План недели и разработки по русскому языку и по литературе

Неделя русского языка и литературы


Название мероприятия
День недели
Время
Участвующие
классы

1





Открытие недели. Объявление конкурсов:
а) чтецов;
б) творческих работ( рисунки, ребусы, кроссворды).
понедельник
8:30










5 класс


2
Классный час «В гостях у сказки».
Мероприятие «Аукцион знаний по русскому языку»
вторник
8:30



17:00
1-4кл.



5-7кл

3
Конкурс творческих работ(выставка).
среда

с 1-11кл.

4
Мероприятие, посвященное к 200летию со дня рождения Лермонтова
четверг
17:00
с5-11кл.

5
Конкурс чтецов.
четверг
17:00
с5-11 кл.

6
Вечер поэзии в литературной гостиной посвящается М.Цветаевой
пятница
17:00
5-11кл.

7
Итог недели
понедельник




М. В. Ломоносов находил в русском языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».
Учитель. Давайте послушаем стихи о русском языке.
1-й ученик.Мы живем в стране российской,
Признаем язык турецкий,
Итальянский, датский, шведский,
И японский, и французский,
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, живем.
2-й ученик.
Мы тогда лишь вольно дышим,
Если речь родную слышим,
Речь на русском языке.
И в своей столице древней,
И в посёлке, и в деревне,
И от дома вдалеке
3-й ученик.
Суворов ободрял солдат
На русском языке, 
Бессмертный Пушкин сочинял
На русском языке.
4-й ученик.
Законы Менделеев дал
На русском языке.
«Свободу нам!» народ сказал
На русском языке.
5-й ученик.
Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!
6-й ученик.
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!
7-й ученик.
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское
слово -Выучи русский язык!
8-й ученик.
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаенных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!
9 ученик.
На свете много стран больших
И много малых есть.
И для трудностей любых
язык свой – это честь
Гордиться вправе ты, француз,
Французским языком
10 ученик.
На свете много стран больших
И много малых есть.
И для трудностей любых
язык свой – это честь
Гордиться вправе ты, француз,
Французским языком
11 ученик.
Спокоен, весел и певуч,
Насмешлив и суров,
И беспощаден, и могуч,
И грозен для врагов






















