Конспект урока математики в пятом классе ФГОС, УМК И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Уруссинская основная общеобразовательная школа №2»
Ютазинского муниципального района Республики Татарстан









Конспект
урока математики
в 5 классе по теме
«Расстояние между двумя точками. Масштаб»
в рамках второго тура муниципального этапа Всероссийского конкурса
«Учитель года - 2016»







Подготовил:
учитель математики и информатики первой квалификационной категории
Евсеева Светлана Александровна










Уруссу, 2016 год
Тема урока: Расстояние между двумя точками. Масштаб
Класс: 5
Тип урока: урок открытия новых знаний
Дата проведения: 03.02.2016 года
Цель урока:
Ввести понятия «расстояние между двумя точками», «масштаб»
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать понятие масштаба
Уметь применять масштаб для определения расстояний на местности
Метапредметные:
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
умение использовать знаково-символические средства для решения задач
Регулятивные
Умение организовывать себя, настраиваться на работу
Саморегуляция, развитие самосознания, ответственного отношения
умение самостоятельно осуществлять контроль учебой деятельности
Коммуникативные
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Умение с полнотой и точностью выражать свои мысли
Умение формулировать собственное мнение и позицию, совместно договариваться о правилах общения и следовать им
Оборудование: меловая доска, интерактивная доска
Материалы:
Учебник «Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 15-е изд. стер. – М.: Мнемозина, 2014. – 270 с.: ил.»
План-конспект урока
Презентация к уроку
Ход урока


этап урока
цель этапа
деятельность учителя
деятельность учащихся
форма обучения
планируемые результаты

1
организационный момент
создать благоприятный психологический настрой на работу
организует быстрое включение учащихся в урок. Мотивирует учащихся к учебной деятельности
Что вас удивляет в жизни? Удивление встречает нас часто. А мое удивление вызывает солнце. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. Протяните руки солнцу, и щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят, согревают своим теплом. В душе наступает покой благодать. Нам хочется смеяться и радоваться новому дню.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Свет солнца в ладони возьму
И к сердцу я приложу.
И станет вокруг все добрее,
Нежнее, светлее, милее.
Вот с таким настроение мы и начнем урок. Сегодня вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими? У каждого они будут свои. Работать будем под девизом «Никто не знает так много, как мы все вместе!»
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
включаются в урок
фронтальная
Р: умение организовывать себя, настраиваться на работу

2
актуализация знаний и фиксация затруднения деятельности
создание объективных предпосылок для введения новых знаний
организует актуализацию знаний и умений
1.работа по слайду
что изображено на рисунке?
что такое геометрия?
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
2. Решить задачу
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
как этот же прямоугольник построить на доске?
вспоминают ранее изученные геометрические фигуры, дают определения












обсуждают в парах, пытаются найти способ


фронтальная













парная


П: оформлять свои мысли в устной форме

3
выявление места и причины затруднения
зафиксировать задания, вызывающие затруднения, создать проблемную ситуацию. Обеспечить мотивацию учению, принятие ими целей урока
организует выявление места затруднения
в каком месте возникло затруднение?
организует фиксирование во внешней речи причины затруднений
Так как же построить такой прямоугольник?
под руководством учителя выявляют место затруднения
проговаривают причину затруднения

эвристическая беседа
фронтальная дискуссия
П: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

4
построение проекта выхода из затруднения
организовать постановку целей урока;
организовать совместное построение плана действий;
уточнить следующий шаг учебной деятельности
организует уточнение следующего шага учебной деятельности
какой следующий шаг?
организует постановку цели урока
определите цель урока
организует составление совместного плана действий
какую проблему ставим? Что нам поможет?
проговаривают следующий шаг учебной деятельности
с помощью учителя ставят цель урока:
как построить в тетради фигуру, размеры которой превышают размеры тетради
проговаривают план действий
наш план:
делаем вывод
фронтальная дискуссия
П: умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации
Р: умение строить учебную цель

5
реализация построенного проекта
реализовать построенный проект в соответствии с планом;
зафиксировать новое знание в речи и записях;
организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
уточнить тему урока
когда пары готовы к ответу, вспоминаем проблемный вопрос.
после ответа всех пар делаем общий вывод с помощью слайда
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
уточняет тему урока
обобщает сказанное детьми с помощью слайда
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
так как можно определить тему сегодняшнего урока?
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
под руководством учителя реализуют составленный план действий
высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на листочке, выбирают, кто будет отвечать



приводят свои версии
















парная





фронтальная














П: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
К: умение работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, совместно договариваться о правилах общения и следовать им

6
первичное закрепление
организовать усвоение учениками нового способа действий, проговаривая во внешней речи;
создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность
физминутка
организует усвоение учениками нового понятия, проговаривая во внешней речи
фронтальная работа по слайдам
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
где на данной карте показан масштаб?
какой масштаб имеет эта карта в данный момент?
а сейчас?
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
на каком расстоянии от школы живет Костя?
как измеряется расстояние между двумя точками?
а как Костя идет в школу?
чему равна длина пути Кости от дома до школы?
как его вычислить?
выполняют задания, проговаривая новые понятия











отвечают на вопросы учителя















отвечают на вопросы учителя, заполняют таблицу
фронтальная устная












фронтальная















фронтальная
П: оформлять свои мысли в устной и письменной форме

7
самостоятельная работа с проверкой по эталону
организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
организовать самопроверку по эталону с последующей оценкой результатов;
организовать выявление места и причины затруднений, выполняя работу над ошибками
организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

