Урок литературы на тему Русские женщины в поэзии Н.А.Некрасова (7 класс)

Русские женщины в поэзии Н.А. Некрасова
(вступительный урок к изучению поэмы «Русские женщины»)


Цели:
Воссоздание в сознании учащихся правдивого и замечательного женского образа в творчестве Некрасова.
Развить знания учащихся о творчестве поэта.
Содействовать нравственному воспитанию.


Оборудование:

портрет Некрасова
число
классная работа
тема
эпиграф
произведения, которые звучат на уроке



Подготовительная работа:
Раздать стихотворения Некрасова и сообщения:
Стихотворение «В дороге» (отрывок)
Стихотворение «Тройка» (отрывок)
«В полном разгаре страда деревенская» (ученический комментарий)
«Внимая ужасам войны»
Стихотворение «Орина, мать солдатская»
«Мороз-Красный нос» («Есть женщины в русских селеньях»)
«Еду ли ночью по улице темной»
«Мороз-Красный нос» (о Матрене)
«Что ты жадно глядишь на дорогу» (пластинка)
«Коробейники» (пластинка)
Рисунок В. Рутштейна «Некрасов слушает рассказ Орины» (альбом А.Н. Некрасов «Жизнь и творчество»
Музыкальная композиция А. Гричанинова «Жалоба»


Эпиграф: «Своей судьбой гордимся мы» В. Одоевский


Ход урока:

I. Вступительное слово учителя
В день великого русского поэта за гробом Некрасова несли венок с краткой надписью «От русских женщин». Действительно, очень много произведений посвятил он трагической судьбе забитой и бесправной русской женщины, которая и мечтать не смела о счастье:
Ключи от счастья женского
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У бога самого!
- говорит Матрена Тимофеевна в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

II.
1. Комментарий учителя к стихотворению «В дороге».
Еще в 1845 году поэт написал стихотворение «В дороге», в котором рассказывает о загубленной жизни крепостной девушки. Маленькой девочкой ее взяли господа в барский дом, воспитывали вместе с барышней. Благодаря милости барина она получила образование, а когда старый барин умер, новый владелец поместья «воротил ее на село – знай-де место свое ты, мужичка». Ее насильно выдали замуж за крепостного мужика-извозчика. Послушайте, ребята, отрывок из этой новеллы в стихах – рассказ ямщика, который хотя и неспособен до конца понять настоящую причину жизненной драмы, все же приходит к выводу: «Погубили ее господа».

2. Чтение наизусть отрывка из стихотворения «В дороге», подготовленным учеником.

3. Комментарий учителя к стихотворению «Тройка».
А в 1846 году Некрасов написал «Тройку» - стихотворение, ставшее вскоре любимой народной песней. В нем поэт любуется красивой крестьянской девушкой, «чернобровой дикаркой», раскрывает ее жаждущее любви сердце, говорит о возможной счастливой жизни. Но другая доля суждена дочери крепостного крестьянина, ее ждет тяжелая жизнь в нелюбимым мужем. Быстро увянет девичья красота от безрадостного непосильного труда, от горьких слез, незаслуженных обид.

4. Декламируется отрывок из стихотворения «Тройка», подготовленным учеником.

5. Давайте послушаем народную песню на стихи «Что жадно глядишь на дорогу».

6. Чтение стихотворения «В полном разгаре страда деревенская».

7. Комментарий к стихотворению «В полном разгаре страда деревенская» и чтение отрывка наизусть, подготовленным учеником.
Невыносимо тяжелым был труд женщины-крестьянки в летнее время: нещадно жжет солнце, молодая крестьянка-мать жнет рожь, а у «соседней полосоньки» заходится от крика ребенок.

8. Комментарий учителя к стихотворению «Внимая ужасам войны».
С благоговением писал в стихах Некрасов о своей матери, вспоминая ее печальную судьбу («Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Затворница»).
Много стихотворений посвятил поэт многострадальным русским матерям-крестьянкам. Слезы матерей по погибшим детям Некрасов называет «Святыми».

