Лабораторная работа Свойства оксидов, оснований, кислот, солей


Зам. директора по учебной работе ____________Болтаев.Ш.Ж.

Группа










Дата










Урок
Тема: Лабораторная работа №5. Свойства оксидов, оснований, кислот, солей

Модель технологии учебного занятия

Уч.часы :2 часа
Количество учащихся:

Форма и вид учебного занятия
Лабораторное занятие

План учебного занятия
1. Повторение определений классов неорганических веществ
2. Изучение эксперементальными методами свойст оксидов, кислот, и оснований.
3. Самостоятельная работа с уравнениями химических реакций


Цель учебного занятия: закрепить основные понятие о классах неорганических соединений и их значении в жизни каждого человека. Развить мыслительную и творческую деятельность учащегося с помощью демонстраций опытов.

Педагогические задачи:
Повторить начальные знания учащихся по теме свойства оксидов, кислот, и оснований.
Развить творческую деятельность учащегося с помощью демонстраций опытов.
Итоги учебной деятельности:
- Закрепят начальные знания учащихся по теме свойства оксидов, кислот, и оснований.
- Воспримят творческую деятельность учащегося с помощью демонстраций опытов..

Методы обучения
Работа с тестами, решение задач, демонстрация опытов. Опрос

Формы организации учебного процесса
Групповая, одиночная


Средства обучения
Учебник, задачник, ноутбук.

Условия обучения
Кабинет лабораторных работ по химии

Обратная связь
Составление уравнений реакций.

Тема: Лабораторная работа №5. Свойства оксидов, оснований, кислот, солей.
Технологическая карта учебного занятия
Стадии работы и время
Суть деятельности


Учитель
Ученик

1-стадия.
Всупительная часть
(20 мин.)
1.1. Организационный момент.
1. Приветствие
2. Посещаемость
1.2. Ознакомление с Темой урока “Лабораторная работа №5. Свойства оксидов, оснований, кислот, солей“
Ознакомление с планом урока.

3. Ознакомление с системой оцениванием.

1.4. Опрос по пройденному материалу

Отвечают
Уведомляют



Слушают


Наблюдают
Анализируют

2-стадия.
Основная часть
(40мин.)
2.1.Ознакомление с правилами безопасности.

2.2. Конспектирование и ознакомление с инструкцией лабораторных работ
2.3. Осуществление демонстративных опытов
2.4. Написать краткий отчёт в лабораторных тетрадях.
Внимательно слушают

Отвечают

Вникают
Проводят опыты


3-стадия.
Закрепление и Выводы

(20мин.)

3.1.Подведение итогов и выводов по демонстрации опыиов и лабораторной работы.

3.2. Работа с уравнениями реакций и решение задач по пройденным материалам.

3.3 Подведение итогов, записать домашние задание.

Самоконтроль и самооценивание.

