Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.


Урок 54. Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.
Цели: познакомить с решением уравнений с неизвестными множителем, делимым, делителем; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать усложнённые уравнения на нахождение неизвестных множителя, делимого, делителя; выполнять анализ(выделение признаков); выбирать основания для сравнения, классификации объектов; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Ход урока
I.Организационный момент.II.Актуализация знаний
Индивидуальная работа у доски
- Вычисли, выполнив запись столбиком.
40 405х3= 34 500х5= 7 604х9= 234 000х3=
- Реши уравнения.
60х с=240 х: 7= 90 6 400:х=8
Работа над задачами
Папа поймал 9 рыб, а Серёжа- третью часть папиной рыбы. Сколько рыб поймали папа с Серёжей
(9+9:3=12(р))
Оля пригласила на день рождения 12 детей .Две третьих всех гостей были девочки ,а остальные – мальчики. Сколько мальчиков было на дне рождения у Оли? (12-12:3х2=4(м))
Занятия в школе закончились в 12ч 40мин. Петя 15мин одевался. Дорога от школы до дома занимает 20мин. Во сколько Петя пришёл домой?(12ч40мин + 20мин +15мин =13ч 15мин.)
Мама и Миша шли навстречу друг другу. Мама прошла 30м, а Маша – в 2 раза меньше. Какое расстояние было между мамой и Мишей? (30+30:2=45(м).)
3.Математический диктант
1)Найдите частное чисел 320 и 8.(40)
2)Во сколько раз 700 больше, чем 100? (в 7)
3)Какое число задумали, если, умножив его на 50, получили 2000? (40)
4)Из какого числа вычли 250 и получили 380?(630.)
5)Сколько раз по 30 содержится в числе 210?(7.)
6)Какие два числа при умножении дают произведение 1? (1и1)
7)Сумму чисел 8и 5 умножьте на 100.(1300)
(Проверка, самооценка. Далее проверка индивидуальной работы у доски.) III.Самоопределение к деятельности
(Учитель проверяет решение уравнений на доске)
- Какие компоненты были неизвестны?
- Какими правилами пользовались для решения уравнений?
- Посмотрите на следующие уравнения.
5хв= 900-810
126:х=14+7
Х:7=400:10
- Чем эти уравнения похожи на те, что мы решали? Чем они отличаются? ( В этих уравнениях также неизвестны множитель, делимое и делитель, но в правой части записано не число, а выражение)- Как решаются такие уравнения? (Решение этих уравнений нужно начинать с вычисления значения выражения в правой части.)
- Сформулируйте задачи урока. ( Научиться решать уравнения на нахождение неизвестных множителя, делимого, делителя в усложненных случаях.)
IV.Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Рассмотрите таблицы на с.80.
- Что неизвестно в первой таблице?( Множитель.)
- Как найти неизвестный множитель?
- Что неизвестно во второй таблице? ( Делимое и делитель.)
- Как найти неизвестные делимое и делитель?
- Рассмотрите уравнения, данные ниже. Объясните их решение.
№357 (с.80)
(Первое и второе уравнения – коллективно, с комментированием у доски, третье- самостоятельно.
Самопроверка по образцу, самооценка.)Дополнительное задание: составить подобное уравнение и дать решить соседу по парте.
(Выполняется на листочках.)
№358 (с.80).
-Прочитайте задачу.
-Назовите производительность ученика ?( 10стульев в день)
- Как вы думаете, производительность столяра будет больше или меньше, если ту же работу он выполнил за 4 дня?(Производительность будет больше, так как времени затрачено меньше.)
- Заполните таблицу и решите задачу.
(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.) Производительность Время Работа
Столяр ? 4дн. ?(одинаковая)
Ученик 10ст. в день 6дн. Решение: 10х6:4=15(ст.)
Ответ: столяр ремонтировал по 15 стульев в день.
№ 360 (с.80).
- Посмотрите на выражения.
- Единицы измерения каких величин здесь встречаются?(Длины и массы)
- Как связаны между собой километр и метр, тонна и килограмм?(1км=1000м, 1т=1000кг)
(Первое и третье выражения- коллективно, с комментированием у доски, второе и четвёртое-самостоятель-
ное. Проверка, самооценка.)№ 362(с.80)
- Прочитайте задание1- Что такое периметр?(Сумма длин сторон)
-Как найти периметр любой фигуры? ( Измерить и сложить длины всех сторон)
- В каких единицах можно измерить периметр?(В клетках и в сантиметрах.)
-Вычислите периметр фигур в сантиметрах.
Решение
P1=3+3+2+2+1+1=12(см)
P2=3+1+1+1+1+1+1+3=12(см)
Ответ :периметр фигур одинаковый.
- Прочитайте задание 2.
- Что такое площадь? ( Место, которое занимает фигура на плоскости.)
-Как найти площадь этих фигур?(Сосчитать, сколько квадратных сантиметрах.
-В каких единицах вычислить легче? ( В квадратных сантиметрах.)
- Найдите площадь фигур.(S1=7см2, S2=6см2)
V.Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
(Прыжки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
(Прыжки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
(Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
(Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнём
И домой пешком пойдём.
(Шаги на месте.)
VI.Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№9(с.68).
(Устное вычисление.)
№ 10 (с.68).
(Самостоятельное вычисление. Один ученик работает у доски. Проверка.)№ 11(с.68)
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)-Чем похожи задачи?(Во всех задачах есть слова «в 3 раза больше, чем подносов»
-Чем отличаются?(Решаются по-разному)
-Как вы решили первую задачу?(Деление, потому что подносом меньше: 18:3=6(п.).)
-Как решили вторую задачу?(Умножением, потому что сказано, что кувшинов в 3 раза больше: 6х3=18( к.)
(Самооценка)
VII.Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» учебник,с.80).(самопроверка по образцу)
Ответы:303м44см, 49кг 200г.
-Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа (с.41-43)VIII.Подведение итогов урока
-Чему вы научились сегодня на уроке?
- Какие правила вам помогали при решении уравнений?
- У кого есть вопросы? Кому нужна помощь?
Домашнее задание
Учебник: № 359,№ 361 (с.80).