Исследовательский проект на тему Мой земляк — участник битвы под Москвой


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Яковлевка» Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области
Исследовательская работа на тему:
«Мой земляк – участник битвы под Москвой»
Выполнил:
Обучающийся 3 класса
Кудашев Самир
Руководитель:
Кудашева И.Ш.
2017 год
Введение
    Великая Отечественная война  стала самым тяжелым испытанием в истории нашего  государства.   По разрушениям и количеству погибших людей она превзошла все вместе взятые войны, когда - либо пылавшие над нашей многострадальной страной. Советский Союз вынес эту тяжелую и длительную войну. Города и села на огромных пространствах лежали в руинах,  частично разрушили или сожгли  1710 городов, свыше 70 тысяч поселков и деревень. Около 30 миллионов человеческих жизней советских людей унесла эта самая кровопролитная война в истории человечества. Забывать  об этих событиях и о людях, победивших в этой войне, мы просто не имеем права, поэтому я и выбрал эту тему своей исследовательской работы.
  2.   В своей работе я поставил следующие цели и задачи:
Цель исследовательской работы: показать роль  каждого человека в Великой Отечественной войне, и доказать, что изучение истории Великой Отечественной войны помогает в развитии патриотических чувств молодёжи.
Гипотеза:  если исследовать и изучить вопрос участия и вклад моих односельчан в Великую Победу, то можно прийти к выводу, что мои земляки односельчане не только принимали активное участие в Великой Отечественной войне, но и внесли большой вклад в Победу, более того нами найден и восстановлен полный список участников Великой Отечественной войны, жителей села Репьевка. Изучение истории Великой Отечественной войны помогает в развитии патриотических чувств молодёжи.
Задачи проекта:
Изучить архивные документы и пообщаться с родственниками участника войны.
Расширить знания о Великой Отечественной войне.     
Рассмотреть вклад моих односельчан в Победу
 3. Методы исследования: теоретические и практические.
- Изучение информационных источников, фотодокументов ;                                                               - поиск информации о погибших земляках;                                                                                             - систематизация;                                                                                                                              - обобщение.
Практические:                                                                                                                - анкетирование и опрос учащихся, интервью жителей села Репьевка;                         - встречи с ветеранами, родственниками ветеранов, участниками тыла.                    - анализ; осмысление.
4. Новизна исследования: заключается в том,  что гласность, открытие современных  архивов, ранее недоступных исследователям, породили сегодня совершенно противоречивые оценки, значения и итогов войны. Поэтому особо важно именно личное соприкосновение подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые своими боевыми и трудовыми подвигами прославляли имя родной страны, позволит задуматься о мерах своей сопричастности в необходимости уберечь и сохранить мир.  Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать следующий вывод: несмотря на то, что наш район находился далеко от боевых действий, фронтовики и труженики тыла внесли весомый вклад в общее дело Победы над фашизмом. Не только героизм и отвага солдат, но и тяжелый, порой изнуряющий труд в тылу во имя победы помогли выстоять нашим дедам и прадедам в этой страшной и жестокой войне, унесшей миллионы жизней.
5. Результаты исследований могут быть использованы при проведении уроков истории, тематических классных часов и Уроков Мужества.
Основная часть
«Они сражались за Родину»
Уже 70 лет отделяют нас от Победы в Великой Отечественной войне  1941-1945 годов. Но время не властно над народной памятью: хотя война все дальше и дальше уходит в прошлое, потомки всегда будут помнить то драматическое и героическое время, всегда будут чтить тех, кто отдал свою жизнь за Родину. Война не прошла стороной ни одну советскую семью.
 История Великой Отечественной войны – это, прежде всего, история человеческих судеб. Ю.Бондарев писал: «Я не жалею ни об одном дне своей военной молодости. Я был самым обыкновенным солдатом в многомиллионной армии моих соотечественников… Отечественная война – это наша юность, наш тяжкий опыт, наша совесть, наше достоинство!» и эти слова можно отнести ко всему фронтовому поколению. А значит, не прервётся веков связующая нить. Чтобы новое поколение было способно жить и трудиться на благо Отечества, смогло избежать многих ошибок, нужно повышать интерес к истории страны, истории малой родины. Непреходящие ценности мужества, чести, достоинства, прав и обязанностей перед обществом, самоорганизации и соблюдения государственных интересов, присущие советскому солдату особенно необходимы сейчас подрастающему поколению российского общества.
Что для человека может быть дороже родины? Каждый сын России носит в душе любовь к своему отечеству. Помнит о нём и в горе, и в радости, трудится на благо его, а если понадобится, отдаст свою жизнь за неё, не задумываясь.
 Бежит неумолимо время, уходят из жизни ветераны, редеют ряды старых бойцов, наших дедов, которые там, на далекой войне, проливали кровь и оставляли свои молодые жизни за нас, ныне живущих. Уже 70 лет прошло, как отгремела Великая Отечественная война. Для нас это уже история, а для них ветеранов,- это их боевая молодость, это горечь утрат и побед, это старые раны, которые к «ненастью болят», это боевые награды, которые напоминают о тех далеких суровых днях.
 
Время не в силах уничтожить Память.
Пока жив человек, он помнит.
Где-то здесь, под нашим небом,
Шла военная тропа,
По дорогам мимо пашен-
Вражьей нечисти толпа.
На зелено-серой шкуре
Отличающий вояк,
Кровожадные натуры
Непонятный страшный знак.
И кресты на самолетах, И чужой собачий вой.
Мотоциклами, пехотой
К нам война пришла домой.
В. Ефимов 
2. Мой земляк – участник битвы под Москвой.
 
