Статья по теме Формирование умения критериально оценивать регулятивные универсальные учебные действия учащихся на уроках окружающего мира в 3 классе


Формирование умения критериально оценивать регулятивные универсальные учебные действия учащихся на уроках окружающего мира в 3 классе
Додонкина Е.Н, учитель начальных классов
МБОУ «Июсская СОШ»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает в себя систему требований, одним из которых является требование формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. В связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, выстраивается современная система оценивания. Одним из главных принципов системы оценивания является критериальность оценивания всех групп образовательных результатов учащихся.[1, с 4)Мы предполагаем, что существует дефицит в способе оценивания регулятивных универсальных учебных действий учащихся. В своей работе пытаемся ответить на вопрос, как можно формировать и критериально оценивать регулятивные универсальные учебные действия (УУД), а именно: действие планирование, контроля, оценки и коррекции на уроках окружающего мира в 3 классе. В своей работе мы опираемся на опыт Краевого государственного казенного специализированного учреждения "Центр оценки качества образования" (ЦОКО) г. Красноярск, который инициирует проведение групповых проектов. В своей работе мы пользовалисьсозданными ЦОКО листами наблюдения, листами самооценивания. ЦОКО предлагает способ оценки регулятивных универсальных учебных действий через групповую работу, с помощью использования данной модели мы работали над развитием и оцениванием регулятивные УУД.
Объект исследования - формирование умения критериально оценивать регулятивные универсальные учебные действия учащихся на уроках окружающего мира в 3 классе.
Предмет исследования - групповая работа учащихся на уроках окружающего мира.
Гипотеза - использование групповой работы, направленной на формирование умения критериально оценивать регулятивные универсальные учебные действия у учащихся 3 класса на уроках окружающего мира. С целью выявления уровня сформированности действия планирования, контроля, оценки и коррекции мы пользовались методиками, разработанными Ольгой Александровной Шаталовой. Анализ исходной ситуации позволил сделать вывод, что у учащихся 3Б класса действие планирование находится на среднем уровне сформированности, т.к. у 10% класса, т.е. у 2 учащихся присутствует высокий уровень умения планирования действий. У 29% учащихся проявляется средний уровень, т.е. у 5 учащихся преобладает средний уровень. И 61% учащихся, т.е. 18 человека находятся на низком уровне. Данные можно увидеть на диаграмме № 1.

Диаграмма № 1

Как видно из диаграммы № 2 после повторной методики, которая позволяет выделить, что значительных изменений среди учащихся, находящихся на среднем уровне – не выявлено, поскольку 8%, т.е. у 2 учащихся присутствует низкий уровень сформированности, у 52%, т.е. у 14 учащихся средний уровень преобладает, у 40%, т.е. у 9 учащихся высокий уровень.Диаграмма № 2
В диаграмме № 3 представлены полученные данные по проведению методики на выявление уровня сформированности действия коррекции. Было выявлено, что действие коррекции находится на низком уровне сформированности у 76%, т.е. 18 учащихся 3Б класса присутствует низкий уровень сформированности действия коррекции, у 13%, т.е. у 4 учащихся средний уровень, у 11%, т.е. у 3 учащихся высокий уровень.

Диаграмма № 3

Исходя из этого можно предположить, что учащиеся 3Б класса редко работают в форме групповой работы. Опираясь на полученные данные, наша работа была направлена на формирование регулятивных универсальных учебных действий.
Целью опытно-практической работы является формирование умения критериально оценивать регулятивные универсальные учебные действия на уроках окружающего мира в 3 классе;
Задачи:
провести интервью с учителем и анкетирование учащихся;
разработать и провести серию уроков по окружающему миру в форме групповой работы;
провести повторно методики по оценке сформированности уровня действий планирования, оценки, контроля и коррекции;
описать полученные выводы;
Нами было проведено 6 уроков и 1 внеурочное занятие по окружающему миру в форме групповой работы с целью формирования умения критериально оценивать регулятивные универсальные учебные действия учащихся. Во время уроков учащимся были предложены листы наблюдений, листы самооценивания,также учащиеся сами составляли критерии, по которым оценивали работу группы.Повторное проведение методик Ольга Александровна Шаталовой позволило сделать следующий вывод:Сравнивая данные, которые были получены при повторном проведении выбранных методик, можно сказать о том, что у учащихся 3Б класса уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий находится на среднем уровне, это можно увидеть на диаграммах № 4, 5, 6, которые показывают, на каком уровне сформированности находятся действия планирования, контроля оценки и коррекции.Сформированность действия планирования значительно увеличилась, поскольку у 4% учащихся, т.е. у 1 учащегося присутствует низкий уровень, у 65%, т.е. у 18 учащихся средний уровень, а у 31%, т.е. у 6 человек высокий уровень.
Диаграмма № 4

Действие оценки и контроля как был на среднем уровне, так и после проведение повторных методик остается на среднем уровне, у 8% учащихся, т.е. у 2 преобладает низкий уровень, у 38% средний уровень, т.е. у 7 учащихся, у 54%, т.е. у 16 учащихся высокий уровень.
Диаграмма № 5

Действие коррекции увеличилось на 15%, т.е. у 4 учащихся низкий уровень, у 40%, т.е. у 10 учащихся средний уровень, у 45%, т.е. у 11 учащихся высокий уровень.
Диаграмма № 6

Полученные данные свидетельствуют о том, что наша гипотеза подтвердилась, а именно, использование групповой работы, направленной на формирование умения критериально оценивать регулятивные универсальные учебные действия учащихся на уроках окружающего мира в 3 классе, способствуют формированию данного умения;
Список использованной литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт. М.: Просвещение, 2009. – 41 с.
Матвеева Е.И. Критериальное оценивание в начальной школе: Пособие для учителя \ (Из опыта работы) \ Е.И. Матвеева, О.Б. Панкова, И.Е. Патрикеева \ Серия «Новые образовательные стандарты». 4-е изд. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2013 – 168 с.
Пинская М. А. Новые формы оценивания. Начальная школа \ М.А. Пинская, И.М. Улановская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с.
Шаталова О.А. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы: методическое пособие\О.А. Шаталова; под ред. С.А. Болотовой. – 2-е изд. – М.: «Русское слово – учебник», 2014. – 168 с.