План урока производственного обучения на тему Формулы и функции Excel

ПЛАН
урока производственного обучения
в лаборатории ЭВМ

Проведение урока производственного обучения с группой № 23 «Секретарь»

Тема раздела: Электронные таблицы Microsoft Excel
Тема урока: Формулы и функции Excel.
(или подтема) (наименование темы)
Цели урока:
1. Обучающие: Научить использовать формулы и функции
2. Развивающие: Формировать и развивать умения анализировать; распределять время для упражнений и отработки трудовых навыков движений, действий и операций; развивать информационные и коммуникативные компетенции.
3. Воспитывающие: Формировать у учащихся стремление к постоянному развитию профессиональных способностей и мастерства.
Тип урока: урок по изучению трудовых приемов и операций.
Вид урока: традиционный
Форма проведения урока: фронтальная
Метод проведения: словесный, наглядно – демонстрационный, практический
Методические приемы: рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа, практическая работа.
Межпредметные связи: Информационные технологии. Тема «Электронные таблицы»
Материальное оснащение урока: Учебное издание: Литвинов В.Г. Обучение навыкам работы на клавиатуре ПК: учебное пособие для 10-11 кл./ В.Г. Литвинов, С.В. Киселев.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. ПЭВМ. Карточки–задания.


Организация и ход урока

Организационный этап урока с _________ до _________
Приветствие. Проверяются присутствующие – рапорт старосты. Проверяется готовность рабочих мест к уроку. Проверяется внешний вид учащихся.
Вводный инструктаж с ________ до _________

Целевой блок
Сообщение темы. Мотивация к обучению, постановка задач перед учащимися и определение хода их выполнения.

Информационно-показательный блок.
Опрос-актуализация (фронтальный опрос):

Вопросы
Примерные ответы

Для чего служит редактор электронных таблиц Microsoft Excel?
Редактор электронных таблиц Microsoft Excel служит для создания и обработки электронных таблиц.

Как запускается редактор электронных таблиц Microsoft Excel?
Пуск/Программы/Microsoft Excel

Как завершить работу с редактором электронных таблиц Microsoft Excel?
Одним из способов: Щелкнуть по кнопке «х» или выполнить Файл/Выход/Сохранить изменения в файле, «да» или «нет» или Файл/Сохранить или Файл/Сохранить как

Чем отличается рабочая область Microsoft Excel от рабочей области Microsoft Word? Чем это вызвано?
Рабочая область Microsoft Word представляет собой чистый лист, а рабочая область Microsoft Excel – таблицу. Это вызвано предназначением редактора.

Сколько столбцов содержится в рабочем листе таблицы?
В одном рабочем листе таблицы содержится 28 =256 столбцов.

Сколько строк содержится в рабочем листе таблицы?
В одном рабочем листе таблицы содержится 216 =65536 строк

Сколько всего ячеек в рабочем листе таблицы?
Ячеек всего получается 28 *216 =224 =16777216

Сколько всего листов в одной книге?
255 листов

Как выделить отдельную ячейку?
Для того, чтобы выделить ячейку, нужно щелкнуть по ней мышью.

Как обозначены заголовки строк?
Заголовки строк обозначены числами.

Как обозначены заголовки столбцов?
Заголовки столбцов обозначены буквами латинского алфавита.

Как определить адрес ячейки?
Адрес ячейки состоит из обозначения столбца и строки, на пересечении которых находится ячейка.

Какой адрес имеет самая первая ячейка таблицы?
А1

Где располагается Поле имени и какую информацию предлагает пользователю?
Поле имени располагается в левой части окна, над заголовками столбцов. В ней отображается адрес выделенной ячейки.

Как выделить столбец?
Нужно щелкнуть мышью по имени столбца.

Как выделить строку?
Нужно щелкнуть мышью по имени строки.


Формирование у обучающихся первоначальных знаний и умений правильного ввода формул, их редактирования, копирования.
Формирование у обучающихся ориентировочной основы их деятельности (показ и объяснение технологических приемов, способов действий при выполнении работы) - Просмотр учебных видеолекций по основам Microsoft Excel.
3. Первичное закрепление изученного материала.
- Коллективное прохождение тестовых заданий.
- Создание проблемной ситуации.
Для создания проблемной ситуации я предлагаю учащимся следующую задачу.
В магазине продаются обои. Наименования, длина и ширина рулона известны. Необходимо помочь покупателю быстро определить необходимое количество рулонов обоев для оклейки любой комнаты.
Давайте подумаем, каким образом можно реализовать решение этой задачи на компьютере?
После обсуждения этого вопроса, приходим к выводу, что удобнее всего будет использовать электронные таблицы.
Возвращаемся к поставленной проблеме.
Какую информацию надо занести в электронные таблицы, какие задать формулы?
Проводим формализацию задачи:
Вопрос
Форма комнаты?
Что известно о комнате?
Как учитывается неоклеиваемая поверхность?
Что известно об обоях?
Какая часть рулона уходит на обрезки?
Надо ли покупать рулоны «про запас»?
Можно ли купить часть рулона?
Что надо определить?
Ответ
Прямоугольная
Размеры h – высота, a – длина, b- ширина
15% площади стен комнаты занимают окна и двери
наименования, ширина и длина рулона
10% площади рулона
да, желательно 1 рулон
нет, количество рулонов должно быть целым
необходимое количество рулонов обоев

После обсуждения со студентами разрабатываем информационную модель таблицы:
Объект
параметры


название
значение

Обои
Наименование образцов
Длина рулона (l)
Ширина рулона (d)
Обрезки (Обр)
Площадь рулона (S)
Исходные данные
Исходные данные
Исходные данные
Рекомендуется 10%
Расчетные данные