 Мы обратились к памяти старейших жителей села, побывали в доме участника Великой Отечественной войны, Лукьянова Александра Гавриловича. Побеседовали с его супругой Раисой Ефимовной.
Александр Гаврилович родился 12 января 1924 года в селе Садовка. И дед, и прадед – потомственные землепашцы. Биография заслуженного ветерана войны и труда, кавалера ордена Трудового Красного Знамени характерна для миллионов таких же простых, честных, добросовестных, преданных своему делу тружеников. На них всегда держался оплот могущества Родины.
Он хорошо помнит свои детские и юношеские годы.Еще учась в школе, помогал отцу на поле.. И уже тогда понял: важно хорошо делать любое дело, тогда и окружающие будут воспринимать тебя всерьез. Добровольцем ушел на войну в сентябре 1941 года прямо со школьной скамьи. Служба проходила на Дальнем Востоке.
3.Дорогами войны от Москвы до Кенигсберга.
В декабре 1941 года под Москвой получил боевое крещение. Воевал сапером. Здесь, на полях Подмосковья, в 1941 году впервые в истории второй мировой войны был нанесен сокрушительный удар немецко-фашистской армии, развеян миф о ее непобедимости и окончательно сорван план молниеносной войны. Здесь, было заложено начало нашей победы над гитлеровской Германией.
         Более шести месяцев длилось грандиозное сражение. Весь мир, затаив дыхание, ожидал его исхода. И Москва победила.
Старшиной дошел до Кенигсберга. Выполнял самую тяжелую, порой непосильную работу: под бомбежкой и артобстрелом наводил переправы, строил мосты, долговременные точки обороны, укреплял границу. Однажды при переправе его плот натолкнулся на плавучую мину. Взрывной волной отбросило сапера в воду, контузило.
- Течением реки его отнесло к сваям разрушенного моста,- вспоминал ветеран,- где его выловили наши солдаты. В госпиталь не пошел, а тут же, обогревшись, догнал своих и вступил в бой.                                                                                            Всякое вспоминается ветерану. С горечью рассказывал, как хоронили боевых товарищей, и с улыбкой,- как радовались встречам с земляками.
  После взятия крепости Кенигсберг Лукьянов Александр Гаврилович был командирован на Дальний Восток. Участвовал в ликвидации Квантунской армии и удостоен медали «За победу над Японией»,  которая пополнила боевые награды, полученные во время второй мировой войны. После окончания войны еще 4 года отслужил в рядах Красной Армии.
 
4.Жизненный путь Лукьянова Александра Гавриловича после войны .
Вернувшись домой в 1950 году, солдат обзавелся семьей. Свадьбы никакой не было. Кругом жуткая нищета и нужда. Выделил тогдашний председатель всего лишь три ведра овса. Вот и весь  свадебный подарок. Поселились молодые в селе Репьевка. Вновь пошел работать механизатором теперь уже в МТС совхоз имени Чапаева. Время шло вперед. Устаревшую технику на селе сменили современные по тем временам тракторы МТЗ.Трактористам пришлось повышать квалификацию.
1952-1977 годы и есть главный период трудовой деятельности Александра Гавриловича. В 1977 году Василий Иванович получил право идти на заслуженный отдых. Но достойной замены ему не нашлось. Попросили поработать еще некоторое время. Так незаметно пролетели семь лет.
Александр Гаврилович и Раиса Ефимовна вырастили и воспитали двух замечательных сыновей. В феврале 2014 года Александра Гавриловича не стало. В настоящее время Раиса Ефимовна проживает в селе Репьевка. Из рассказа самого близкого человека Александра Гавриловича мы узнали лишь самую малость того, что ему пришлось пережить в то страшное время.
 Чем дальше в глубь истории уходят от нас трагические  события военных лет 1941 – 1945гг.,  тем объективнее и священнее о них должна быть народная память. Этого требуют наши сердца, этого требует долг перед героизмом и отвагой доблестных предков.
В годы Великой Отечественной войны из села Репьевка на фронт ушли 89 человек. Не вернулись 78. В 1985 году в центре села Репьевка был возведен обелиск в память воинам-односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне. Обелиск представляет собой памятную плиту, расположенную на кирпичном отштукатуренном постаменте. На обелиске высечены даты начала и окончания  Великой Отечественной войны, каска и автомат, символизирующие вечную славу героев войны. У подножия обелиска расположены мемориальные таблички с фамилиями погибших в годы Великой Отечественной войны односельчан.
.Заключение
В результате  проведенной исследовательской  работы, мной было  прочитано  много художественной и документальной литературы, изучен семейный архив Лукьяновых.  Цель, поставленная мной  вначале работы,  достигнута.  По ходу написания своей исследовательской работы, я обращался за помощью в сборе материалов в архив села Репьевка, встречался и беседовал с родственниками ветеранов.                                                                                                                   Я хочу, что бы каждый подросток и взрослый, задумался, пропустил через свое сознание и помнил, какой ценой завоевана свобода и независимость нашей страны. Мы, молодое поколение обязаны уважать и помогать, тем ветеранам Великой Отечественной Войны, которые остались в живых. Ведь именно им мы обязаны своей жизнью.
Шагнувшие в третье тысячелетие ветераны войны и их вдовы - это живая история, это бесценная устная повесть о горьких военных годах тех, кто испытал радость жизни и трагедию своего народа в ушедшем столетии. Мы будем свято чтить память тех, кто подарил нам мирную жизнь, пусть их судьбы, их подвиг и мужество, станут достойным примером для последующих поколений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы
1. Семейный архив Лукьяновых
2. Воспоминания родственников ветеранов, участников событий того времени.
3. Газетные публикации.
4 Е. В Малашевич «1418 дней Великой Отечественной Войны». Москва- Феникс. 2010год.
5. Н. Шефов «Вторая мировая 1939-1945 история великой победы». М.Вече 2011год.