе поэтическое мастерство А.С. Пушкина;
Задачи урока:
Образовательные:
развить умение формулировать определение понятий;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать технику выразительного чтения.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения работать в парах;
развитие умения формулировать проблему;
Воспитательные:
воспитание чувства любви к Родине, интереса и уважения к поэзии А.С. Пушкина.
воспитание ценностного отношения к русскому слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
информационный лист.
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
(1 минута).
Приветственное слово учителя:
- Психологический настрой
 Ребята, найдите свое сердце, прижав обе руки к груди. Прислушайтесь, как стучит оно. Представьте, у вас вместо сердца лучик ласкового солнышка. Яркий, теплый свет разливается по всему телу. Это тепло нам дарит творчество человека, которого называют «солнцем русской поэзии».
Давайте же немного тепла и света передадим нашему классу, нашим гостям.
 Спасибо, присаживайтесь.
 Урок наш будет необычным
Он будет сказочным и поэтичным. Я желаю вам успехов на уроке!
Я вижу, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь

Приветствие учащихся.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация
знаний
(4 минуты)



















3. Постановка учебной цели.
(1минута)

Беседа по вопросам:
На ваших партах лежат волшебные сундучки, откройте их и скажите, что объединяет предметы, находящиеся в данных сундучках: зеркало, орешки, кораблик, рыбка
(имя Пушкина, по жанру - сказки)
- Как вы думаете, ребята, творчество какого великого русского поэта, сказочника сегодня на уроке будет греть наши сердца?
( А.С. Пушкин.)
-С именем А.С. Пушкина каждый знаком с детства. Впервые мы открываем удивительный мир пушкинской поэзии, слушая его сказки. Сегодняшний урок откроет перед вами мир сказочной поэмы-
« Руслан и Людмила». В ваших сундучках лежит конверт №1. В нем карточки, на которых написаны слова. Составьте из данных слов название темы урока.
- Откройте тетради, запишите число. Классная работа.
Тема урока: «Поэтическое мастерство А.С. Пушкина в прологе к поэме « Руслан и Людмила».
- Найдите в определении темы урока ключевые слова
(мастерство, Пушкин, пролог, поэма, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
- Правильно, в ходе урока мы узнаем что такое пролог, поэма,в чем особенность поэтического мастерства Пушкина и как оно проявилось именно в прологе. А еще мы познакомимся с историей создания поэмы, вспомним, кто привил А С. Пушкину любовь к русскому слову, к русской старине.



Отвечают на вопросы






Формулируют тему
Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.







Формулируют цель урока
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).


Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Усвоение новых знаний.




4 минуты

Первичное закрепление знаний.


10 минут










Физ. минутка (пауза релаксации)
2 минуты

Урок у нас необычный, сказочный. А что происходит в сказках?
(волшебство, чудеса).и сегодня такое чудо свершилось- к нам на урок пришел сам Пушкин, чтобы рассказать о своем детстве.
-Именно в лицее А.С. Пушкин начал писать стихи. Там же зародились первые строки поэмы
« Руслан и Людмила». Давайте прочтем , как создавалось это замечательное произведение.


. Ребята, как вы думаете, почему В.А. Жуковский, которого Пушкин считал свои учителем, признал, что талант его ученика намного превосходит талант учителя (он был в восторге от поэмы, понял, что из его ученика получится настоящий мастер своего дела).
-Поэма « Руслан и Людмила» стала первой русской, первой народной поэмой. Вспомните, почему А.С. Пушкин, по происхождению из дворянской семьи, так хорошо знал жизнь простого народа, тянулся к ней, хотел её изучать? И даже описал в поэме? Что его привлекало?
- В жизни русского поэта, к счастью, были люди , которые смогли привить ему любовь к народному творчеству, русской старине.
-Кто это? ( Яковлева Арина Родионовна- крепостная крестьянка). Закройте глаза. Чудеса продолжаются. Представьте, что мы в зимний вьюжный вечер заглянули к ней в гости, чтобы взять интервью для школьной газеты.
-Ребята, узнали ли вы в сказке, которую рассказывала А.Р. , знакомые строки? Откуда они? (из поэмы «Р.и Л.»?.) Если да, то какие?
- Совершенно верно. Этими строками начинается пролог к поэме. Какой словарик нам может помочь? Что такое пролог?
( обратимся к словарям)
Пролог – это вступительная часть литературного произведения, где автор рассказывает о своём замысле, настраивает читателя на определённый лад.
- А что такое поэма?
Поэма это произведение повествовательного или лирического содержания, написанное в стихах.

