Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»). Сказочный мир, созданный Пушкиным».


Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»). Сказочный мир, созданный Пушкиным».
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений
Цели:
Образовательные:
ознакомить учащихся со вступлением к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»;
познакомить с понятиями поэма, строфа;
формировать умения и навыки выразительного чтения стихотворного текста;
совершенствовать умения и навыки находить черты волшебных сказок;
формировать умение находить нужную информацию в словарях, в том числе в конце учебника;
Развивающие и коррекционные:
развивать речь учащихся, ввести термины: неведомый, видение, чредой, пленять, чахнуть и др.
развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;
развивать умение работать в парах;
развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;
развитие логического мышления;
развитие речевой деятельности - самостоятельных связанных высказываний в устной форме;
следить за произношением учащихся;
развивать навык чтения с губ;
развитие самостоятельности, чувств, эмоций.
Воспитательные:
способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
воспитание гуманного отношения к людям, уважительного отношения к родителям, бережного отношения к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения
Оборудование: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений (автор-составитель В.Я Коровина); портрет А.С. Пушкина; иллюстрации к стихотворению «У лукоморья дуб зелёный…»; раздаточные карточки со справочным материалом.
Ход урока
Этап урока Деятельность педагога Деятельность обучающихся1. Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) - Добрый день!
Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.
2. Опрос домашнего задания.
- Что было задано на дом?
- Итак, что вы узнали об А.С. Пушкине?
.
Подготовить сообщения о поэте.
Сообщения учащихся:
Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению.
На его воспитание большое влияние оказали бабушка поэта М.А.Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. За свою короткую жизнь А. С. Пушкин написал много удивительных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии.
3. Выявление читательского опыта по произведениям А.С. Пушкина
-Давайте вспомним, какие произведения А.С.Пушкина вы знаете?
- А насколько вы хорошо помните, сейчас узнаем.
Работа в группах.
Игра «Найди пару».
Задание: подберите к отрывкам из стихотворений и сказок А.С.Пушкина их названия.
1. Три девицы под окномПряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещёный мирПриготовила б я пир.
2. "Ложился на поля туман,Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближаласьДовольно скучная пора:"3.Старичок отправился к морю,(Почернело синее море).Стал он кликать золотую рыбку.Приплыла к нему рыбка, спросила:"Чего тебе надобно, старче?"
4. Вот мудрец перед ДадономСтал и вынул из мешка
Золотого петушка.
5.У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
6."Свет мой, зеркальце! скажиДа всю правду доложи:Я ль на свете всех милее,Всех румяней и белее?"
7. Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
8.Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
9.Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя;То, как зверь, она завоет,То заплачет, как дитя…
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Уж небо осенью дышало», «Сказка о царе Салтане», «Няне», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зелёный…», «Сказка о попе и работнике его Балде»,«Зимний вечер», «Сказка о золотом петушке»).
4. Сообщение темы урока
- Ребята, вы правильно подобрали названия к отрывкам из сказок и стихотворений.
- Какой отрывок из стихотворения показался вам незнакомым?
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое написано красивым литературным языком "У лукоморья дуб зелёный:"- Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение?
- Это вступление к поэме "Руслан и Людмила". А что такое поэма?
(Демонстрация иллюстраций к поэме «Руслан и Людмила»).
Это очаровательная поэма, в которой причудливо переплетаются нянины сказки, романтические баллады, рыцарские поэмы. Это мир добрых и злых волшебников, мир увлекательных и интересных, опасных приключений, похищений, фантастических превращений.
– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении произведения «У лукоморья дуб зелёный …». «У лукоморья дуб зелёный…».
- Будем изучать новое произведение А.С.Пушкина.
Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение?
Работа со словарём:
ПОЭМА – поэтичное повествование, стихотворный рассказ целостного содержания.

Мы узнаем…
Мы научимся…
Мы повторим…
5. Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»). Сказочный мир, созданный Пушкиным».
1). Вступительное слово учителя.
2). Выразительное чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения «У лукоморья дуб зелёный…» стр.89-90
3). Чтение стихотворения учащимися.
- Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней - в 1824.
- А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает?
- Подумайте, каким изображает поэт лукоморье?
- Прочитайте стихотворение и проведите исследование, какие старые слова встречаются в тексте. Попробуйте узнать эти слова.
- Подберите синонимы к словам:
Тужит — …, бредёт — …, служит — …, невиданных — …, преданья старины — … .- Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? Работа со словарём:
Лукоморье - морской залив, бухта, изгиб морского берега.