выполняют самостоятельную работу на применение новых знаний
самостоятельная
П: умение использовать знаково-символические средства для решения задач
Р: умение самостоятельно осуществлять контроль учебой деятельности

8
итог урока
дать качественную оценку работы класса в целом и отдельных учащихся в частности
задает вопросы
что изучали сегодня на уроке?
что такое масштаб?
в каких случаях он применяется?
отвечают на поставленные вопросы
фронтальная
Р: структурировать свои знания
К: умение с полнотой и точностью выражать свои мысли

9
домашнее задание
обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
дает и комментирует домашнее задание
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
те, кто хорошо понял масштаб, записывают задание под номером 1
те, кто не очень, – под номером 2
записывают домашнее задание в дневник

Р: саморегуляция, развитие самосознания, ответственного отношения


Root EntryComic uComic uComic Sans MSComic uComic Sans MSComic uComic Sans MS, 3Sans MSComic Sans MS, 3Sans MSComic Sans MSCurrent UserPowerPoint DocumentSans MSComic Sans MSСвет солнца в ладони возьму
И к сердцу я приложу.
И станет вокруг все добрее,
Нежнее, светлее, милее.Образец заголовкаОбразец текста
Второй уровень
Третий уровень
Четвертый уровень
Пятый уровеньd¬Уs н–. ‰‹¤’ с 
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·13
· 
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·13
·ѓ 
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·13
·Образец заголовкаОбразец подзаголовка–. ‰–. ‰#000000 [5]#00b200 [6]#000000 [5]#00b200 [6]#000000 [5]#00b200 [6]#000000 [5]#00b200 [6]Comic ъComic јComic Sans MS, QComic јComic Sans MSCurrent UserPowerPoint DocumentSans MSComic Sans MSДевиз урокаНикто не знает так много,
как мы все вместе! Образец заголовкаОбразец текста
Второй уровень
Третий уровень
Четвертый уровень
Пятый уровеньd¬Уs н–. ‰‹¤’ с 
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·13
· 
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·13
·ѓ 
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·13
·Образец заголовкаОбразец подзаголовка–. ‰–. ‰#000000 [5]#00b200 [6]#000000 [5]#00b200 [6]#000000 [5]#00b200 [6]#000000 [5]#00b200 [6]#000000 [5]#00b200 [6]#000000 [5]#00b200 [6]Current UserPowerPoint DocumentSans MSComic Sans MSОбразец заголовкаОбразец текста
Второй уровень
Третий уровень
Четвертый уровень
Пятый уровеньd¬Уs н–. ‰‹¤’ с 
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·13
· 
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·13
·ѓ 
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·13
·Образец заголовкаОбразец подзаголовка–. ‰–. ‰Comic ·Comic Sans MS Sans MSComic …Comic Sans MSSans MSSans MSComic Sans MSSans MSCurrent UserPowerPoint DocumentSans MSComic Sans MSЗадание Построить прямоугольник со сторонами 30см и 20смОбразец заголовкаОбразец текста
Второй уровень
Третий уровень
Четвертый уровень
Пятый уровеньd¬Уs н–. ‰‹¤’ с 
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·13
· 
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·13
·ѓ 
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·13
·Образец заголовкаОбразец подзаголовка–. ‰–. ‰#000000 [5]#00b200 [6]#000000 [5]#00b200 [6]Comic ·Comic Sans MS Sans MSComic Sans MS, %Comic …Comic Sans MS Sans MSComic …Comic Sans MS Sans MSComic Sans MS, &Sans MSSans MSComic …Comic Sans MS3 QSans MSSans MSComic Sans MS2 QSans MSCurrent UserPowerPoint DocumentSans MSComic Sans MSПлан действийУменьшить стороны прямоугольника до таких размеров, которые помещаются на листке бумаги
Начертить прямоугольник с такими размерами
Подразумевать, что построенный прямоугольник имеет размеры сторон 3 метра и 2 метраОбразец заголовкаОбразец текста
Второй уровень
Третий уровень
Четвертый уровень
Пятый уровеньd¬Уs н–. ‰‹¤’ с 
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·13
· 
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·13
·ѓ 
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·13
·Образец заголовкаОбразец подзаголовка–. ‰–. ‰#000000 [5]#00b200 [6]#000000 [5]#00b200 [6]#000000 [5]#00b200 [6]#000000 [5]#00b200 [6]Comic Sans MS Sans MSComic Sans MS, %Comic …Comic Sans MSSans MSSans MSComic Sans MSSans MSComic Sans MSCurrent UserPowerPoint DocumentSans MSComic Sans MSМожно ли построить план комнаты, если ее размеры 6м на 3м?
Образец заголовкаОбразец текста
Второй уровень
Третий уровень
Четвертый уровень
Пятый уровеньd¬Уs н–. ‰‹¤’ с 
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·13
· 
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·13
·ѓ 
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·13
·Образец заголовкаОбразец подзаголовка–. ‰–. ‰Comic Sans MS, .Comic јComic KCurrent UserPowerPoint DocumentSans MSComic Sans MSКогда требуется уменьшить или увеличить размеры реального предмета, применяется масштабированиеОбразец заголовкаОбразец текста
Второй уровень
Третий уровень
Четвертый уровень
Пятый уровеньd¬Уs н–. ‰‹¤’ с 
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·13
· 
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·13
·ѓ 
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·13
·Образец заголовкаОбразец подзаголовка–. ‰–. ‰Comic Sans MS: SSans MSComic hComic Sans MSComic hComic Sans MSSans MSSans MSSans MSComic Sans MSComic Sans MSComic Sans MS, Sans MSSans MSSans MSSans MSSans MSComic h