Аукцион знаний по русскому языку.
За каждый правильный ответ команда получает жетон, победитель определяется по количеству жетонов.
1. Задание “Волшебный круг”.
Сколько ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ В ЭТОМ КРУГЕ? (Буквы располагаются по кругу. Читать по часовой стрелке.)
Я Р М О С Т О Л Ь К О Т И К У С О К О Л О С Ь Я
2. Вопросы о происхождении слов. Из какого языка в русский язык пришли следующие слова:
Бульон (французский); 
Футбол (английский); 
Галстук (немецкий); 
Бухгалтер (немецкий); 
Баскетбол (английский); 
Жалюзи (французский); 
Школа (греческий);
Балет (французский); 
Гимназия (греческий); 
Спорт (английский).
3. Вопросы об устаревших словах.
Что означают эти слова:  Вершок (мера длины, равная 4,5 см).  Кушак (пояс из мягкой ткани).  Сафьяновый (сделанный из кожи высокого качества). Яхонт (драгоценный камень).  Невод (сеть). Розги (прутики, тонкие ветки для наказания). Бричка (повозка, телега, вид транспорта). Кляча (плохая, изнуренная лошадь). Пищаль (оружие).  Ржа (ржавчина).
4. Что обозначают в русском языке заимствованные слова:
Дискуссия – спор.
Диалог – разговор двух лиц.
Дебаты – обсуждение.
Инновация – нововведение.
Консилиум – совещание врачей.
Менталитет – склад ума
Яхонт (драгоценный камень).
5. Вспомните и назовите слова, состоящие из двух букв. Это могут быть существительные, прилагательные или глаголы. Не принимаются местоимения, междометия, союзы и предлоги.
(Например: юг, яд, яр, ад, ус, ал -кр. прил от алый, ел, и т.д.)
6.Произнеси словами числительные:
К 518 + 242
От 263 – 75
К 359 +923
От 841 – 136
С 678 рублями
С 849 рублями
7. Назовите основу в следующих предложениях:
А) Встречающие вышли на перрон.
Б) На улице сыро.
В) Думаю о тебе всегда.
Г) Жить – Родине служить.
Д) Свобода – это осознанная необходимость.
8. Орфограммы.
В каком слове – непроизносимый согласный: чудес_ный, капус_ный, блес_нуть.
3. В каком слове пишется ъ: об_учить ремеслу, об_явить тревогу, поют солов_и.
4. Допишите окончания прилагательных: в зим__ лесу, громк__ голосом, в син__ тетради.
5. Вставьте гласные в окончание глаголов: вид_т, ве_т, смотр_шь, люб_шь, та_т, стро_т.
6. Запишите антонимы (слова с противоположным значением) к данным словам: вверх –_______, молодой – ________, счастье – ______, плохой – _________, день – ________
9.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Покраш..ный пол, краш..ый пол, краш..ый охрой пол, некраш. .ые стены; пр. .быть (во)время, о. .дыхать (во)время каникул; смотреть (в)даль, уходить (в)даль моря; (не)ждать помощи (из)вне, поступить (не)справедливо; (н..)где (не)найти, (н..)когда (не)опаздывать.
10. Вопросы на смекалку.
Какое женское имя состоит из тридцати букв я ? (ЗОЯ)
Попробуйте, меняя последовательно по одной букве, превратить имя Лев в имя Тит.
 Вспомните названия растений ( цветов, трав, деревьев), которые созвучны с именами. (Например: Василий - василек, Снежана - подснежник)
Образуйте имена от следующих сочетаний слов: владеть миром (Владимир), владеть всем ( ? ); свято славить ( ? ); милая людям ( ? ). 






















































Конкурс чтецов
Цели и задачи конкурса:
- Способствовать знакомству учащихся с лучшими образцами поэзии Лермонтова.
- Выявить наиболее талантливых чтецов среди детей и подростков.
- Способствовать повышению интереса учащихся к русской литературе.
Основные содержательные критерии оценки чтения:
- Использование средств выразительного чтения (логических ударений, интонирования, темпа, тембра, эмоционально-экспрессивной окрашенности выступления) для реализации художественного замысла автора.
- Грамотное произношение слов (ударение, окончания слов)
- Дикционная, артикуляционная и орфоэпическая чистота речи
Чтение стихов Лермонтова

Награждение победителей






































Песня изучается для закрытия недели.

Ах вы, сени мои, сени,
Сени новые мои,
Сени новые, кленовые,
Решетчатые!
Как и мне по вам, по сенечкам, Не хаживати, Мне мила друга за рученьку Не важивати! Выходила молода За новые ворота, Выпускала сокола Из правого рукава.
Да полетиком соколиком наказывала
Ты лети, лети, соколик,
Высоко и далеко! Благо тонет иль не тонет
По тихонечку плывет
Милый любит иль не любит
Только времечко идет
Ах, Самара городок
Беспокойная я -2
Успокой ты меня!

Я росла и расветала
До 17ти годов
А 17-годов
Кружет девицу любовь
Ах, Самара городок
Беспокойная я -2
Успокой ты меня!

Я на горку шла, Тяжело несла. Уморилась, уморилась, Уморилася. Знамо дело, уморилась, Уморилася.
Ах, ты, Филюшка
Просто Филюшка
Аль не видишь
Уморилась
Уморилася
Знамо дело
Уморилась
Уморилася

Ой. полым, полна, коробушка, Есть и ситец, и парча. Пожалей, душа моя зазнобушка, Молодецкого плеча! Выйди, выйди в рожь высокую! Там до ночи погожу, А завижу черноокую - Все товары разложу

Барыня, барыня
Барыня, сударыня
Барыня, барыня
Сударыня, барыня


15