(читают в учебнике на стр.89)
Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.
Исследовательская работа (работа в парах).
Учащиеся выписывают слова: златая - золотая, брег - берег, песнь - песня, чредой – по очередиТужит – грустит;
бредёт –
служит –
невиданных -
6. Физкультминутка
А сейчас мы отдохнем,
По тропиночке пойдем.
Между сосен и березок,
В Лукоморье попадем.
Мы глазами миг-миг;
Мы плечами чик-чик;
Мы руками хлоп-хлоп;
Мы ногами топ-топ;
Раз – туда, два – сюда,
А потом – вокруг себя
Надо низко поклониться,
Чтобы в сказке очутиться.
В сказке – бабушка Яга, у нее одна нога.
В сказке – смелый князь Гвидон,
Он Салтану шлет поклон.
В сказке петушок сидит – во все стороны глядит.
Сказки Пушкина стоят –  нас к себе позвать хотят! 7. Работа над структурой и эмоциональным строем текста
1). Чтение учащимися по частям по «цепочке» с кратким комментированием - Ребята, сколько частей в этом произведении?
- Что изобразил поэт в этой части? (читают по цепочке)
- А каким вы представляете себе Кота учёного? - Почему кот учёный?
-Что вы можете сказать о второй части?
- Описание, какого чуда, занимает центральное место в отрывке? Прочитайте.
— Как вы представляете себе лешего, русалку? Где вы встречались с этими персонажами?- А почему леший не идёт, а бродит?
- Ребята, а как вы думаете, может ли русалка на ветвях сидеть?
Оказывается могут.
В русальную неделю (следующая за троицей), выходят из воды, бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду.
— Что значит выражение «на неведомых дорожках»?
— Кто живет в избушке на курьих ножках? В каких сказках мы встречаем Бабу-ягу?.- Ребята, кто нарисует нам избушку на курьих ножках?
- Что означает «дол»?
- Как вы понимаете слова «видений полны»?
- Кого в Древней Руси называли витязем?
- Как витязи выходят на берег?
- Почему воды названы ясными?
Дядька в старину: старый солдат. Наш дядька не простой солдат, а морской.
- Каким вы представляете себе колдуна и что знаете  о нём? 
— Как вы понимаете выражение «царевна тужит»?
- Что необычного в описании волка?
— Как вы понимаете выражение «царь Кащей над златом чахнет»?
— Для каких произведений характерна такая концовка: «И я там был, и мед я пил...»?
- В каких словах выражена основная мысль отрывка? Как вы понимаете это выражение?
-Заполните таблицу.
положитель-
ные герои отрицатель-
ные герои
Состоит из двух частей.
Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира.
Образованный, мудрый, знающий песни и сказки.
Более объёмная. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса.
Говорится о сказочных героях
(поэтому эта поэма – сказка).
Леший – хозяин леса и зверей.
Бродить - едва ходить, еле таскать ноги, плестись.  
(«Толковый словарь» В.И.Даля)
Нет.
Читают сноску в учебнике:
«На неведомых дорожках» - на неизвестных дорожках.
Словесное рисование избушки на курьих ножках.
Дол - пространство без деревьев – долина.
«Видений полны» - полны привидений.Отважного, доблестного, храброго воина.
Чредой, то есть строем.
Ясный – прозрачный
Колдуны - люди старые, с длинными седыми волосами и нечесаными бородами, с длинными неостриженными ногтями.
«царевна тужит» - царевна скучает.
Бурый волк (обычно серый).
Читают сноску в учебнике:
Чахнуть – становиться слабым, болезненным, хилым.
Концовку русских народных сказок.
Там русский дух…там Русью пахнет! Гордость за Россию.
8. Работа над выразительным чтением. - Прочитайте стихотворение ещё раз, соблюдая паузы, словесное и логическое ударение, правила орфоэпии. Учащиеся самостоятельно готовятся к выразительному чтению стихотворения «У лукоморья дуб зелёный…»
9. Домашнее задание Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка «У лукоморья дуб зелёный…». Открывают дневники, записывают домашнее задание.
10. Рефлексия.
Подведение итогов урока. - С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?
- Что особенно вам понравилось?
- Кого бы вы поселили в страну Лукоморье?
- С какими героями этой страны вам хотелось бы подружиться?
Подведем итоги урока:
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»
1. Мне было трудно понять…».
2.Урок понравился, потому….».
3. «Я усвоил….»
Поэма.
Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.
Заполняют бланк самооценки.