Задают вопросы
Выполняют упражнение
Решают задачи
Делают выводы







Важнейшие классы неорганических соединений.
1. Разделы теоретического курса для повторения.
Простые вещества. Аллотропия. Сложные вещества. Органические и неорганические вещества. Основные классы неорганических соединений. Оксиды, их состав и номенклатура. Солеобразующие и несолеобразующие (безразличные) оксиды. Оксиды основные, кислотные и амфотерные. Химические свойства оксидов. Способы получения.  Кислоты, их состав и номенклатура. Классификация кислот. Основность кислот. Получение кислот и их характерные свойства. Основания, их состав и номенклатура. Классификация оснований. Способы получения и свойства оснований. Щелочи. Амфотерные гидроксиды. Соли, их состав и номенклатура. Классификация солей. Соли средние, кислые, основные и двойные. Способы получения солей. Химические свойства солей.  Генетическая связь между классами неорганических соединений. Использование веществ, принадлежащих основным классам неорганических соединений, в нефтяной и газовой промышленности. 2. Вопросы и упражнения.
Приведите по три примера основных, амфотерных, кислотных и безразличных оксидов. Назовите их. Напишите графические формулы их молекул.
Какие гидроксиды соответствуют следующим оксидам: оксид бария, оксид калия, оксид углерода (IV), оксид фосфора (V). Напишите графические формулы их молекул. Назовите их.
С представителями каких классов неорганических соединений реагируют следующие оксиды:
K2O; Cr2O3; CrO3?
Какими химическими свойствами обладают следующие гидроксиды: 
Cа(OH)2; Zn(OH)2; H2SO4? Подтвердите ответ соответствующими уравнениями реакций. 5. Какими способами получают а) кислоты, б) основания? Напишите уравнения реакций, в результате которых можно получить: а) Ba(OH)2; б)H2SO4;  6. Подберите соответствующие вещества и напишите уравнения нижеприведенных превращений: а) оксидоснование  основная соль  средняя соль; б) оксид  кислота  кислая соль  средняя соль; в) гидроксид  оксид  соль соль. Назовите выбранные вешества. 7. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: NaOH Na2CO3  NaHCO3 Na2CO3 CO2  Zn ZnO Zn(NO3)2 Zn(OH)2  Na2ZnO2
3. Экспериментальная часть.
3.1. Химические свойства кислот.
а) Ознакомление со свойствами кислот.
Для находящихся в закрытых склянках в вытяжном шкафу концентрированных растворов соляной, серной и азотной кислот, а также для находящейся там же борной кислоты укажите физическое состояние и цвет. Разбавленные растворы этих кислот, имеющиеся на лабораторных столах, налейте в пробирки (борную кислоту предварительно растворите в дистиллированной воде) и добавьте раствор индикатора метилоранж. Как изменяется окраска индикатора? Чем обусловлено это изменение? Меняется ли окраска индикатора метилоранж в растворе борной кислоты? Испытайте действие раствора индикатора метилрот (метиловый красный) на раствор борной кислоты. Как изменяется окраска индикатора? Объясните разницу в действии раствора борной кислоты на использованные индикаторы с помощью понятий «сила кислоты» и «интервал перехода окраски индикатора».  Результаты опытов оформите в виде таблицы.
Кислота
Агрегатное состояние, цвет
Цвет индикатора в разбавленномрастворе кислоты



метилоранж
фенолфталеин

HCl конц.




HNO3 конц.




H2SO4 конц.




H3BO3





б) Взаимодействие растворов обычных кислот с металлами.
Испытайте действие разбавленных растворов соляной и серной кислот на цинк и медь. Через некоторое время наблюдайте, в каких пробирках происходит выделение газа. Дайте объяснение наблюдаемому различию в действии цинка и меди на разбавленные растворы выбранных кислот с помощью понятия «активность металла». Обратите внимание на положение цинка и меди относительно водорода в ряду активностей металлов. Напишите уравнения реакций. К какому типу относятся эти реакции? Сделайте вывод о характере взаимодействия металлов с растворами обычных кислот.
в) Взаимодействие растворов кислот с основными оксидами.
Поместите в пробирку взятый в небольшом количестве на кончике шпателя порошок оксида кальция и добавьте разбавленный раствор соляной кислоты. Что наблюдается? Напишите уравнение реакции. Примечание: При использовании оксида кальция, находившегося длительное время на воздухе, можно наблюдать побочную реакцию, протекающую с выделением газа. С чем это связано? г) Взаимодействие кислот с основаниями (реакция нейтрализации). Поместите в пробирку взятый в небольшом количестве на кончике шпателя порошок гидроксида кальция, и добавьте разбавленный раствор соляной кислоты. Что наблюдается? Напишите уравнение реакции. Примечание: При использовании гидроксида кальция, находившегося длительное время на воздухе, можно наблюдать побочную реакцию, протекающую с выделением газа. С чем это связано?
2. Химические свойства оснований.
а) Ознакомление со свойствами оснований.
Для находящихся в бюксах в вытяжном шкафу оснований (гидроксидов натрия, калия и кальция) укажите агрегатное состояние и цвет. Поместите пинцетом в одну пробирку гранулу гидроксида натрия, а в другую на кончике шпателя немного порошка гидроксида кальция. Прибавьте в каждую пробирку 1-2 мл воды и перемешайте стеклянной палочкой. Добавьте в каждую пробирку по 1 капле раствора индикатора фенолфталеин. Чем вызвано изменение окраски индикатора? Результаты экспериментов оформите в виде таблицы.
Основание
Агрегатное состояние, цвет
Цвет индикатора фенолфталеин в разбавленном растворе основания

