Химические реакции в водных растворах

Тема: «Химические реакции в водных растворах».
Цели:
Образовательные: обобщить и углубить знания учащихся о кислотах, основаниях и солях с точки зрения ТЭД, отработать умения и навыки в составлении уравнений реакций ионного обмена.
Развивающие: создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты лабораторных исследований, делать выводы, сравнения, выделять главное. Развивать умение проводить химический эксперимент.
Воспитательные: способствовать развитию чувства ответственности и коллективизма через игровые и групповые формы работы. Прививать интерес к химии.
Ход урока.
1. Разминка. Работа в парах.
1. Соотнесите понятия с определением.
1. Электролитическая А. Вещество, раствор или расплав которого
диссоциация не проводит электрический ток.
2. Электролит Б. Отношение числа молекул распавшихся
3. Неэлектролит на ионы к общему числу молекул.
4. Кислоты В. Процесс распада электролита на ионы.
5. Основания Г. Вещество, которое при растворении в воде
6. Соли практически полностью распадается на ионы.
7. Степень диссоциации Д. Вещество, раствор или расплав которого
8. Сильный электролит проводит электрический ток.
9. Слабый электролит Е. Вещества, которые при диссоциации образуют
катионы водорода.
Ж. Вещества, которые при диссоциации образуют
катионы металла и анионы кислотного остатка.
З. Вещество, которое при растворении в воде
частично распадаются на ионы.
И. Вещества, которые при диссоциации образуют
гилроксид-ионы.
2. «Да – нет».
Опровергните или докажите правильность следующих суждений.
1. Все металлы проводят электрический ток, следовательно, все металлы - электролиты. Ответ: Металлы в воде не растворяются, а электрический ток проводят, потому что в кристаллической решетке металлов есть свободные электроны - "свободный электронный газ". Электролиты проводят электрический ток, потому что в растворах или расплавах распадаются на ионы.
2. Если встать в лужу, в которой лежит оголенный провод, находящийся под напряжением, можно получить смертельный удар током. Следовательно, вода проводит электрический ток.
Ответ: Электрический ток проводит не вода, а соли, растворенные в воде. Дистиллированная вода электрический ток не проводит.
3. В дистиллированной воде приготовили настой лечебных плодов (шиповника, черники, калины). Настой стал проводить электрический ток. Почему?
Ответ: В плодах содержатся кислоты и соли, которые при растворении в воде диссоциируют на ионы, за счет которых настой проводит электрический ток.
3. Угадай-ка.
Составить молекулярные формулы веществ-электролитов из данных ионов:
Ва2+, Са2+, Cl-, OH-, Na+, CO32-, K+, Al3+, NO3-, PO43-, SO42-
2. Физминутка.
На правильное утверждение – руки вверх, на неправильное – руки на стол.
Вода – малодиссоциирующее вещество? +
СаСО3 – электролит? -
Заряженные частицы – это ионы? +
Среда раствора соли может быть нейтральной? +
Катод – это положительно заряженный электрод? -
Диссоциация – является обратимым процессом? +
НNO3 - слабый электролит? -
Кислую среду раствора можно распознать индикатором лакмусом? +
Атомы и ионы отличаются между собой строением и свойствами? +
Оксиды – вещества, которые являются электролитами? -
3. Закрепление навыков составления ионных уравнений реакции и определения среды раствора соли. Работа в группах (рассчитаться на 1-й, 2-й, 3-й; №1 – первая группа, №2 – вторая, №3 – третья).
1. Составить молекулярные и ионные уравнения химических реакций
Задание № 1 Задание № 2
А) Na2С O3 + HCI = А) Н+ + ОН- = H2O
Б) FeCI3 + NaOH = Б) Сu2+ + 2OH- = Cu(OH)2
В) KCI + AgNO3 = В) SO32- + 2H+ = SO2 + H2O
Докажите протекание данных реакций задания 1 до конца экспериментально.
2. Эксперимент по гидролизу – объяснить изменение цвета индикатора в растворах предложенных солей, какова среда данного раствора? Докажите экспериментально.
Раствор карбоната натрия, хлорида алюминия
Индикаторы: фенолфталеин, метилоранжевый
4. Творческое задание.
Даны реактивы: соляная кислота, хлорид железа (III), хлорид бария, сульфат меди, карбонат кальция, гидроксид натрия. Требуется получить: Fe(OH)3, BaSO4, CO2.
5. Домашнее задание: повторить §9.
Критерии оценивания.
Без ошибок – оценка «5»
1 – 2 ошибки – оценка «4»
3 – 5 ошибок – оценка «3»






















1. Соотнесите понятия с определением.
1. Электролитическая А. Вещество, раствор или расплав которого
диссоциация не проводит электрический ток.
2. Электролит Б. Отношение числа молекул распавшихся
3. Неэлектролит на ионы к общему числу молекул.
4. Кислоты В. Процесс распада электролита на ионы.
5. Основания Г. Вещество, которое при растворении в воде
6. Соли практически полностью распадается на ионы.
7. Степень диссоциации Д. Вещество, раствор или расплав которого
8. Сильный электролит не проводит электрический ток.
9. Слабый электролит Е. Вещества, которые при диссоциации образуют
катионы водорода.
Ж. Вещества, которые при диссоциации образуют
катионы металла и анионы кислотного остатка.
З. Вещество, которое при растворении в воде
частично распадаются на ионы.
И. Вещества, которые при диссоциации образуют
гилроксид-ионы.
2. «Да – нет».
Опровергните или докажите правильность следующих суждений.
1. Все металлы проводят электрический ток, следовательно, все металлы - электролиты.
2. Если встать в лужу, в которой лежит оголенный провод, находящийся под напряжением, можно получить смертельный удар током. Следовательно, вода проводит электрический ток.
3. В дистиллированной воде приготовили настой лечебных плодов (шиповника, черники, калины). Настой стал проводить электрический ток. Почему?
3. Угадай-ка.
Составить молекулярные формулы веществ-электролитов из данных ионов:
Ва2+, Са2+, Cl-, OH-, Na+, CO32-, K+, Al3+, NO3-, PO43-, SO42-
4. Составить молекулярные и ионные уравнения химических реакций.
Задание № 1 Задание № 2
А) Na2S + HCI = А) Н+ + ОН- = H2O
Б) FeCI3 + NaOH = Б) Сu2+ + 2OH- = Cu(OH)2
В) KCI + AgNO3 = В) SO32- + 2H+ = SO2 + H2O
5. Творческое задание.
Даны реактивы: соляная кислота, хлорид железа (III), хлорид бария, сульфат меди, карбонат кальция, гидроксид натрия. Требуется получить: Fe(OH)3, BaSO4, CO2.
Критерии оценивания.
Без ошибок – оценка «5»
1 – 2 ошибки – оценка «4»
3 – 5 ошибок – оценка «3»