СКАЗОЧНЫЙ ОБРАЗ МИРА ВО ВСТУПЛЕНИИ К ПОЭМЕ А. С. ПУШКИНА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»


КОНСПЕКТ
по литературному чтению 2 «Г» класса
ПОДГОТОВИЛ:
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №5
Лебедева И.ССКАЗОЧНЫЙ ОБРАЗ МИРА ВО ВСТУПЛЕНИИ К ПОЭМЕА. С. ПУШКИНА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
Цели: показать красоту пушкинской поэзии, пушкинского слова; развивать представление о выразительности русского языка; помочь детям обнаружить связь пушкинской сказки и русской народной; учить выразительному чтению; воспитывать любовь к русской поэзии.
Оборудование: звукозапись актерского чтения произведения А. Пушкина; портрет А. Пушкина; иллюстрация няни поэта Арины Родионовны; выставка книг поэта; аудиозапись увертюры к опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Н а д о с к е записан эпиграф к уроку:«Слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма» (А. Пушкин).
II. Проверка домашнего задания.
В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я.
– Похоже это стихотворение на сказку? Докажите.
III. Введение в тему.
– 6 июня 1799 год. Этот день подарил миру гения – Александра Сергеевича Пушкина. Короткой была жизнь поэта. Талант его неисчерпаем, творчество его неоценимо.
– Что вы помните из биографии поэта?
– Всего у А. Пушкина пять сказок. Какие сказки вы знаете?
Выставка книг: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке».
– В его сказках все волшебно. Они звучат как музыка.
Пушкинские сказки очень близки к народным, потому что за основу своих произведений поэт брал народные сказки. Но самое главное – в них передан дух народной сказки, в них отразились представления русского народа, его нравственные и эстетические ценности, быт и народное слово.
Учитель особое внимание обращает на поэму «Руслан и Людмила».
– Эта поэма повествует о том, как злой волшебник Черномор унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу, о том, как Руслан и еще три жениха отправились ее выручать, об их приключениях и счастливом конце. Эта поэма была написана в 1820 г., а вступление к ней – в 1824 г.
Любовь к сказкам Пушкину привила няня – Арина Родионовна. Она и бабушка были самыми близкими его сердцу людьми.
Н а д о с к е: портреты няни и Пушкина.
– Поэт записал со слов няни Арины Родионовны несколько народных русских сказок, среди них была такая: «Что за чудо, – говорит мачеха, – вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет.
Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб...»
IV. Объявление темы и постановка целей урока.
– Прочитайте приглашение авторов учебника (с. 66).
Сказка – не сказка без чудес.
Заходи в волшебный лес…
– Наша задача, дорогие исследователи, – не только выразительно читать, но и обнаружить тесную связь пушкинского творчества с миром народной фантазии.
– Подумайте, что для этого надо. (Войти в мир пушкинской сказки, осмыслить каждую картину, нарисованную поэтом.)
– Рассмотрите иллюстрацию учебника (с. 66–67).
– Каких сказочных героев вы узнали?
– Из каких они сказок?
V. Изучение нового материала.
Звучит музыка.
н а д о с к е: иллюстрация художника И. Я. Билибина.1. П е р в и ч н о е ч т е н и е у ч и т е л е м с т и х о т в о р е н и я.
– Что вам показалось удивительным? (Пушкин соединил сказочных героев из разных русских народных сказок, напевная интонация, постоянное ожидание чуда и т. д.)
2. П о в т о р н о е ч т е н и е и р а б о т а по содержанию.
– Давайте прочитаем пролог, осмысливая каждую картину, нарисованную поэтом.
– Прочитайте начало пролога:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…
– Пушкин в ней описал общую картину сказочного мира: время, место.
– Что такое – лукоморье? (Учитель объясняет, рисуя схему на доске.) представьте себе лук и стрелы. Когда тетива натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря. Получается залив.
– Обратите внимание на звучание этого слова. Послушайте – «лукоморье». (Оно красивое, немного сказочное.)
3. С а м о с т о я т е л ь н о е ч т е н и е у ч а щ и м и с я.
– О каких сказочных событиях говорит Пушкин? (Кот разговаривает, волк служит царевне, ступа «бредет сама собой» и др.)
– Какие волшебные предметы называет? (Ступа, избушка на курьих ножках и др.)
– Какие слова и выражения говорят о том, что сказочный мир таинственный и загадочный? (Чудеса, неведомые дорожки, невиданные звери и т. д.)
4. П о д г о т о в к а к в ы р а з и т е л ь н о м у ч т е н и ю.
– Подумайте, как прочитать различные части текста в зависимости от отношения автора к героям, о которых идет речь.
– Картины пролога проникнуты единством русского духа, воплощенного в сказках: «Там русский дух, там Русью пахнет».
– Прочитайте окончание пролога. Что заметили? (Похож на конец народной сказки.)– Как следует прочитать?
5. В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е стихотворения учащимися.
VI. Итог урока.
В ы в о д: здесь действуют многие герои народных сказок, они совершают «привычные» для них подвиги и живут «привычной» для них сказочной жизнью.
– Послушайте «У лукоморья…» в актерском исполнении (звучит запись).
– Сегодня вы почувствовали таинственность, богатство и красоту пушкинского слова.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение А. Пушкина «У лукоморья…»; нарисовать лукоморье.
– Разгадайте кроссворд «лукоморье»:
…И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними … (1) их морской;