NaOH



KOH



Ca(OH)2












б) Получение и термическое разложение оснований.
Пользуясь растворами соли меди (II) и гидроксида натрия, получите гидроксид меди (II). Укажите цвет осадка. Осторожно нагрейте содержимое пробирки в пламени газовой горелки. Для предупреждения выброса нагревайте верхнюю часть содержимого пробирки. Что наблюдается? Сделайте вывод о разложении гидроксида меди (II) при нагревании. Напишите уравнения соответствующих реакций.  3. Получение и свойства амфотерных гидроксидов. Налейте в две пробирки по несколько капель раствора сульфата цинка. Добавьте в каждую из пробирок по несколько капель разбавленного раствора гидроксида аммония (водного раствора аммиака). Осторожно! Резкое вдыхание аммиака может привести к потере сознания.  Что при этом образуется? Докажите амфотерность образовавшегося соединения добавив в одну из пробирок раствор соляной кислоты, а в другую избыток раствора гидроксида натрия. Что наблюдается? Напишите уравнения соответствующих реакций, учитывая, что при растворении гидроксида цинка в растворе гидроксида натрия образуется тетрагидроксоцинкат натрия Na2(Zn(OH)4(
4. Получение и свойства оксидов.
а) Получение основного оксида (групповой опыт).
В металлическую ложечку для сжигания положите немного стружки магния и нагрейте их в пламени газовой горелки до воспламенения магния.Осторожно! Магний горит очень ярко. Напишите уравнение реакции горения магния. Отметьте цвет оксида. Сохраните полученный оксид для следующего опыта.
б) Взаимодействие основного оксида с водой (групповой опыт)
Полученный в предыдущем опыте оксид (после его охлаждения!) перенесите в химический стакан и добавьте воды. Что можно сказать о растворимости оксида магния? Добавьте 2-3 капли раствора фенолфталеина. Как изменилась окраска? Напишите уравнение реакции взаимодействия оксида магния с водой.
в) Получение кислотного оксида.
Поместите в пробирку кусочек мела и прибавьте несколько капель раствора соляной кислоты. Что наблюдается? Получите углекислый газ в аппарате Киппа, в котором протекает аналогичная реакция соляной кислоты с мрамором. Напишите уравнение реакции. Сделайте заключение о устойчивости угольной кислоты.
г) Взаимодействие кислотного оксида с водой.
Пропустите ток углекислого газа из аппарата Киппа в пробирку с водой. Разделите содержимое пробирки на две части и испытайте действие на полученный раствор индикаторов метилоранж и метилрот. Как изменились окраски индикаторов? Объясните причину. Напишите уравнение реакции взаимодействия углекислого газа с водой. Сделайте заключение о силе угольной кислоты.
5. Получение и химические свойства солей.
а) Взаимодействие солей с металлами.
Налейте в пробирку раствор сульфата меди (II) и опустите гранулу цинка. Что наблюдается? Напишите уравнение реакции. Отметьте положение меди и цинка в ряду активностей металлов. Будет ли взаимодействовать медь с раствором соли цинка? Сделайте обобщающий вывод о взаимодействии растворов солей с металлами.
б) Получение солей реакцией обмена.
Налейте в пробирку несколько капель раствора хлорида натрия и добавьте 1-2 капли раствора нитрата серебра. Что является признаком протекания этой реакции? Какой цвет имеет образовавшийся осадок? Напишите уравнение проведенной реакции.
в) Получение солей реакцией нейтрализации.
Налейте в пробирку раствор гидроксида кальция (известковой воды) и пропустите через раствор углекислый газ из аппарата Киппа до помутнения раствора, вызванного образованием малорастворимого в воде карбоната кальция.  Продолжайте пропускать углекислый газ через полученную суспензию до полного растворения первоначально выпавшего осадка. При пропускании через известковую воду избытка углекислого газа первоначально образовавшийся малорастворимый карбонат кальция превращается в хорошо растворимый гидрокарбонат кальция Ca(HCO3)2.
Напишите уравнения реакций. К какому типу солей относятся образовавшиеся соли? Напишите их названия.



