Конспект урока по истории на тему: «Введение. Вводный урок. Мир в эпоху Нового времени»

Конспект урока учителя истории и обществознания - Власовой Натальи Вячеславовны Всеобщая история 7 класс
Тема: Введение. Вводный урок . Мир в эпоху Нового времени.
Цели урока: -содержательная: - используя факты, проследить период начала распада традиционного общества; - выделять хронологические рамки Нового времени -деятельностная: - объяснять преимущества и недостатки традиционного общества. Давать и объяснять собственную оценку событиям этого периода; -- формировать умение выделять и обобщать признаки принципиального отличия Нового времени от Средневековья. Задачи: в результате изучения темы ученики должны уметь: - определять понятия; - выявлять причины и последствия распад традиционного общества; - определять и объяснять свое отношение к событиям данного периода; - решать учебно-жизненные задачи с позиции человека XXI века. Тип урока: Урок открытия новых знаний. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая. Обязательный минимум содержания: Новое время, ценности, традиционное общество, индустриальное общество. Учебно-методическое обеспечение: «Всеобщая история. История нового времени, 1500-1800. 7 класс»: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.В. Дмитриева « Русское слово» , 2007.
Ход урока
1. Орг. момент 2. Создание проблемной ситуации - Знакомство с учебником. - Какую эпоху мы начинаем изучать? - Учебник познакомит вас с важнейшими событиями начала Нового времени, когда происходил переход от традиционного общества к обществу индустриальному. Каждая страница - это рассказ о жизни людей Нового времени, народных масс и отдельных личностей. Что-то в их жизни покажется вам интересным и достойным подражания, что-то - жестоким и пугающим, а какие-то события и поступки позволят извлечь уроки для себя. -Знали ли европейцы, что живут в новую эпоху? - Рассказ о настроении в обществе в 1492 г. - Что чувствовали европейцы? Совпали ли ожидание и реальные события?
На доске: Новое время - "конец света". Новое время - новые возможности.
- В чем вы видите противоречие? Какой возникает вопрос? Формулировка проблемного вопроса (рассматриваются все гипотезы): Проблема урока: Почему Новое время назвали "новым"? 3. Актуализация знаний - Что необходимо вспомнить их изученного ранее, чтобы найти ответ на вопрос? - Какие периоды истории вы уже изучали в 5,6 классе? Первобытный мир, Древний мир, Средние века - Как при переходе от эпохи к эпохе менялась жизнь общества? Поднялись на ступень цивилизации. - Вспомним признаки цивилизации. Государство, города, письменность, расслоение общества - схема. - Перечислим цивилизации Древнего мира. Египет, Междуречье, Индия, Китай, Греция, Рим.
- Новая ступень - цивилизации Средневековья: Католическая, Православная, Исламская, Индийская, Дальневосточная. - Какие религии определяли основы каждой из них? католич. христианство, православное христианство, ислам, (индуизм, буддизм, ислам), ( конфуцианство, даосизи, буддизм). - Нам нужно узнать, чем же Новое время отличается предыдущих эпох? - Определим хронологические рамки Нового времени. раннее Нов. время (конец 15 - 18 век) + позднее Нов.время ( 19 - нач. 20в.) = Новое время (15-нач.20в.) - В 7 классе мы изучаем только раннее Новое время.
4. Открытие нового знания
-Уже в XV в. в Западной Европе начался закат Средневековья. Вы помните, что в Средние века в Европе господствовало традиционное общество, где люди жили, не нарушая законов предков, где все было ориентировано на сохранение старых обычаев и ценностей. Но это общество претерпевает значительные изменения и постепенно разрушается. - Чтобы увидеть изменения вспомним по каким признакам одна цивилизация отличается от другой. Какие сферы общества мы будем рассматривать и сравнивать?