Наша цель с вами – погрузиться в текст пушкинского пролога и попытаться выяснить, в чём и как проявилось поэтическое мастерство Пушкина. Многие актеры исполняли , исполняют и будут, я уверена, исполнять известные нам строки пролога. Но я выбрала исполнение пролога А. Фрейндлих.
-Прослушайте пролог и ответьте на вопросы:
-О чём пушкинский пролог? Какова его тема? ( О лукоморье и чудесах, происходящих там)
- Почему я выбрала именно эту запись? Понравилось ли вам исполнение пролога А. Фрейндлих? Что в этом исполнении было необычным?
(пролог исполнялся мелодичным спокойным голосом, немного по-старинному, с особой « северной» интонацией, волшебным, как будто сама Арина Родионовна это рассказывает)
-Что еще, кроме голоса замечательной актрисы, помогло почувствовать, увидеть Древнюю Русь?
( фоном была игра на балалайке)
-Как вы думаете, почему у лукоморья растет не береза, а Дуб Зелёный ? Древо Жизни (символ духовный или масонский), самое крепкое, коренастое, мощное, долговечное. Дуб-священное дерево на Руси, потому что самое долговечное (1000 лет)
-Выделите в прологе сказочных героев, которые нам встретились. Можем ли мы назвать пролог «У лукоморья» собирательной картиной народных сказок? Почему (Да, потому что в этом небольшом фрагменте поэт умело собрал воедино многие сказочные события и перечислил частых героев русских народных сказок – Бабу-ягу, Кощея, русалку, лешего, царевну, колдуна, богатыря)
- Каким вы представляете кота ученого? Как он «говорит» свои сказки?
- Как вы представляете себе лешего, русалку? Где вы встречались с этими персонажами?( Леший – хозяин леса и зверей, воплощение леса.
Откроем учебник и посмотрим, с какой буквы – прописной или строчной – написано слово «лукоморье».
-Это не собственное имя, не название какой-то страны, государства. А что же оно означает? – Если мы заглянем в толковый словарь современного русского языка, то узнаем, что лукоморье – это старинное народное название берега, бухты. Согласно славянской мифологии, Лукоморье заповедное место, где стоит мировое древо ось, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги.
-- Для чего (с какой целью) Пушкин употребляет это старинное слово?
(Чтобы читатель почувствовал, о какой древней сказочной стране будет рассказываться в поэме «Руслан и Людмила», чтобы он смог ощутить дыхание Древней Руси.
В прологе много других устаревших слов. Найдите их. Выпишите. По словарям определите значение. На неве
·домых доро
·жках – на неизвестных (от «ведать» – знать), по которым никто не ходил. Неви
·данный – небывалый, поразительный, удивительный. Дол – доли
·на. Виде
·ние – призрак, привидение, явление из мира фантазии. Там о заре
· – То есть при свете зари (заря – световая окраска горизонта перед заходом или восходом солнца). Ви
·тязь – богатырь, воин. Чредо
·й (чередо
·й) – друг за другом Дя
·дька – здесь: надзирающий, присматривающий за витязями-воинами (так до 1917 года называли мужчину-служителя, приставленного для пригляда за новобранцами в военном заведении). Мимохо
·дом – идя войной. Пленя
·ет – берет в плен. Сту
·па – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут что-либо пестом или растирают зерно. Ча
·хнет – сохнет, слабеет, худеет, дряхлеет, становится слабым, болезненным.
Русский дух – русская душа; то, что составляет русский народный характер.
Тужить – горевать, кручиниться.
Поведаю – расскажу.
- Для чего Пушкин их употребляет?
(Эти формы Пушкин употребляет, чтобы сделать стихотворение торжественным, величавым).
- В прологе Пушкин использует не только лексические, но и грамматические архаизмы: «о заре прихлынут волны». Теперь мы говорим: на заре; нахлынут – в тексте пролога эта старая форма настоящего времени (нахлынут волныи тридцать витязей выходят)
-Итак, мастерство Пушкина проявляется в умении создать языковой колорит ушедшей эпохи с помощью архаизмов – как лексических, так и грамматических.
Мастерство Пушкина проявляется и в другом умении – умении одним слово охарактеризовать героя, выражать своё отношение к нему.
