Разработка урока по теме: Электролитическая диссоциация.


План урока
Дисциплина: Химия
Преподаватель: Жихарева Л.В.
Тема урока: Теория электролитической диссоциации. Электролитическая диссоциация кислот, солей и оснований.
Тип урока: Комбинированный
Цель  урока:   Закрепление понятий «электролиты» и формирование знаний об электролитической диссоциации кислот, солей и оснований.
Задачи урока:
Образовательная – закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся о солях, основаниях и кислотах, формировать умения записывать химические формулы и ионные уравнения диссоциации.
Воспитательная – приобщать учащихся к культуре поведения в мире веществ и химических превращений, воспитывать интерес к предмету, формировать у учащихся навыки совместной работы, воспитывать у учащихся ответственность за своё здоровье.
Развивающая – развивать у учащихся способность к логическому и чёткому мышлению, умение пользоваться химической терминологией.
Оборудование и реактивы: таблицы растворимости, инструкционные карты, реактивы и оборудование : штатив с пробирками, растворы солей, кислот и оснований, индикаторы, раздаточный материал: инструкция к практической работе, правила техники безопасности, карточки с заданием.
Методы обучения, используемые на уроке: беседа, поисковый метод, объяснение, практическая работа.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная и групповая.
Продолжительность урока: 90 мин.

Технологическая карта занятия
№ п/п Этапы урока Время этапа Содержание деятельности преподавателя и студентов Методические особенности урока (методы и средства обучения; формы и методы контроля качества обучения)
1 Организационный этап
5 мин. Приветствие.
Сообщение темы урока и цели Метод организации работы студентов - фронтальный.
Метод обучения – информационно-развивающий
2. Основной этап 30 мин 2.1 Актуализация знаний и мотивация 5 мин Фронтальный опрос, химическая разминка.
Дать определения основаниям – электролитам
Как классифицируются основания (примеры формул с названиями)
Какие основания называются сильными (примеры) Метод организации работы студентов - фронтальный.
Метод обучения – информационно-развивающий. Приложение 1
2.2 Изучение нового материала 10 мин Решение проблемной ситуацииМетод организации работы студентов - фронтальный. Метод обучения – активный. Приложение 2
2.3 Закрепление знаний, умений и навыков 15 мин Лабораторная работа Групповой метод организации работы студентов
Метод обучения – репродуктивный.
Приложение 3
Приложение 4
3. Заключительный этап 5 мин 3.1 Подведение итогов. Формулировка вывода
Выставление оценок 3.2 Домашнее задание Приложение1.
Фронтальный опрос:
1.Дать определения основаниям – электролитам
2.Как классифицируются основания (примеры формул с названиями)
3. Как определить число ступеней диссоциации оснований (примеры)
4. Какие основания называются сильными (примеры)
5. Дать определения кислотам – электролитам
6.Дать определение солям, какие соли вы знаете?
7. Как определить основность кислот?
8. Какие кислоты называются сильными (примеры), а какие – слабыми
( примеры).
9. Повторим правила техники безопасности (учащимся предлагается вспомнить правила т/б).

Приложение 3 Технологическая карта
Что делал Что наблюдал Вывод и реакция среды раствора.
Действие индикатора на кислоты
1. В ячейку №1 2-3 капли серной кислоты, добавить лакмусовую бумажку.
2. . В ячейку №2 2-3 капли соляной кислоты , добавить метилоранж. Указать цвет РН раствора.
Действие индикатора на основания
1.В ячейку №3 1 каплю гидроксида натрия добавить 1 каплю метилоранжа
2. .В ячейку №4 1 каплю гидроксида калия добавить лакмусовую бумажку.
Указать цвет РН раствора.
Действие индикатора на соли
1. В ячейку №5 1 каплю хлорида алюминия добавить 1 каплю фенолфталеина.
2. . В ячейку №6 1 каплю карбоната натрия добавить лакмусовую бумажку..Указать цвет РН раствора.

Приложение 2
Соли ? электролиты ? диссоциируют ?
365760099695Me – металл
Ac – кислотный остаток
00Me – металл
Ac – кислотный остаток
Соли (MeAc) диссоциируют Men+
Acn-
2282190250826Соли
00Соли

-2286001369060Кислые
KHSO4
NaHCO3
«гидро»
00Кислые
KHSO4
NaHCO3
«гидро»
45720020370800030861001254760Основные
Fe OHCO3
CaOHNO3
«гидроксо»
00Основные
Fe OHCO3
CaOHNO3
«гидроксо»
377190019272250011430003384550030861005867400034290003625850026289004724400048006001369060Двойные
KAl (SO4)2
Сульфат калия – алюминия
KCr (SO4)2 –
Назовите ?00Двойные
KAl (SO4)2
Сульфат калия – алюминия
KCr (SO4)2 –
Назовите ?
159639078740Средние
NaClK2SO4
00Средние
NaClK2SO4