20. Оксенгендлер Г.И. Яды и организм: Проблемы химической опасности. СПб.: Наука, 1991. – 320 с., с.192
21. Александров В.Н., Емельянов В.И. Отравляющие вещества: Учебное пособие. – 2-е изд. – м.: Воениздат,
1990 – 271 с., с.7
22. Загорский В.В. Замкнутый круг или спираль? Школьное обозрение, № 2-3, 1999, с. 6-11
23. Антонов Н.С. Химическое оружие на рубеже двух столетий М.:“Прогресс”, 1994. – 174 с., с.24-25
24. Химический терроризм секты Аум Синрике: два года спустя Проблемы химической безопасности,
Сообщение UCS-INFO, 49(115), 20 марта 1997 г.
25. Приложение "Химия" к газете "1 сентября", N 1, 2000 год. , (Галерея русских химиков) Интернет:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]












“Утверждаю”
Зам. директора по учебной работе ____________Болтаев.Ш.Ж.

Группа










Дата










Урок
Тема: Решение задач по теме «Свойства оксидов, оснований, кислот, солей»
Генетическая связь неорганических соединений

Модель технологии учебного занятия

Уч.часы :2 часа
Количество учащихся:

Форма и вид учебного занятия
Практическое занятие занятие

План учебного занятия
1. Повторение определений классов неорганических веществ
2. Изучение и закрепление темы игровыми и конкурентоспособными методами.
3. Самостоятельная работа с уравнениями химических реакций


Цель учебного занятия: закрепить основные понятие о классах неорганических соединений и их значении в жизни каждого человека. Развить мыслительную и творческую деятельность учащегося с помощью дидактических игр.

Педагогические задачи:
Повторить начальные знания учащихся по теме свойства оксидов, кислот, и оснований.
Развить творческую деятельность учащегося с помощью дидактических игр.
Итоги учебной деятельности:
- Закрепят начальные знания учащихся по теме свойства оксидов, кислот, и оснований.
- Воспримят творческую деятельность учащегося с помощью дидактических игр.

Методы обучения
Работа с тестами, решение задач, Опрос

Формы организации учебного процесса
Групповая, одиночная


Средства обучения
Учебник, задачник, ноутбук.

Условия обучения
Кабинет лабораторных работ по химии

Обратная связь
Составление формул и уравнений реакций.
Решение задач

Тема: Решение задач по теме «Свойства оксидов, оснований, кислот, солей»
Генетическая связь неорганических соединений
.
Технологическая карта учебного занятия
Стадии работы и время
Суть деятельности


Учитель
Ученик

1-стадия.
Всупительная часть
(20 мин.)
1.1. Организационный момент.
1. Приветствие
2. Посещаемость
1.2. Ознакомление с Темой урока «Решение задач по теме «Свойства оксидов, оснований, кислот, солей». Генетическая связь неорганических соединений»
Ознакомление с планом урока.

1.3. Ознакомление с системой оцениванием.

1.4. Опрос по пройденному материалу

Отвечают
Уведомляют



Слушают


Наблюдают
Анализируют

2-стадия.
Основная часть
(40мин.)
2.1.Работа со слайдами.

2.2. опрос и решение упражнений по пройденной теме

2.3. Написать алгоритм решений уравнений химических реакций.
Внимательно слушают

Отвечают

Вникают
Проводят опыты


3-стадия.
Закрепление и Выводы

(20мин.)

3.1.Подведение итогов и выводов.

3.2. Работа с уравнениями реакций и решение задач по пройденным материалам.

3.3 Подведение итогов, записать домашние задание.

Самоконтроль и самооценивание.

