Методическая разработка открытого урока по чтению по произведению Б. ПолевогоПоследний день Матвея Кузьмина


Методическая разработка
урока литературного чтения в 3 классе по произведению
Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина»

«…Светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести».
В. Фирсов.

Цель: учить внимательному отношению к художественному слову, проникновению в его смысловые глубины.
Задачи урока:
- расширять кругозор и словарный запас учащихся;
- обучать умению анализировать текст и давать характеристику литературным персонажам;
- развивать образное мышление, грамотную выразительную речь, эмоциональную сферу;
- воспитывать у детей умение сопереживать другим людям и сочувствовать им; укреплять чувство любви к Родине, чувство уважения к старшему поколению;
- формировать интерес к истории своего народа.
Оформление и оборудование: экран, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, фонограмма , выставка книг о Великой Отечественной войне.
Орг. момент
Встали все правильно!
Все готовы к уроку ?Тихо садитесь. Начнем урок чтения.
2.Вступительное слово учителя: слайд №1
На прошлом уроке мы с вами прочли рассказ Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина», а сегодня будем работать над его содержанием. Я предлагаю организовать нашу работу в форме круглого стола, где будут работать несколько творческих групп.
А начать нашу работу я хочу следующими словами:
“Слава, вам храбрые . слава бесстрашные!
Вечную славу поёт вам народ,
Доблестно жившие . смерть победившие.
Память о вас никогда не умрёт.
В ходе нашего диалога мы поучимся размышлять над прочитанным, выделять главное, высказывать своё мнение и выражать свои чувства.
Прежде чем начать нашу работу ,вспомним несколько слов об авторе.( биография Б.Полевого) Слайд№2
3.Когда происходили события, описанные в рассказе?
Чтобы окунуться в те далекие дни , я предлагаю посмотреть несколько документальных фотографий.
Как вы понимаете слово документальных?
РАБОТА В ГРУППАХ:
1группа:Внешность , характер главного героя.
2 группа: Отношения с односельчанами , фашистами.
3 группа: Засада, последний день Матвея Кузмина( описание природы, внешность, характер)
Обсуждение работы групп:
1.- Можно ли сказать . что его внешность была приятная . притягательная?
Можно ли судить о человеке по его внешности ?Дайте характеристику герою.( Составление внешности карточками на доске )
2.Почему так относятся к Матвею?
Почему немцы решили выбрать себе в помощники деда Матвея?
Для чего его второй раз вызвали в комендатуру ?( Чтение по ролям)
Почему Матвей не отказался от предложения немецкого офицера ?Зачем он торгуется с немцами ?3.-Зачем Матвей повёл немцев по целине ?Найдите фрагменты , как немцы потеряли силы.
Можно ли сказать . что сама природа противостоит фашистам и настроена против них ?
Зачитайте . что говорится о лесе.
Почему так изменилось описание природы?
Свершилось ли то, что задумал дед Матвей ? Пауза-музыка
Итог
Определите к какому моменту нашего произведения можно отнести эту музыку ?Какие чувства она у вас вызвала?
Каким изображен Матвей в последние минуты своей жизни ? Мог ли понять чувства Матвея Кузмина немецкий офицер ?Кто такой Матвей Кузмин как литературный персонаж ?
А кто такой герой ? (словарь )
Какова же главная мысль произведения?
Для чего же Б.Полевой написал этот рассказ?
С кем из героев можно сравнить Матвея Кузмина ?Как называют таких людей ?Кто же такие патриоты?(словарь)
ФизминуткаРабота над лексическим значением слов.
ПОДВИГ
ГЕРОЙ
ПАТРИОТИЗМ
Стихотворение -Помните
Я думаю, подвигом можно назвать жизнь всего военного поколения только потому, что эти люди выстрадали, вынесли и смерть, и боль, и холод, и голод. Они сделали всё, что могли, даже больше, чем могли. Об этом вы можете прочитать в книгах других авторов. Некоторые из них представлены на нашей выставке.
Рефлексия
-Можно и мне поделиться своими мыслями, подводя итог? Я то же узнала много нового сегодня: во-первых, увидела, что вы становитесь настоящими вдумчивыми читателями, вы умеете видеть и понимать, что хотел рассказать автор вам между строк.
Для души я взяла с этого урока ещё больше. Самое главное – увидела, что никого из вас это произведение не оставило равнодушными. В душе поселилась вера и надежда в то, что вы так же беззаветно будете любить свою Родину.
Домашнее задание:
1.Чтение понравившегося отрывка.
2. Найти информацию о героях ВОВ. Которые совершили подобные подвиги.
3.Подготовить мини-сочинение об участниках войны -членах своей семьи, которые войдут в книгу памяти , посвященную 70-летию со дня Победы.