-Обратите внимание на слово Кощей. Вас не смутило его написание? К какому обратимся словарику?
Согласно словарю Даля, сначала было Кащей, что означает «мерзкий, противный пакостник», от слова "касть" – пакость. Так Кащея писал и Пушкин. А потом стали писать Кощей – костлявый. Может быть, по ассоциации с костяной ногой Бабы Яги?
Современные словари рекомендуют писать Кощей:
Кащей – (устар.) Наделённый бессмертием костлявый и злой старик, обладатель огромного богатства, персонаж русских народных сказок. Кощей – 1. (перен. разг.) Тощий старик, измождённый человек. 2. (перен. разг.) Очень скупой человек; скряга, скупец, ростовщик, корпящий над своею казной.
- Как относится Пушкин к Кащею?( Пушкин презирает жадного и злого Кащея.-чахнет.
-- А как Пушкин относится к «грозному царю», которого «мимоходом» пленяет королевича? Почему вы так считаете? – Мимоходом – значит попутно, одновременно с чем-либо, вскользь, между прочим. Следовательно, царь с виду был грозным, и в этом определении – «грозный» – видна тонкая насмешка над царём.
-В народных сказках волк всегда серый. А какой масти волк у Пушкина? Почему? – Бурый – с подпалинами, старый, опытный.
-Каким словом показывает свое отношение к волку Пушкин?( верно служит)
- Ребята, наш ученый кот приготовил вам задание. Оно в конверте № 2.
Группа №1.Пушкинский пролог
Какой жанр устного народного творчества он напоминает? – Сказку.      
-Какую именно: бытовую, волшебную, о животных? Докажите свою мысль.
-Волшебную сказку. Здесь много сказочных героев: леший, русалка, Баба ЯгаИ кот волшебный говорящий, есть страшный колдун
 - Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных от Арины Родионовны, конечно, представлял их себе. Поэтому и построение пролога напоминает волшебную сказку. В нём тоже можно выделить
-Присказку, или зачин. Это рассказ о коте.
-Рассказ о чудесных героях.
-И концовку
-Вспомним традиционную сказочную концовку.
-И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
-Что изменил в ней Пушкин и зачем?
-Он опустил отрицательную часть («по усам текло, а в рот не попало») и ввёл целый ряд утверждений: «был», «пил», «видел», «сидел», «мне сказку говорил». Этим поэт подчеркнул, что в чудесный мир сказок он вошёл навсегда и расстаться с ним не желает.
-Каким же настроением, чувством проникнут пушкинский пролог? – Торжественно-приподнятым, радостным –  от встречи со сказочной Русью.
Группа №2.
 -Вспомним, что такое идея (основная мысль художественного произведения)
   -В каких строчках заключена основная мысль пролога?
-Какое традиционное значение имело словосочетание  «русский дух» в народной сказке? Чем оно отличается от значения, которое вкладывает в это словосочетание Пушкин?
 Художественное пространство в волшебной сказке делится на свой (человеческий, светлый) мир и чужой (враждебный, тёмный, мир мёртвых). Герой попадает в «чужой» мир, чтобы выручить невесту, добыть мёртвой и живой воды и т.д. Его дух сразу чувствуют враждебные силы (Баба Яга, Кащей) и восклицают: «Русским духом пахнет!» То есть жизнью, живым, чуждым для этого мира. Совсем иное значение вкладывает в эти слова Пушкин. У него «русский дух» – это подлинно живое, народное, светлое, доброе начало, истинная Русь, которой веет от сказок.
                                 Там русский дух
                                 Там Русью пахнет- 
эти строки выражают самое дорогое для писателя чувство – любви ко всему родному, русскому.  Пушкин, великий русский человек, умел глубоко любить свою землю, народ, родной язык, народные сказки и завещал это нам, его потомкам.
Обратите внимание на то, что в отрывке всего три знака препинания конца предложения: точка после строки «Налево – сказку говорит», восклицательный знак после слов «там Русью пахнет» и многоточие в конце. Поэт словно разделяет пролог на три отдельные части. Найдите эти части. Какой новый герой появляется в последней части? (автор, рассказчик)
- Чтение 1 и 2 части, обращаем внимание на знаки препинания