Задают вопросы
Выполняют упражнение
Решают задачи
Делают выводы










Тема : « Генетическая связь между классами неорганических соединений» Цель:  Образовательная: Опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам металла и неметалла ; закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ , относящихся к разным классам; Развивающая: Развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать. Воспитательная: Выявлять и устанавливать взаимосвязи; развивать представления о причинно-следственных связях явлений. Продолжить формирование материалистического мировоззрения , интереса к знаниям. ^ Задачи урока: Образовательные: Закрепить на практике знания о классах неорганических соединений , умение записывать и решать генетическую связь между классами неорганических соединений. Развивающие: Продолжить формирование навыков химического эксперимента  Воспитательные: Продолжить формировать умение работать в группах , помогать друг другу ,а также культуру поведения на уроках Методы и методические приёмы: наглядный, практический, исследовательский, словесный( беседа, рассказ) Тип урока: комбинированный урок, урок закрепления знаний с применением тренировочных упражнений. Вид урока: урок- исследование Оборудование: Известковая вода, прибор для получения СО 2 ,лист А-8 , Си СL2(Р-Р ), карточки: Р, Си, S, A? Листок с надписью «химия» при помощи Н2SO4( конц), таблички с надписями : «Оксиды», «Соли», «Кислоты», «Основания»; Штатив с пронумерованными пробирками:№1- кислота,№2-щёлочь, №3 – фенолфталеин. Литература для учителя : -поурочные разработки по химии, М.Ю. Горковенко.Москва « Вако»2004г.   Модель урока.
№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся


Организационный этап
Приветствие учителя Проверка готовности  класса у уроку
Приветствие учащихся. Готовность к уроку.

2. 3 4 5  6
Этап актуализации опорных знаний.  Этап подготовки учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала. Обобщение и закрепление материала. Подведение итогов. Домашнее задание
а)Мы с вами изучили основные классы неорганических соединений. Давайте повторим состав ,свойства этих веществ и попробуем определить тему нашего урока. Для каждой группы предлагается « Загадалка», которую желательно отгадать с первой фразы. (Приложение №1) б) На доске прикрепляем таблички со знаками угаданных химических элементов. в)Проводится « разминка», задаётся 8 вопросов ( по два вопроса каждой команде)  ( Приложение № 2) г) постановка учебных целей. д)Проводится химический диктант(Приложение №3) Проверка е)Задание группам: Распределить данные вещества по группам. а)Создание проблемной ситуации. Задание для всего класса Предложение остановиться на том варианте , где можно увидеть формулы веществ , содержащих один и тот же элемент. Попробуйте распределить их в 2 ряда по усложнению состава , начиная с простого .( получили 2 цепи: Ca – CaO – Ca(OH)2 C - CO2 – H2CO3 – CaCO3 ( Приложение№4 В каждой цепи есть общее – это химические элементы – Ca и C, они переходят от одного вещества к другому(как бы по наследству). Вопрос: как в биологии называется носитель наследственной информации? Ген. Как вы думаете ,какой элемент будет являться « геном» для данной цепи б) Определение темы и цели исследования . Запись темы на доске. в) Задание для групп. ( Приложение № 5) г)Творческое задание№1 ( Приложение № 6) Проверяем д)Творческое задание№2 Фронтальная работа с классом.  Проблемная ситуация. (Приложение № 7) Проверка гипотезы Предложение выполнить лабораторную работу. ( Приложение №8) е) Творческое задание № 3 ( Приложение № 9) Обсуждаем Проведение игры  «Найти родственников (Приложение № 10 а) Оценка работы учащихся на уроке; б)Оценка выполнения целей , задач урока. Рефлексия Закончите предложения ( Приложение № 11) Комментирование выполнения Д/З
Ребята распределяются по группам(группа создаётся без учёта уровневых достижений). 1 группа « Оксиды». 2 группа « Кислоты». 3группа « Основания». 4 группа « Соли». (на столах у каждой группы табличка с названием). В каждой группе ребята определяют одного консультанта. К доске выходят четыре ученика ( по одному из каждой группы). Используя правила составления бинарных соединений , составляют оксиды этих элементов и называют их. Участие в беседе по вопросам. Один ученик записывает формулы веществ на обратной стороне доски ,остальные- в тетрадях). Проверяют правильность написания химических формул. Работа в тетрадях по химии. Распределяют данные вещества по группам. 1 группа- учащиеся выписывают формулы оксидов, дают им названия и делают краткое сообщение о свойствах и применении углекислого газа (работают со справочным материалом) Показывают опыт: распознавание  Углекислого газа при помощи известковой воды(учащиеся записывают уравнение данной реакции в тетрадях) 2 группа- учащиеся выписывают формулы кислот, дают им названия и делают краткое сообщение о свойствах и применении серной кислоты. Показывают опыт: нагревают на спиртовке лист А-4 ( на нём заранее написано « химия» при помощи концентрированной серной кислоты), появляются буквы чёрного цвета. Дают объяснение этому явлению. 3 группа- учащиеся выписывают формулы оснований, дают им названия и делают краткое сообщение о свойствах и применении гидроксида натрия. Показывают опыт: « превращение воды в вино» 4 группа- учащиеся выписывают формулы солей, дают им названия и делают краткое сообщение о свойствах и применении солей: хлорида натрия и карбоната кальция. На столах учащихся образцы солей. Выбирают формулы веществ , которые можно объединить в 2 группы..Вещества содержат один и тот же элемент. Обсуждение , выдвижение гипотезы.  Цепи или ряды называются генетическими. Запись темы в тетради Суждение. Между основными классами неорганических соединений существует родственная ( генетическая связь) Работа в группах. Обсуждение , выдвижение гипотезы.  Обсуждение, исправление ошибок. Запись на доске Выбирают соль или нерастворимое основание CиСI2- Си(ОН)2-СиО-Си или Fе(ОН)2- FеО - FеSO4Fе Составляют уравнения для данных цепей, определяют типы реакций,называют вещества, определяют классы неорганических соединений Обсуждение.Выполнение работы. Наблюдение за опытом Запись решения в тетрадь. Работа в группах. Обсуждение, выдвижение гипотезы, выполнение задания,  запись в тетрадь. Выполнение задания на доске и в тетрадях. Оценка целей и задач урока; Запись Д/З