9. Декламирование стихотворения «Внимая ужасы войны», подготовленным учеником в сопровождении музыки А. Гричанинова «Жалоба».

10. Комментарий ученика по поэме «Орина, мать солдатская» и декламирование отрывка из нее.
Поэма «Орина, мать солдатская» - повесть о крестьянке, у которой умер сын – солдат, замученный в царской армии. Сестра Некрасова вспомнила, что Орина сама рассказывала Николаю Алексеевичу о своей жизни, что он несколько раз ходил к ней в деревню, «делал крюк, чтобы поговорить с ней». Восемь лет не видела она сына, «уж и свидеться не чаяла». Но недолгой была радость Оринушки, когда он пришел домой:
Чтение стихотворения.
(Докладчик показывает рисунок В. Рутштейна «Некрасов слушает рассказ Орины»).

11. Комментарий учителя о поэме «Мороз, Красный нос».
Поэма «Мороз, Красный нос» - это еще одна повесть о жизни крестьянской семьи, о женской доле. Но в Дарье мы находим не только изображение несчастной доли крестьянки, это – героический образ русской женщины из народа, тип «величавой славянки». Ее жизнь кончается трагически.

12. Декламация отрывка из поэмы «Есть женщины в русских селеньях».

13. Комментарий учителя о поэме «Коробейники».
Немного раньше, в 1861 году, Некрасов написал поэму «Коробейники» - поэтическую историю любви Катеринушки к коробейнику Ване. Уже в образе Катерины показаны замечательные черты русской крестьянки, ее сила, ловкость в работе.

14. Прослушивание на пластинке песни «Коробейники».

15. Чтение отрывка из поэмы «Коробейники», наизусть.

16. Комментарий учителя («Еду ли ночью по улице темной»).
В галерее женских образов, созданных Некрасовым, есть образы женщин из мира городской бедноты. Среди произведений, в которых Некрасов изображал жизнь тружеников, противоречия большого города, есть стихотворение «Еду ли ночью по улице темной», одно из самых драматических произведений поэта. Это о нем писал И.С. Тургенев В.Г. Белинскому: «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение – и уже наизусть выучил». В этом стихотворении Некрасов рассказывает о подруге бедняка.

17. Декламирование стихотворения «Еду ли ночью по улице темной».
Учитель: это стихотворение явилось смелым протестом против социальной несправедливости, против горькой участи бедняков, против унижения достоинства человека.

III. О декабристах.
1. Слово учителя:
Мы с вами послушали стихотворения о русских женщинах: о крестьянках, о барышне-крестьянке, о матерях, городских провинциалках.
Большую роль в творчестве Некрасова играют произведения, посвященные особенным женщинам. Это женщины с положением в обществе, наследством достатком, но именно они добровольно поехали за своими мужьями-декабристами в изгнание. Имя этим женщинам – Декабристки.
А кто же такие декабристы?

2. Выступление подготовленного ученика о декабристах.
14 декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской площади построились солдаты и офицеры трех полков. В этот день войска столицы должны были давать клятву верности новому императору Николаю I. Но те, кто вышел на Сенатскую площадь, вместо того, чтобы присягать новому царю, потребовали от него конституции. Они хотели освободить крестьян от крепостного права и дать каждому человеку свободу. В России таких законов не существовало. Восставшие требовали, чтобы по всей России были проведены выборы и чтобы лучшие люди, избранные народом, участвовали в управлении страной. А некоторые руководители восстания считали, что нужно свергнуть царя и установить республику.
Николаю I испугался и послал генерала Миларадовича уговаривать всех разойтись. В этот момент один из участников восстания П.Г. Каховский ранил генерала. Царь приказал конной гвардии атаковать восставших. А когда атака была отбита, приказал стрелять из пушек. Пушечными залпами восставшие были рассеяны. На улицах и на льду Невы остались тела убитых.
Организаторов и участников восстания называют декабристами по названию месяца, когда оно произошло. После разгрома восстания члены тайного революционного Северного общества, куда входили повстанцы, были схвачены.
Что это были за люди? В большинстве своем это офицеры, страстно любившие свободу и ненавидевшие царскую власть. А также многие образованные, отважные, решительные люди России стали членами тайных обществ. Среди них поэты К. Рылеев, А. Одоевский, В. Кюхельбекер, А. Бестужев-Марлинский, Пущин.
Царь жестоко расправился с декабристами. К. Рылеев, П. Пестель, Муравьев-апостол, каховский, Бестужев-Рюмин были повешены. Многие были приговорены к каторжным работам в Сибири. Некоторых офицеров разжаловали в солдаты и отправили на Кавказ, где шла война. После отбытия срока каторжных работ декабристов расселили по разным местам Сибири.

