критериально-уровневые показатели оцеки эффективности технологии

Критерии, показатели уровня сформированности вычислительного навыка представлены в таблице
Таблица
Критерии вычислительных навыков
Показатели вычислительных навыков
Уровни сформированности вычислительных навыков



Высокий
Средний
Низкий

1.Правильность
Правильность выбора операций
Ученик делает правильный выбор операций
Ученик делает правильный выбор операций
Ученик часто делает ошибки при выборе операций


Правильность выполнения операций и нахождения результата арифметических действий
Верно находит результат арифметического действия над данными числами.
Ребёнок иногда допускает ошибки в промежуточных операциях
Часто неверно находит результат арифметического действия, т.е. не правильно выполняет операции

2. Прочность
Сохранение в памяти алгоритма выполняемого действия
Сохраняет в памяти алгоритм выполняемого действия и использует их при вычислениях
Испытывает затруднение в выборе алгоритма выполняемого действия
Не может найти верного алгоритма для выполнения вычислительного действия

3.Рациональ-ность
Выбор рационального использования вычислительных приёмов
Ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный приём.
Ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный приём
Ребёнок не может выбрать операции, выполнение которых быстрее приводит к результату арифметического действия


Применение рациональных приёмов в других ситуациях
Может сконструировать несколько приёмов и выбрать более рациональный
В нестандартных условиях применить знания не может.
Так же не может переносить рациональное использование вычислений на другие ситуации


Скорость выполнения операций
Выполняет операции быстро и с лёгкостью
Выполняет операции достаточно быстро
Выполняет операции с трудом, очень медленно

4.Обобщённость
Применение приёмов вычисления в большом числе случаев
Ученик может применить приём вычисления к большему числу случаев
Ученик может применить приём вычисления к большему числу случаев
Ученик не может применить приём вычисления к большему числу случаев.


Перенос приёмов вычисления на новые случаи
Способен перенести приём вычисления на новые случаи.
Способен применять вычислительный приём только в стандартных условиях.
Не может переносить приёмы вычисления на новые случаи



В качестве одного из показателей полноценного вычислительного навыка выделим контроль. Умение осознанно контролировать выполняемые операции, позволяет формировать вычислительный навык более высокого уровня, чем без наличия этого умения. Это значит, что все ранее раскрытые нами качественные характеристики, проявляются при формировании вычислительного навыка на более высоком уровне. Как видим, умение контролировать себя в процессе формирования вычислительного навыка требует от ученика полноценного, осознанного, обобщённого и самостоятельного владения всеми операциями, определяющими процесс выполнения вычислительного приёма.
Сопоставление выявленных уровней сформированности вычислительных навыков по всем выделенным критериям позволит определить общий уровень сформированности вычислительных навыков каждого школьника.
Для выявления уровня сформированности у учащихся вычислительных навыков, на основе анализа содержания программы по математике в данном классе, нами были составлены задания для самостоятельной работы.. Данная работа включала в себя 4 блока заданий. Каждый блок заданий был составлен для диагностики каждого из 4-х критериев вычислительных навыков. Время выполнения определяется. Все учащиеся работают одновременно. Для большей достоверности результатов выполнения самостоятельной работы, учащиеся размещались по одному за партой. Задания самостоятельной работы выдавались на специальных бланках. Сами задания переписывать было не надо.
Оценка правильности выполнения заданий каждого блока осуществлялась по следующей шкале:
без ошибок - 5 баллов;
-2 ошибки - 4 балла;
-5ошибок - 3 балла;
более 5 ошибок - 2 балла.
Критериально - уровневые показатели оценки эффективности технологии
динамика уровня сформированности вычислительного навыка
высокий уровень- 100% успешности
средний уровень- 80%
низкий уровень – 50 %
оценка эффективности проблемного урока и проблемных заданий






15