Приложение №1. «Загадалка» для первой группы
Используют в производстве спичек.
Просто вещество- неметалл, имеет жёлтый цвет.
По латыни SuIfur .
Ответ: сера. «Загадалка» для второй группы.
Этот элемент имеет наивысшую электрическую проводимость.
Простое вещество – металл беглого цвета.
По латыни Argentum.
Ответ: серебро. «Загадалка» для третьей группы. 1 Входит в состав медного купороса. 2.Простое вещество – металл красно-розового цвета. 3.По латыни Cuprum. Ответ : медь. «Загадалка» для четвёртой группы. 1.Простое вещество – неметалл красного цвета. 2.Имеет несколько аллотропных модификаций. 3 В переводе с латыни « светоносный». Ответ: фосфор. Приложение № 2 Вопросы разминки.
Определённый вид атомов .( Химический элемент).
Химическое явление.(Реакция)
Название типа реакций, при которых из двух веществ получается лишь одно вещество.(Соединение)
Все вещества состоят из молекул?(Нет)
Растворимые в воде основания.(Щёлочи)
Чему равен молярный объём газов при нормальных условиях?(22,4л/моль)
Название типа реакции, при которой из одного вещества получается два или несколько новых веществ( Разложение)
Приложение №3 MgO, CO2,CaO , AI 2O3, H2CO3 , Ca, NaCl , Ca(OH)2, NaOH,CaCO3, H2SO4/ Приложение № 4
Из веществ, формулы которых были предложены на химическом диктанте ,выберите те, которые можно объединить в две группы 
Попробуйте распределить их в два ряда по усложнению состава, начиная с простого вещества.
Приложение № 5 Исходя из двух составленных цепей : кальция и углерода , используя обозначения Ме и неМе, 1 и 3 группы составьте опорный конспект в виде бгока для Ме а 2 и 4 группы – для неМе.. Составьте суждение,оформите на большом листе. Ме – МеОМе(ОН)п –МеR неМе –неМеО --НR Приложение № 6
Используя общие схемы генетических рядов ,составьте две генетические цепи ,представленные элементами ,атом которого содержит 12 протонов , а другой- 16 электронов. Напишите уравнения реакций для этих генетических рядов.
« Мозговой штурм» Какие типы химических реакций вы знаете? 
Выберите реакции получения веществ, относящихся к вашему классу и определите тип данной реакции . Назовите полученные вещества.
Приложение № 7.
Можно ли составить « обратный» генетический ряд. Как вы думаете, с какого класса веществ нужно начать этот ряд?
Приложение № 8 Осуществить цепочку превращений: СиСI2---Си(ОН)2---CиО---Си Приложение № 9 цепь ) В Д А------- С------В Определить каждое вещество в цепи, если известно,что А – газ, который поддерживает горение,В – металл красно –розового цвета,при взаимодействии с веществом А образует веществочёрного цвета,которое при взаимодействии с лёгким газом образует вещество В Составьте уравнение реакции для данной цепи, определите тип реакции и назовите эти вещества. Приложение №10. Игра «Найти родственников» Все вещества, живущие в этом форте, связаны между собой по происхождению (происхождение от греческого «генезис»). К доске приглашаются три ученика. 1-е задание. Необходимо распределить вещества по классам. С02, CaS04, H2S04, Ca(OH)2, MgO, CaO, Al, C12, A1C18> H20, S02, MgS03, Fe203, CaS04, H2S03, S, CaCO3. 2-е задание. Составить схему генетической связи между веществами. 3-е задание. Написать уравнения возможных реакций. Приложение № 11 Сегодня на уроке я повторил_________ Сегодня на уроке я узнал_________ Сегодня на уроке я научился_________

