-Что же меняется в хозяйственной жизни? - Вспомните, какое хозяйство господствует в традиционном обществе.
В традиционном обществе господствовали натуральное хозяйство и простые рыночные отношения, большинство населения было занято в сельском хозяйстве. И крестьяне, и ремесленники пользовались самыми простыми орудиями труда (такими, какими они были у предков). Но постепенно географические и климатические особенности, требовавшие от человека большей активности, влияли на внедрение новых способов хозяйственной деятельности, на усовершенствование орудий труда. Возникла потребность в увеличении потребления энергии и в связи с этим  в новых источниках энергии. Уменьшилось вмешательство государства в хозяйственную жизнь; выросли города, тесно связанные с ремесленным производством и торговлей.
- В конце Средневековья крестьянская община начинает разрушаться, так как коллективный труд становится менее эффективным, чем индивидуальный. Часть сельского населения уходит в растущие города, развивающиеся как коммуны, имеющие свое самоуправление. Государства (в своем большинстве) преодолевают феодальную раздробленность.
- Большие изменения происходили и в обществе. - Вспомните, какой была структура традиционного общества?
Традиционное общество состояло из сословий и каст. -Вспомним, что такое сословие?  Это группа людей, признанная государством, имеющая свои права, обязанности и привилегии, нравы и обычаи, закрепленные в традициях или законе и передаваемые по наследству. Каждый человек принадлежал к какому-нибудь сословию (дворяне, служители церкви, горожане, крестьяне и т. д.) и имел «сословное сознание», основанное на чувстве долга соблюдать обязательства, вытекающие из особых задач, стоящих перед сословием. Отдельный человек поглощался коллективом. С конца Средневековья и до XVIII в. сословное сознание было сильно развито у духовенства, дворянства и бюргерства. Сословный характер носило и государство - власть сосредоточивалась в руках служилого сословия. В таких государствах, как вы помните, существовала сословная иерархия. Государственная система была централизованной и авторитарной.
- Изменялась и духовная жизнь человека. Какой она была в традиционном обществе?
В традиционном обществе человек всегда воспринимался как часть природы, простого и справедливого порядка вещей. Основные ценности сводились к ощущению прочности своего положения, защищенности, уверенности. Сознание человека формировалось религией и сословными нормами, и он всегда ощущал себя частью общности - сословия, общины, клана, семьи и т. д. Окружающий мир воспринимался как нечто существующее без содействия человека, не было стремления подчинить себе природу. Необходимость сохранения традиций воспринималась как истина, не требующая доказательств. Однако в конце Средневековья отдельный человек уже начинает обособляться, полагаясь на собственные силы. Появляются новые ценности - достижение богатства, личного успеха (а не успеха общины, рода, сеньора), способность самостоятельно принимать важные решения. Христианское учение, ставящее перед верующим задачу спасения души, также предполагает, что заботиться о личном спасении человек должен индивидуально. Постепенно появляется мысль о возможности общения с Богом напрямую, а не через священнослужителей.
Так завершается Средневековье, постепенно разрушается европейское традиционное общество, складывается новый тип личности.
- Особого внимания заслуживает вопрос о постепенном переходе от традиционного общества к обществу индустриальному. Понятие «индустриальное общество» вводится в курсе новой истории 8 класса, а в 7 классе достаточно знать, что это общество, где развивается и господствует машинное производство. - В XVI-XVIII вв. общество по-прежнему оставалось аграрным, преобладал ручной труд. Но стремление людей к личному успеху заставляло их совершенствовать орудия труда, создавать новые технологии. В XVIII в. появилось машинное производство, возникли фабрики. Широкое применение техники -это уже XIX в., который назовут индустриальным (от латинского слова industria - деятельность), и общество станет называться индустриальным, так как быстрыми темпами в нем будет развиваться техника, и это в первую очередь бросалось в глаза современникам. Общество XVI-VIII вв. - это общество раннего Нового времени, переходное от традиционного к индустриальному.

Итак, перечислим признаки разрушения аграрного общества (по сферам):
1. Появление и рост машинной промышленности. Рост городов, смена натурального хозяйства рыночным. 3. Разрушение сословных перегородок, борьба за равноправие граждан.
4. Снижение влияния землевладельческой знати. 5. Распространение грамотности, образования.

Дополнительно:

- Поразмышляем над вопросом: что связывает нас с Новым временем? Новая история изучает время, которое отстоит от современности сравнительно недалеко, всего лишь на какие-то 500-200 лет. С точки зрения исторической науки это было не так давно. Особенно важно подчеркнуть, что жизнь людей этого времени уже можно изучать не только по данным археологических раскопок и древним летописям, но и по сохранившимся памятникам материальной и художественной культуры, окружающим нас в повседневной жизни. Важно предложить школьникам подумать, что (какие предметы домашнего обихода, образцы нашей одежды, пища) в их городе или ином населенном пункте возникло в эпоху Нового времени. Те, кто живут в городах, должны знать, что их облик чаще всего сформировался в Новое время. В Новое время стала складываться политическая система управления, существующая и в наше время. На рубеже XVIII-XIX вв. были написаны первые конституции. Затем учащимся предлагается предъявить результаты выполнения познавательного задания. Они указывают на изменения, которые произошли в хозяйстве, обществе, политической и духовной жизни людей на рубеже XV-XVI вв., позволяющие говорить о начале Нового времени. Многие произведения писателей Нового времени вы изучаете или будете изучать на уроках литературы, многие из них экранизированы, их сюжеты легли в основу известных фильмов. Картины и скульптуры этой эпохи близки нам и понятны». Можно предложить назвать художественные произведения и кинофильмы, отражающие сюжеты истории Нового времени, жизни различных слоев населения этой эпохи.

4. Выражение решения проблемы
Мы охарактеризовали процесс разрушения аграрного общества, чтобы ответить на вопрос урока: "Почему Новое время назвали "новым"? Как мы можем теперь ответить на вопрос урока? Запишем: Новое время - период разрушения старого традиционного аграрного общества и постепенный переход к новому - индустриальному обществу. 5. Применение нового знания
- Почему мы можем так считать? Перечислим еще раз признаки разрушения аграрного общества и формирования нового. - Назовите ключевые понятия сегодняшнего урока.
6. Д/з Введение, вопросы к параграфу.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115