Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения итоговой работы по ИСТОРИИ (8 класс)

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения итоговой работы по ИСТОРИИ (8 класс)
Назначение КИМ - оценить уровень подготовки учащихся 8 класса по истории. КИМ предназначены для итогового контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание итоговой работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по истории (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), оно соответствует Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.
Содержание работы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Итоговая работа не ориентирована на какие-либо определённые учебники, её содержание соответствует всем учебникам, включённым в Федеральный перечень на 2013-2014 учебный год.
Подходы к отбору содержания и структуры КИМ
Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учетом требований указанных выше документов, и включают требования, как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учет:
целей исторического образования в основной школе;
специфики курса истории основной школы;
ориентации не только на знаниевый, но и на деятельностный компонент исторического образования.
Содержание предмета «История» включает изучение двух курсов: истории России, занимающей приоритетное место в учебном процессе, и всеобщей истории. В итоговой работе представлены задания, ориентированные на проверку знаний по истории России и по истории зарубежных стран, изучаемой в курсе Новой истории.
Характеристика структуры и содержания КИМ
Работа охватывает содержание курса истории России XIX в. и курса Новой истории.
Общее число заданий - 22. Работа состоит из 2 частей.
Часть 1 содержит задания с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных).
Часть 2 состоит из заданий с кратким ответом в виде слова или набора
цифр.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
Части
Количество
Максимальный
Тип заданий

работы
заданий
первичный балл


Часть 1
16
16
С выбором ответа

Часть 2
6
8
С кратким ответом

Итого:
22
24



5. Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
В части 1 работы задания условно разделены на тематические блоки: 1) история стран Европы в Новое время (всеобщая история), I половина XIX в.; 2) история стран Европы в Новое время (всеобщая история), II половина XIX в.; 3) История США в Новое время (всеобщая история), XIX в.; 4) История стран Азии, Африки и Латинской Америки в Новое время (всеобщая история), XIX в.; 5) История России в 1801-1825 гг.; 6) История России в 1825-1855 гг.; 7) История России в 1855-1881 гг.; 8) История России в 1881-1894 гг.
Задание 6 посвящено культуре стран Европы и США в XIX в. Задание 15 нацелено на проверку знаний фактов истории культуры России XIX в. Предполагается, что на других позициях в части 1 задания на проверку знаний фактов истории культуры отсутствуют. Задание 16 нацелено на проверку сформированности умений работать с исторической картой, схемой и посвящено истории России XIX в.
Таблица 2. Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности (для заданий, направленных исключительно на проверку знаний, указаны проверяемые знания).

Проверяемые элементы
подготовки
Число
задании
Максимальный
первичныи
балл
Процент
максимально
го первичного
балла за всю

В части 2 работы, направленной преимущественно на проверку умений, формируемых в процессе исторического образования, задания 17 и 20 основаны на знаниях курса истории России в XIX в. и истории стран Европы и США в Новое время, задания 18, 19, 21 и 22 посвящены истории России XIX в.





работу, равного 24

1
Знание основных дат, этапов и ключевых событий истории России и мира с древности до наших дней
8
8
33,4%

2
Знание важнейших достижений культуры и системы ценностей, сформировавшейся в ходе исторического развития
2
2
8,3%

3
Определение
последовательности и длительности важнейших событий, явлений, процессов отечественной и всеобщей истории
1
1
4,2%

4
Использование данных текстовых источников при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнение свидетельств разных источников
4
5
20,8%

5
Работа с исторической картой и иллюстративным материалом
2
2
8,3%

6
Систематизация исторической информации
·
2
3
12,5%

7
Определение причин и следствия важнейших исторических событий
3
3
12,5%


6. Распределение заданий КИМ по уровню сложности.
В основу распределения заданий по уровню сложности положена характеристика видов деятельности, используемых учащимися при выполнении соответствующих заданий.
К заданиям базового уровня сложности относятся те здания, где учащимся 8 класса предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т.п., опираясь на представленную в явном виде информацию. К базовому уровню относятся все задания части 1.
К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от учащегося требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях. При этом деятельность учащегося является по преимуществу репродуктивной. Такими заданиями являются все задания части 2.
Продолжительность итоговой работы
На выполнение работы отводится 45 минут.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение заданий 1-16 выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал только номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или более ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.
Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если верно указана последовательность цифр. За верный ответ на каждое из заданий 17, 18, 20, 22 выставляется 1 балл. За полный правильный ответ на задания 19 и 21 ставится 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибки или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы - 24.
Таблица 3. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»

Первичные баллы
0-8
9-13
14-18
19-24

Приложение
Обобщенный план варианта контрольных измерительных материалов для проведения итоговой работы по ИСТОРИИ (8 класс)
Уровни сложности задания: Б - базовый (примерный интервал выполнения - 60-90%), П - повышенный (40-60%).
№ п/п
Проверяемое содержание
Проверяемые виды деятельности
Уровень сложности задания
Примерно е время выполнения задания (мин.)
Максимал ьный балл за задание

Часть 1

1
История стран Европы в Новое время (всеобщая история), I половина XIX в.
Знание фактов
Б
1-2
1

2
История стран Европы в Новое время (всеобщая история), II половина XIX в.
Знание фактов
Б
1-2
1

3
История стран Европы в Новое время (всеобщая история), XIX в.
Знание причин и следствий
Б
1-2
1

4
История США в Новое время (всеобщая история), XIX в.
Знание фактов
Б
1-2
1

5
История стран Азии, Африки и Латинской Америки в Новое время (всеобщая история), XIX в.
Знание фактов
Б
1-2
1

6
История стран Европы и США в Новое время (всеобщая история), XIX в.
Знание фактов истории культуры
Б
1-2
1

7
История России в 1801-1825 гг.
Знание фактов
Б
1-2
1

8
История России в 1825-1855 гг.
Знание фактов
Б
1-2
1

9
История России в 1801-1855 гг.
Знание причин и следствий
Б
1-2
1

10
История России в 1801-1855 гг.
Поиск информации в источнике
Б
1-2
1

11
История России в 1855-1881 гг.
Знание фактов
Б
1-2
1

12
История России в 1881-1894 гг.
Знание фактов
Б
1-2
1

13
История России в 1855-1894 гг.
Знание причин и следствий
Б
1-2
1

14
История России в 1855-1894 гг.
Поиск информации в источнике
Б
1-2
1

15
История России в 1801-1894 гг.
Знание фактов истории культуры
Б
1-2
1

16
История России в 1801-1894 гг.
Работа с исторической
Б
1-2
1






















| | картой, схемой | | |

Часть 2

17
История России в XIX в.; история стран Европы и США в Новое время (всеобщая история), XIX в.
Установление последовательности событий, явлений, процессов
П
2-3
1

18
История России, XIX в.
Систематизация фактов, понятий (множественный выбор)
П
2-3
1

19
История России, XIX в.
Систематизация исторической информации (соответствие)
П
2-3
2

20
История России в XIX в.; история стран Европы и США в Новое время (всеобщая история), XIX в.
Работа с иллюстративным материалом
П
4-5
1

21
История России, XIX в.
Работа с текстовым источником, содержащим статистическую информацию
П
4-5
2

22
История России, XIX в.
Работа с текстовым источником, содержащим статистическую информацию
П
2-3
1

Всего заданий - 22, из них по типу заданий: А- 16; В - 6; по уровню сложности: Б - 16, П - 6. Максимальный первичный балл за работу - 24. Общее время выполнения работы - 45 мин.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115



15