Приложение №1. «Загадалка» для первой группы
Используют в производстве спичек.
Просто вещество- неметалл, имеет жёлтый цвет.
По латыни SuIfur .
Ответ:. «Загадалка» для второй группы.
Этот элемент имеет наивысшую электрическую проводимость.
Простое вещество – металл беглого цвета.
По латыни Argentum.
Ответ:.
«Загадалка» для третьей группы. 1 Входит в состав медного купороса. 2.Простое вещество – металл красно-розового цвета. 3.По латыни Cuprum. Ответ :. «Загадалка» для четвёртой группы. 1.Простое вещество – неметалл красного цвета. 2.Имеет несколько аллотропных модификаций. 3 В переводе с латыни « светоносный». Ответ: Приложение № 2 Вопросы разминки.
Определённый вид атомов .( Химический элемент).
Химическое явление.(Реакция)
Название типа реакций, при которых из двух веществ получается лишь одно вещество.(Соединение)
Все вещества состоят из молекул?(Нет)
Растворимые в воде основания.(Щёлочи)
Чему равен молярный объём газов при нормальных условиях?(22,4л/моль)
Название типа реакции, при которой из одного вещества получается два или несколько новых веществ( Разложение)
Приложение №3 MgO, CO2,CaO , AI 2O3, H2CO3 , Ca, NaCl , Ca(OH)2, NaOH,CaCO3, H2SO4/
Приложение № 4
Из веществ, формулы которых были предложены на химическом диктанте ,выберите те, которые можно объединить в две группы 
Попробуйте распределить их в два ряда по усложнению состава, начиная с простого вещества.

