Технологическая карта урока ИЗО в пятом классе Как украсить елку?


5 класс
Открытое занятие
Модуль: Художественная обработка материалов
Тема: Изготовление новогодних украшений из бумаги
I. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
Цели урока:
Предметные цели:
Способствовать формированию и развитию умений и навыков работы с бумагой.
Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.
Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.
Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.
Раскрыть причины некачественной работы при работе с бумагой.
Выяснить последствия неправильной работы с бумагой.
Создать условия для выявления взаимосвязи между предметами технологии, рисования, математикой
Личностные цели:
Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса новыми техническими словами).
Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (учить анализировать и сравнивать свою работу с работой друзей, доказывать и опровергать свою правоту).
Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук при работе с бумагой, соразмерность движений при работе).
Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся на практике.
Способствовать формирования понимания бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам.
Метапредметные цели:
Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.
Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
II МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:
Материально-техническая база:
кабинет технологии;
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
инструменты и материалы: бумага цветная, бумага офисная, ножницы, клей ПВА;
Дидактическое обеспечение:
мультимедийное приложение к разделу;
технологические карты (ТК): эскиз изделия;
инструкционные карты (ИК): операционная карта;
информационные карты (ИфК): мультимедийное приложение;
образцы объектов труда: готовые изделия;
образцы поэтапного изготовления изделий;
Методы обучения:
рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, практическая работа.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-практикум.
Словарная работа на уроке: оригами, модульное оригами, квиллинг, мозаика, аппликация, киригами.
III ХОД УРОКА:
Этапы урока Деятельность педагога Деятельность обучающихсяМотивационно-целевой этап I. Организационный момент
Цель этапа:
- настройка учащихся на
учебную деятельность и
получение новых знаний;
- создание условия для
возникновения у ученика
внутренней потребности
включения в учебный
процесс. - приветствие;
- проверка явки учащихся;
- проверка готовности
учащихся к уроку;
- настрой учащихся на работу;
- знакомство учащихся
с планом урока. Личностные УУД Осуществляемые действия:
эмоциональный настрой на урок положительный
Формируемые способы деятельности:
проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности
Регулятивные УУД Осуществляемые действия:
помощь учителю в проверке явки на урок
Формируемые способы деятельности:
выявление готовности к уроку
Познавательные УУД Осуществляемые действия:
активное слушание учителя ,выдвижение предположений о теме урока
Формируемые способы деятельности:
формулирования собственных ожиданий
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:
слушание собеседника
Формируемые способы деятельности:
построение понятных для собеседника высказываний
II. Проверка выполнения домашнего задания
Цель этапа:
- установление правильности
и осознанности выполнения
всеми учащимися домашнего
задания;
- устранение в ходе проверки
обнаруженных пробелов в
знаниях;
- выяснение степени усвоения
заданного на дом материала;
- определение типичных
недостатков в знаниях и их
причины;
- ликвидация обнаруженных
недочётов. - выявление факта
выполнения домашнего
задания у всего класса;
- устранение типичных
ошибок;
- обнаружение причин
невыполнения домашнего
задания отдельными
учащимися;
- формирование понимания у
учащихся связи выполнения
домашней работы
с результатами своего
обучения;
- использование различных
форм контроля в
зависимости от вида и цели
домашнего задания Личностные УУД Осуществляемые действия:
повторение ранее изученного материала
Формируемые способы деятельности:
проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
Регулятивные УУД Осуществляемые действия:
Контроль правильности ответов учащихся
Формируемые способы деятельности:
Оценка результатов по алгоритму,
адекватное восприятие оценки учителя
Познавательные УУД Осуществляемые действия:
взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
Формируемые способы деятельности:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:
взаимодействие с учителем во время опроса
Формируемые способы деятельности:
продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения
умение полно и точно выражать свои мысли
III. Актуализация знаний
Цель этапа:
- организация актуализации
изученных способов
действий, достаточных для
проблемного изложения
нового материала;
- актуализация мыслительных операций, необходимых для
проблемного изложения
нового материала;
- выдача заданий, близких
жизненному опыту детей;
- фиксация ситуации,
демонстрирующей
недостаточность имеющихся
знаний;
- организация фиксации
затруднений в выполнении
учащимися индивидуального задания или в его
обосновании. - организация задания на
повторение;
- эвристическая беседа;
- заслушивание сообщения
учащихся Личностные УУД Осуществляемые действия:
активизация имевшихся ранее знаний,
активное погружение в тему,
высказывание различных вариантов решения данной проблемы
Формируемые способы деятельности:
умение слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу,
дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
Регулятивные УУД Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности:
Познавательные УУД Осуществляемые действия:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
Формируемые способы деятельности:
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности:
Практический этап IV. Проблемное изложение нового материала
Цель этапа:
- фиксация причины
Затруднения;
- формулировка цели урока;
- уточнение и согласование
темы урока;
- организация диалога по
проблемному объяснению
нового материала;
- организация фиксации
преодоления затруднений. - объяснение нового
материала с опорой на
личные знания учащихся;
- заслушивание сообщений
Учащихся. Личностные УУД Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности:
Регулятивные УУД Осуществляемые действия:
