Урок географии в 7 классе по теме Климат. Внутренние воды Африки


Тема: «Климат. Внутренние воды.»
География 7 класс
Цели: в конце урока обучающиеся смогут
- объяснять влияние климатообразующих факторов на климат материка;
- давать характеристику климату какой-либо территории материка;
- анализировать климатограммы;
- знать зависимость рек от рельефа и климата;
- давать характеристику одной из рек материка по плану.
Форма урока: комбинированный урок.
Методы и формы учебной деятельности. Частично-поисковый, проблемный.
Рассказ учителя. Самостоятельная работа с карточками. Работа в группах, в парах.
Термины урока: Самум. Конго. Нил. Замбези. Танганьика.
Ресурсы: - учебник «География материков и океанов» для 7 класса В. Я. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенёв: Дрофа, 2016;
И. В. Душина рабочая тетрадь к учебнику В. Я. Коринской, И. В. Душиной, В. А. Щенёва «География материков и океанов», М.: Дрофа, 2016
Планируемые образовательные результаты
Предметные МетапредметныеЛичностные
- объяснять влияние климатообразующих факторов на климат материка;
- давать характеристику климату какой-либо территории материка;
- анализировать климатограммы;
- знать зависимость рек от рельефа и климата;
- давать характеристику одной из рек материка по плану.
урок.
Регулятивные УУД:
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по плану; осуществлять самоконтроль
- принимать участие в планировании собственной деятельности на уроке;
- самостоятельно оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. - овладение на уровне общего образования законченной
системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Технологическая карта конструирования урока.
Этапы Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1 этап. Орг. момент-1 мин Здравствуйте, ребята!
Приветствуют учителя
2 этап
Проверка домашнего задания- 5 мин Сегодня на уроке мы продолжим изучение особенностей природы Африки. Вы все слышали о капитане Врунгеле, который часто искажал в своих рассказах сведения. Вот и сегодня вам предстоит найти ошибки в его записках об Африке. прочитайте стихотворение, а найдите ошибки и неточности (работа в парах).
Вот и сбылась ты, мечта моя!
Ликует команда: Ура, Земля!
Мы в Африке, Тихий прощай океан!
Помог воплотить мне блестящий план;
На волнах прибоя доставил корвет.
Большей земли на всем свете нет.
Сентябрьской весной оживает природа.
Снега осталось совсем немного.
Хвоя тихонько летит с эвкалипта,
пингвины купаются в глине липкой.
Смотрите! Куда-то бежит кенгуру.
Наверное, тигр с ней устроил игру.
Оленей берем, чтоб добраться в Сахару.
Прошу караван, но дают только пару.
В Сахаре нас ждет и покой, и уют,
может быть сока берёзы дадут.
Ну, а пока я ловлю в Танганьике
щук и китов, но пока невеликих.
Африка очень понравилась мне,
о чем сообщаю в этом письме.
Проверка работ. Слушают
Читают стихотворения в парах, ищут ошибки
2 этап. Мотивация
2 мин Мы продолжаем с вами изучение Африканского континента. Меня как-то спросили, действительно ли Африка самый жаркий континент на планете и там протекает самая длинная река мира? И нужно ли брать с собой теплую одежду, собираясь в путешествие по Африке?
Вот это нам предстоит сегодня выяснить на уроке.
- О чем пойдет речь на уроке? Отвечают на вопрос
Тема урока - «Климат. Внутренние воды» Делают записи в тетради
3 этап.
Целеполагание
и планирование
2 мин Вопрос классу: Что нам нужно узнать сегодня на уроке? (ответить на вопрос?)
План (на доске)
1. Влияние климатообразующих факторов на климат материка
2. Характеристика климата какой-либо территории материка, анализ климатограмм3. Зависимость рек от рельефа и климата.
4. Характеристика одной из рек материка по плану.
5. Озёра Африки Участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей (высказывают версии)
Как вы думаете, какими источниками информации можно воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?
Высказывают предположения (учебник, рассказ учителя, атлас.)
4 этап. Актуализация знаний 2 мин
Вспомните, какие факторы влияют на формирование климата материков. Отвечают на вопросы
5 этап.
«Открытие» нового знания (изучение новой темы)
20 мин
Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3
Вопрос 4
Вопрос 5
- Мы уже рассмотрели и описали некоторые климатообразующие факторы: географическую широту и циркуляцию воздушных масс. Какие еще факторы могут влиять на климат?
- На физической карте континента найдите и назовите океанические течения, омывающие Африку.
- Как влияют течения на климат?
- Используя климатические карты докажите эти суждения.
- Обращает внимание на показатели осадков в северном и южном тропическом поясе Африки. Как вы думаете, почему в северном тропическом поясе так сухо и много пустынь, а в южном гораздо влажнее?
- Из перечисленных факторов, которые влияют на климат, мы не рассмотрели только рельеф.
- Вспомните, где в Африке есть горы, где равнины. Используя климатические карты, опишите, как они влияют на климат?