3. Выступление учащихся о декабристах в Казани.

IV. О «декабристах».
1. Учитель: ваши одноклассники рассказали вам о том, кто такие декабристы. А кто такие декабристки?

2. Учащийся о «декабристках» (выступление).
Декабристки – это жены, сестра, матери декабристов, последовавших за своими мужьями, братьями, сыновьями в Сибирь и разделивших их нелегкую участь. Впервые русские женщины оказались вовлеченными в общественно-политическую жизнь страны. Царь, разрешая «декабристкам» следовать за мужьями, предупреждал, что уезжая, они лишаются всех прав, состояния и никогда не смогут вернуться в столицу. Им пришлось преодолеть сопротивление родных, преграды в дороге, тяжесть зимнего пути, холод и одиночество.
В Сибирь за мужьями-декабристами последовали одиннадцать женщин. Не все они вернулись: Е.И. Трубецкая, которая «другим дорогу проложила, других на подвиг увлекла», А.Г. Муравьева, через которую Пушкин передал декабристам послание «В Сибирь», К.П. Ивашева – погибли в Сибири.

3. Давайте послушаем рассказы о каждой их них:
Выступления учащихся о декабристках (с демонстрацией их портретов):
- Волконская М.Н.
- Фонвизина Н.Д.
- Аненкова П.Е.
- Юшневская М.К.
- Муравьева А.Г.
- Муравьева П.М.
- Нарышкина Е.Б.
- Ивашева К.А.
- Розен А.В.
- Трубецкая Е.И.
- Мария Николаевна Волконская прожила первый и единственный год до ареста Волконского в замужестве при духовной разобщенности с мужем. После ареста она увидела в своем муже истинного патриота, героя. И вера в это делает непоколебимым ее решение следовать за ним в Сибирь. Она добровольно лишила себя всего, что имела: звания, княжеского титула, положения в свете, состояния. Оставила сына, которому не было еще и года.
Сергей Григорьевич Волконский вернулся из Сибири в канун семидесятилетия, а мири Ивановне исполнилось пятьдесят. Но ей все же оставалось еще семь лет жизни – в кругу детей, внуков, с мыслями о прожитом и пережитом.

4. Вывод учителя:
В период подъема освободительного движения 60-70 годов в поэзии Некрасова появляются образы самоотверженных, бесстрашных женщин. В поэме «Русские женщины» (1871-1872гг.) рассказывает о героическом подвиге жен декабристов: Трубецкая и Волконская, богатые, знатные, еще очень молодые женщины, отказались от роскоши, светской жизни и отправились в далекую суровую Сибирь, в Забайкалье, на каторгу за мужьями, чтобы делить с ними изгнание, поддержать в них мужество и волю к борьбе. Поэт хотел написать и о других женщинах-декабристках, у него уже был план такой поэмы, но он не успел осуществить его. Давайте начнем читать первую часть этой поэмы.

5. Задание перед чтением: первичное восприятие поэмы (какое впечатление произвел на вас образ Е. Трубецкой).

Д/з: чтение поэмы «Русские женщины» (1 часть).