самостоятельное определение темы урока, осознание целей и задач обучения, восприятие, осмысление, запоминание учебного материала,
осмысление темы, нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению
Формируемые способы деятельности:
формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
формирование умения слушать и понимать других;
формирование умения озвучивать свои мысли в устной форме;
формирование умения работать в парах, в группах
Познавательные УУД Осуществляемые действия:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;
развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме;
развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации;
развитие умения строить простые рассуждения
Формируемые способы деятельности:
формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности:
V. Первичное закрепление
Цель урока:
- фиксация во внешней речи
алгоритм выполнения …
- организация усвоение
учащимися нового
материала (фронтально, в парах или группах) - использование различных
способов закрепления
знаний, вопросов,
требующих мыслительной
активности, творческого
осмысления материала;
- обращение учителя по
поводу ответа ученика к
классу с требованием
дополнить, уточнить,
исправить, взглянуть на
изучаемую проблему с иной
стороны;
- умение учащихся узнавать и
соотносить факты с
понятиями, правилами и
идеями Личностные УУД Осуществляемые действия:
осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение на практике и последующее повторение нового материала
Формируемые способы деятельности:
формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции ;формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
Регулятивные УУД Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Познавательные УУД Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:
формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
Формируемые способы деятельности:
формирование умения строить речевое высказывание
VI. Физкультминутка
VII. Практическая работа «Изготовление новогодних игрушек» с самопроверкой по эталону
Цель этапа:
- тренировка способности к
самоконтролю и самооценке;
- проверка умения работать
по алгоритму;
- организация
самостоятельной работы
учащихся;
- организация самопроверки
самостоятельной работы;
- организация выявления и
исправления допущенных
ошибок;
-по результатам выполнения
самостоятельной работы
создать ситуацию успеха 7.1. Вводный инструктаж учителя:
- сообщение названия
практической работы;
- разъяснение задач
практической работы;
- ознакомление с объектом
труда - образцом;
- ознакомление со средствами
обучения, с помощью
которых будет выполняться
задание (оборудование, инструменты,
приспособления);
- ознакомление учащихся с
учебно-технической
документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);
- предупреждение учащихся
о возможных затруднениях
при выполнении работы;
- инструктаж по технике
безопасности.
7.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.
7.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):
7.3.1. Формирование новых умений:
- проверка организованности
начала работы учащихся;
- проверка организации
рабочих мест учащихся
(рабочий стол, инструменты, приспособления);
- соблюдение правил техники
безопасности, санитарии и
гигиены труда при
выполнении задания;
7.3.2. Усвоение новых знаний:
- проверка правильности
использования учебно-
технической документации;
- инструктирование по
выполнению задания в
соответствии с
технологической
документацией.
7.3.3. Целевые обходы:
- инструктирование учащихся
по выполнению отдельных
операций и задания в целом;
- концентрация внимания
учащихся на наиболее
эффективных приемах
выполнения операций;
- оказание помощи слабо
подготовленным к
выполнению задания;
- контроль за бережным
отношением учащихся к
средствам обучения;
- рациональное
использование учебного
времени учащимися.
7.4. Заключительный инструктаж учителя:
- анализ выполнения
самостоятельной работы
учащимися;
- разбор типичных ошибок
учащихся;
- вскрытие причин
допущенных учащимися
ошибок;
- повторное объяснение
учителем способов
устранения ошибок. Личностные УУД Осуществляемые действия:
проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности;
выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся ;восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
Формируемые способы деятельности:
применение на практике полученных знаний и последующее повторение
Регулятивные УУД Осуществляемые действия:
самоконтроль выполнения задания
взаимоконтроль и внесение корректив учебно-познавательную деятельность
Формируемые способы деятельности:
планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане
Познавательные УУД Осуществляемые действия:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;
усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации
Формируемые способы деятельности:
умения структурировать знания
выбор наиболее эффективных способов решения задач
построение логической цепи рассуждений
Рефлексивно-оценочный этап VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
Цель этапа:
включение нового способа действий в систему знаний,
тренировка способности применять новый алгоритм действий - инструктаж по выполнению
домашнего задания;
- задание на подготовку к
следующему уроку;
- сообщение о теме
следующего урока Познавательные УУД Осуществляемые действия:
отработка алгоритма по изученной теме «Новогодние украшения»
творческая переработка изученной информации поиск в традиционных источниках, в Интернет источниках и электронных книгах
Формируемые способы деятельности:
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности,самостоятельный
поиск информации
IX. Уборка рабочих мест
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа:
- организация фиксации
нового материала;
- организация фиксации
степени соответствия
результатов деятельности на
уроке и поставленной цели
в начале урока;
- организация проведения
самооценки учениками
работы на уроке; - рефлексия достижения
целей урока, объективная и
комментированная оценка
результатов коллективного и индивидуального труда
учащихся на уроке;
- выставление отметок в
классный журнал и в
дневники учащихся Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:
оценка и самооценка учебной деятельности;
обобщение и систематизация знаний;
Формируемые способы деятельности:
формирование умений полно и точно выражать свои мысли