- Подумайте, как изменяется климат в горах?
- Вы сами смогли ответить на вопрос, нужна ли в Африке теплая одежда?
- Какие климатические пояса находятся на материке?
- Какие воздушные массы господствуют над материком?
- Какие средние температуры (января, июля) наблюдаются в каждом поясе?
Работа в группах(стр.114)
Дать описание климатическим поясам и характерным для них погодам. Используется текст учебника (стр. 114), план описания климата (стр. 331) и данные климатических карт.
1-я группа- описание экваториального и субтропического поясов.
2-я группа – описание тропического и субэкваториального поясов
Работа в парах
Работа по 3-м климатограммам городов Африки (стр. 116). План характеристики в конце учебника на странице 332. Каждой паре охарактеризовать по одной климатограмме и определить тип климата данного города. (При оценивании указать, что вызвало затруднения)
- Для определения зависимости рек от климата проведите исследование по картам. Для этого сравните физическую и климатическую карты Африки (атлас, стр.25) и установите:
- В каких климатических поясах наиболее и наименее густая речная сеть.
- Какие реки полноводны круглый год,
- Какие разливаются только летом,
- В каких климатических поясах реки разливаются зимой?
- Какое питание имеют реки Африки?
- Между реками и климатом существует связь.
- В каком климатическом поясе больше рек? Почему?
- Какие виды осадков преобладают в Африке? (Дожди). Поэтому реки преимущественно имеют дождевое питание.
- Многие реки, например, Нил, Конго, Нигер имеют сложный режим. Почему? (Протекают в двух или нескольких климатических поясах).
- Самая полноводная река Конго (Заир) по многоводности уступает лишь Амазонке.
- Помимо климата большое значение в формировании рек имеет рельеф.
- Какое влияние оказывает рельеф на характер рек?
- Африка богата озерами. Почти все они находятся в зоне разломов на Восточном – Африканском плоскогорье. Поэтому их котловины имеют вытянутую форму.
Работа в парах - Дать описание реки (по выбору) по плану (стр.332).
Проверка.
Самое известное озеро Танганьика, второе по глубине после Байкала. Глубина 1470 м. Берега озера местами крутые, высокие, и местами пологие, такой же характер имеет озеро Ньяса, только оно меньше по площади и глубине, озеро Виктория – третье (после Каспийского моря и озера Верхнего) по площади озеро мира, имеющее площадь 68 тыс. км2. Оно лежит в тектоническом прогибе древнего кристаллического фундамента. В это озеро впадает река Виктория – Нил. Озеро Чад очень мелководное всего 3 – 4 м. Его можно назвать «кочующим» в зависимости от количества выпадающих осадков, его площадь изменяется. По берегам озера обитает множество птиц. В Африке имеются подземные пресные воды, которые выходят на поверхность в оазисах. Там произрастают финиковые пальмы, др. растительность, сюда приходят на водопой животные. Отвечают на вопросы, работают с картами Африки
Работают в группах
Работают в парах
Отвечают на вопросы
Работают в парах, дают характеристику реки по плану
Слушают
6 этап закрепление материала – 5 мин Ответьте на вопросы утверждений. Внимательно прочитайте утверждения. В графе «Ответы» напротив «Утверждения» ставьте знаки: «+», если верно, и «-», если утверждение не верно.
Утверждения. Ответы.
1.На материке много крупных озер.
2.Танганьика - самое крупное озеро в Африке?
3.Озеро Танганьика - самое крупное тектоническое озеро на материке?
4.Озеро Танганьика- самое длинно озеро в мире?
5.Берега озера обрамляют горы.
6. Озеро Танганьика расположено на Эфиопском нагорье?
7. Вода в озере Танганьика соленая.
8 Глубина оз. Танганьика 1435 м.
9.Озеро Виктория самое большое по площади?
10. Котловина озера Виктория находится в тектоническом разломе?
11. Озеро Чад самое глубокое озеро?
Проверьте правильность ваших ответов. ( Взаимопроверка. Правильные ответы на доске)
11 правильных ответов- «5»; 9-10-«4»; 7-8-«3». Менее 7-«2».
(Ответы: 1+; 2+; 3 +; 4 +; 5 +; 6 - ; 7 -; 8 +; 9+; 10 -; 11-.). Работают с карточками, выполняют задания
Взаимопроверка
7 этап. Рефлексия и оценивание
3 мин Мне урок понравился (не понравился), потому что…
Комфортно ли было работать в группе…
Мои успехи…
Мои промахи…
Каким бы я хотел видеть на уроке себя…
2.Оценивание. Выставляют и комментируют отметки.- оценивают свою работу на уроке Отвечают по цепочки на задания
- оценивают свою работу на уроке
8 этап. Домашнее задание-3 мин Инвариантная часть: параграф 20, контурная карта: нанести реки и озера Африки
Вариативная часть: сообщения по желанию «Новый туристический маршрут: «Реки и озера Африки». Записывают задание в дневники