Показ презентации





Комментированное чтение статьи учебника на с.75,абзацы 1-3

Несколько учащихся находят информацию в учебнике, озвучивают в классе.





Задают вопросы классу, комментируют ответы.
Интервью, звучит романс « Зимний вечер»







Читают записывают значение незнакомых слов.



Уч-ся 1 группы ищут определение в словарях







Уч-ся 2 группы ищут определение в словарях


Прослущивание пролога в исп. А.Фрейндлих

Уч-ся слушают, отвечают на вопросы.














Работа с текстом






Работа со словарем





Выписывают слова в тетрадь

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).















ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания, совершенствовать технику чтения.


Закрепление изученного материала



15 минут






Работа по группам
подобрать 7 прилагательных-определений к словосочетанию стихи Пушкина( какие?): добрые,легкие,простые,живые,народные,мелодичные,веселые
Талантливые,русские,точные,нескладные,непонятные,
загадочные,некрасивые

Заполняют лист,выполняют задание



Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.

3 минуты


( слайд-рефлексия на конец урока)
Что нового узнали на уроке? Что произвело на вас особое впечатление? О чем можете рассказать друзьям и родителям?
-Когда я слышу имя Александра Сергеевича Пушкина ,то испытываю чувство
- Александра Сергеевича Пушкина называют гением.( великим русским поэтом, солнцем русской поэзии, великим сказочником, великим сыном России)
Но гений это не только творчество и талант, но и огромный труд.
Стремитесь к творчеству, познавайте бесконечно прекрасный мир вокруг нас
Дома вы должны были изготовить из бумаги желуди. Сейчас они вам помогут показать цвет вашего настроения, как результат нашей работы.
Разукрасьте свои желуди
желтым цветом, если ваше настроение спокойное, уравновешенное, равнодушное;
оранжевым – ваше настроение грустное, печальное, тоскливое;
зеленым– если ваше настроение радостное, светлое, восторженное
. А теперь подойдите к нашему сказочному дерево и прикрепите свои желуди
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Выставление оценок


Продолжают фразу, дополняют ответы товарищей.








УУД: познавательные, регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.
4 минуты
Выучить пролог наизусть, в литературные словарики выписать значение слов пролог, поэма,
Нарисовать рисунок или сделать аппликацию

Запись учащимися задания в дневники.




Источники:

1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 5 класс. М. Вако, 2009
2.М.А.Снежневская. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл.: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2000
3. Б.И.Турьянская. Литература в 5 классе. Урок за уроком. М.: Русское слово, 2000













15