Приложение 4
Закрепление изученного материала.
1.Просмотрите свой конспект урока и назовите формулы солей различных классов, представленных на доске.
2.Пользуясь таблицей растворимости веществ, назовите, какие ионы в растворе образуют соли: KCl (K+ ; Cl- ); BaCl2 (Ba 2+; 2Cl - ); ZnSO4 (Zn 2+; SO4 2-) ; CaCO3 ( --- почему? )
3.Защита конспекта по технологической карте, чтение ионных уравнений
4.Небольшие сообщения:
Поваренная соль NaCl – важна для человека – без нее пища невкусная.
Стиральная сода Na2 CO3 важна для человека в быту, ей можно устранять жесткость воды (смягчить воду).
Медный купорос CuSO4 добавляют в побелку при ремонте и применяют на огороде против болезней и вредителей растений.
«Английская» соль MgSO4 используется в медицине как слабительное и успокоительное средство.
Питьевая сода NaHCO3 в пищевой промышленности.
Мел, мрамор, известняк, минерал кальцит CaCO3
Природный гипс Ca SO4 * 2H2O - в строительс Приложение 5
Правила техники безопасности при работе с химическими реактивами:
1. Прежде чем приступить к выполнению эксперимента, учащиеся должны по учебнику или инструктивной карточке изучить и уяснить порядок выполнения предстоящей работы.
2. Во время демонстрационных опытов учащиеся должны находиться на своих рабочих местах.
3. При выполнении лабораторных и практических работ учащиеся должны следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, т.к. многие из них вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.
4. Никакие вещества нельзя пробовать на вкус! Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы легким движением ладони, нельзя наклоняться к сосуду и вдыхать полной грудью.
5. Реактивами необходимо пользоваться следующим образом: сухое вещество брать шпателем, жидкие реактивы – капельницей или наливая раствор из склянки; держать склянку этикеткой к ладони (чтобы капли раствора не повредили надпись). Избыток взятого вещества нельзя ссыпать и сливать обратно в склянку с реактивом, для этой цели служат санитарные склянки.
6. Учащимся запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные в данной работе.
7. О разлитых и рассыпанных реактивах учащиеся должны немедленно сообщить учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно убирать любые вещества.
8. Недопустимо во время работы перебрасывать друг другу какие-либо вещи (учебники, тетради, ручки и др.).
9. По окончании практической работы учащиеся должны привести в порядок свое рабочее место и вымыть руки с мылом.
Приложение 6
Сообщение 1 Гидролиз в природе
Обменные реакции между солями и водой широко распространены в природе.
Явление гидролиза играет огромную роль в химическом преобразовании земной коры. Многие минералы земной коры - это сульфиды металлов, которые хотя и плохо растворимы в воде, постепенно взаимодействуют с ней. Такие процессы идут и на поверхности Земли, и особенно интенсивно в ее глубинах при повышенной температуре. В результате образуется огромное количество сероводорода, который выбрасывается на поверхность при вулканической деятельности. А силикатные породы постепенно переходят в гидроксиды, а затем в оксиды металлов. В результате гидролиза минералов - алюмосиликатов - происходит разрушение горных пород. Известный нам малахит (Cu(OH)CO3) - не что иное, как продукт гидролиза природных карбонатов. В Мировом океане соли также интенсивно взаимодействуют с водой. Выносимые речной водой гидрокарбонаты кальция и магния придают морской воде слабощелочную реакцию. Именно в такой слабощелочной среде прибрежных вод рН приблизительно равно 9 наиболее интенсивно протекает фотосинтез в морских растениях и наиболее быстро развиваются морские животные. А если вспомнить о составе рН крови млекопитающих, в том числе и человека, то вы сможете не только сделать вывод о единстве животного мира на Земле но и сформулировать и некоторые гипотезы происхождении жизни на планете.
Сообщение 2 Гидролиз в народном хозяйстве
Гидролиз доставляет немало хлопот нефтяникам. Как известно, в нефти имеются примеси воды и многих солей, особенно хлоридов кальция и магния. При нагревании нефти в процессе ее переработки до 250 град. С и выше происходит интенсивное взаимодействие указанных хлоридов с водяным паром. Образующийся при этом газообразный хлороводород вступает в реакцию с металлом, из которого сделано оборудование, разрушает его, что резко увеличивает стоимость нефтепродуктов.
Впрочем, на счету гидролиза немало и добрых дел. Например, образующийся при взаимодействии сульфата алюминия с водой мелкодисперсный осадок гидроксида алюминия уже несколько веков используется в качестве протравы при крашении. Оседая на ткань и прочно соединяясь с ней, гидроксид алюминия затем легко адсорбирует красители и образует весьма устойчивые красящие слои, которые выдерживают многократную стирку ткани. Без протравы качественной окраски тканей не получится.
Этот же процесс используют для очистки питьевой воды и промышленных стоков: рыхлый аморфный осадок гидроксида алюминия обволакивает частички грязи и адсорбирует вредные примеси, увлекая все это на дно. Примерно таков же механизм очистки природной воды глинами, которые представляют собой соединения алюминия.
Гидролиз солей Na2CO3 Na3PO4 применяется для очистки воды и уменьшения ее жесткости.Известкование почв с целью понижения их кислотности также основано на реакции гидролиза. Посредством гидролиза в промышленности из непищевого сырья (древесины, хлопковой шелухи, подсолнечной лузги, соломы вырабатывается ряд ценных продуктов: этиловый спирт, белковые дрожжи, глюкоза, сухой лед.. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с явлением гидролиза - при стирке белья, мытье посуды, умывании мылом. Даже процессы пищеварения, в частности, расщепление жиров, протекают благодаря гидролизу.