Комната
Высота (h)
Длина (a)
Ширина (b)
Неоклеиваемая поверхность (НП)
Площадь стен (Sком)
Исходные данные
Исходные данные
Исходные данные
Рекомендуется 15%
Расчетные данные

Система
Количество рулонов (N)
Результаты

Далее разрабатываем математическую модель таблицы, вспоминая при этом формулы вычисления площади прямоугольника.
При расчете фактической площади рулона надо отбросить обрезки:
S = ( 1- Обр)*l *d
В комнате две стены площадью ah, и две стены площадью bh. При расчете фактической площади стен учитывать неоклеиваемую площадь окон и дверей:
Sком = 2*(a+b)*h*(1-н п)
Количество обоев вычислим по формуле:
N = Sком/Sр +1
Необходимо также учесть, что количество рулонов должно быть целым числом, но не меньшим, чем значение N.
С помощью электронной таблицы строим компьютерную модель. Информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая содержит три области:
Исходные данные.
Промежуточные расчеты.
Результаты.
Заполняем по образцу расчетную таблицу.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ячейка
Формула

B9
= 2*($B$6+$B$7)*$B$5*(1-$B$8)

D14
=(1-$B$12)*B14*C14

E14
=ЦЕЛОЕ ($B$9/D14)+1

4. Разъяснение способов контроля и самоконтроля, организации труда и безопасных правил выполнения работы.

Текущий инструктаж с _________ до ________

Практический блок
Далее проводим компьютерный эксперимент.
Провести расчет количество рулонов обоев для помещений вашей квартиры.
Изменить данные некоторых образцов обоев и проследить за пересчетом результатов.
Добавить строки с образцами и дополнить модель расчетом по новым образцам.
Составляем отчет, анализируем результаты, делаем выводы.
Для закрепления и в качестве самостоятельной работы студентов на компьютере предлагаю составить таблицу определения необходимого количество рулонов для кабинета информатики.
Деятельность учащихся:
Формирование новых способов действия – самостоятельное выполнение учебно-производственных работ, организация рабочего места и своего времени.
Деятельность мастера:
Организация и руководство упражнениями учебно-производственных работ.
Наблюдение за работой всех учащихся, при необходимости проводит повторный показ и объяснение трудовых приемов на рабочем месте.
Целевые обходы:
- проверка организации рабочего места
- соблюдение техники безопасности
- проверка правильности, последовательности выполнения учебно-производственных работ
- индивидуальное инструктирование
- физкультпаузы
Коррекционно-проверяющий блок.
Самостоятельная работа
Предлагается несколько занимательных задач:
Как известно, автомобиль, изобретенный Винтиком и Шпунтиком, работает не на бензине, а на газированной воде разных сортов. На одном литре лимонада он проезжает 120 км, на одном литре кока-колы – 100 км, на одном литре фанты – 150 км. цена одного литра фанты в Цветочном городе – 3 монеты за литр, лимонада – 1 монета за литр, кока-колы – 2 монеты за литр. Готовясь к путешествию, Незнайка купил 10 литров кока-колы, 5 литров лимонада, 10 литров фанты. Винтик и Шпунтик вместе купили 10 литров лимонада и 10 литров фанты. Торопыжка – 5 литров фанты, 10 – кока-колы 10 – лимонада. Поэт Цветик – 20 литров фанты.
Построить электронную таблицу, из которой будет видно: сколько всего литров горючего купил каждый из человечков, сколько ему это стоило и какое расстояние он может проехать на этом горючем; сколько всего было куплено горючего каждого вида всеми человечками вместе, сколько это стоило и какое расстояние можно проехать на этом горючем; сколько горючего всех видов было куплено всеми человечками и сколько это стоило.
Мальвина премирует учеников своей школы за хорошую учебу: за решенную задачу ученик получает 5 конфет, за выученное стихотворение – 4 конфеты, за прочитанную книгу – 33 конфеты. Буратино решил 1 задачу, прочитал 2 книги и выучил 3 стихотворения. Пьеро выучил 25 стихотворений и прочитал 10 книг. Пудель Артемон решил 15 задач и прочитал 3 книги.
Построить электронную таблицу, из которой будет видно: сколько всего задач решено, книг прочитано и стихотворений выучено; сколько конфет получил каждый ученик школы; сколько всего конфет потребовалось Мальвине для премирования учеников; сколько конфет было получено за чтение книг, решение задач и заучивание стихотворений.

Первичное закрепление осуществляется путем применения освоенных способов действия в различных сочетаниях при выполнении простой комплексной работы.
Совершенствование умений обучающихся выполнять ранее приобретенные приемы и способы действия при выполнении работ комплексного характера. На этом этапе у обучающихся идет накопление производственного опыта, совершенствование профессионального мастерства, развитие творческих способностей и самостоятельности.
Самоконтроль обучающихся.

Заключительный инструктаж с _________ до _________
Анализ работы учащихся на уроке. Разбор типичных ошибок и характерных недостатков, рассмотрение путей их предупреждения и устранения.
Подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание:
Подготовить информационную модель для решения следующей задачи:
1. Мальчик учит стихотворение из 40 строк. Чтобы запомнить первую строку ему понадобилась всего 1 минута. На каждую следующую он тратит на 10% времени больше. Стихотворение держится в памяти нерадивого ученика не дольше трех часов, а до школы бежать 15 минут. Как организовать заучивание стихотворения?
2. Построить таблицу расчета размера платы за электроэнергию в течение 12 месяцев по значениям показаний счетчика в конце каждого месяца, стоимости одного киловатт-часа энергии. Числовые данные выбрать самостоятельно.


Уборка рабочего места.


Мастер производственного обучения _______________________ Т.В. Смирнова

15