Приложение № 5 Исходя из двух составленных цепей : кальция и углерода , используя обозначения Ме и неМе, 1 и 3 группы составьте опорный конспект в виде бгока для Ме а 2 и 4 группы – для неМе.. Составьте суждение,оформите на большом листе. Ме – МеОМе(ОН)п –МеR неМе –неМеО --НR Приложение № 6
Используя общие схемы генетических рядов ,составьте две генетические цепи ,представленные элементами ,атом которого содержит 12 протонов , а другой- 16 электронов. Напишите уравнения реакций для этих генетических рядов.
« Мозговой штурм» Какие типы химических реакций вы знаете? 
Выберите реакции получения веществ, относящихся к вашему классу и определите тип данной реакции . Назовите полученные вещества.
Приложение № 7.
Можно ли составить « обратный» генетический ряд. Как вы думаете, с какого класса веществ нужно начать этот ряд?
Приложение № 8 Осуществить цепочку превращений: СиСI2---Си(ОН)2---CиО---Си Приложение № 9 цепь ) В Д А------- С------В Определить каждое вещество в цепи, если известно,что А – газ, который поддерживает горение,В – металл красно –розового цвета,при взаимодействии с веществом А образует веществочёрного цвета,которое при взаимодействии с лёгким газом образует вещество В Составьте уравнение реакции для данной цепи, определите тип реакции и назовите эти вещества. Приложение №10. Игра «Найти родственников» Все вещества, живущие в этом форте, связаны между собой по происхождению (происхождение от греческого «генезис»). К доске приглашаются три ученика. 1-е задание. Необходимо распределить вещества по классам. С02, CaS04, H2S04, Ca(OH)2, MgO, CaO, Al, C12, A1C18> H20, S02, MgS03, Fe203, CaS04, H2S03, S, CaCO3. 2-е задание. Составить схему генетической связи между веществами. 3-е задание. Написать уравнения возможных реакций. Приложение № 11 Сегодня на уроке я повторил_________ Сегодня на уроке я узнал_________ Сегодня на уроке я научился________ “Утверждаю”
Зам. директора по учебной работе ____________Болтаев.Ш.Ж.

Группа










Дата










Урок
Тема: Обобщение и решение задач по теме «Свойства оксидов, оснований, кислот, солей»
Генетическая связь неорганических соединений

Модель технологии учебного занятия

Уч.часы :2 часа
Количество учащихся:

Форма и вид учебного занятия
Практическое занятие занятие

План учебного занятия
1. Повторение определений классов неорганических веществ
2. Изучение и закрепление темы игровыми и конкурентоспособными методами.
3. Самостоятельная работа с уравнениями химических реакций


Цель учебного занятия: закрепить основные понятие о классах неорганических соединений и их значении в жизни каждого человека. Развить мыслительную и творческую деятельность учащегося с помощью дидактических игр.

Педагогические задачи:
Повторить начальные знания учащихся по теме свойства оксидов, кислот, и оснований.
Развить творческую деятельность учащегося с помощью дидактических игр.
Итоги учебной деятельности:
- Закрепят начальные знания учащихся по теме свойства оксидов, кислот, и оснований.
- Воспримят творческую деятельность учащегося с помощью дидактических игр.

Методы обучения
Работа с тестами, решение задач, Опрос

Формы организации учебного процесса
Групповая, одиночная


Средства обучения
Учебник, задачник, ноутбук.

Условия обучения
Кабинет лабораторных работ по химии

Обратная связь
Составление формул и уравнений реакций.
Решение задач

Тема: Обобщение и решение задач по теме «Свойства оксидов, оснований, кислот, солей»
Генетическая связь неорганических соединений
.
Технологическая карта учебного занятия
Стадии работы и время
Суть деятельности


Учитель
Ученик

1-стадия.
Всупительная часть
(20 мин.)
1.1. Организационный момент.
1. Приветствие
2. Посещаемость
1.2. Ознакомление с Темой урока «Решение задач по теме «Свойства оксидов, оснований, кислот, солей». Генетическая связь неорганических соединений»
Ознакомление с планом урока.

1.3. Ознакомление с системой оцениванием.

1.4. Опрос по пройденному материалу

Отвечают
Уведомляют



Слушают


Наблюдают
Анализируют

2-стадия.
Основная часть
(40мин.)
2.1.Работа со слайдами.

2.2. опрос и решение упражнений по пройденной теме

2.3. Написать алгоритм решений уравнений химических реакций.
Внимательно слушают

Отвечают

Вникают
Проводят опыты


3-стадия.
Закрепление и Выводы

(20мин.)

3.1.Подведение итогов и выводов.

3.2. Работа с уравнениями реакций и решение задач по пройденным материалам.

3.3 Подведение итогов, записать домашние задание.

Самоконтроль и самооценивание.

Задают вопросы
Выполняют упражнение
Решают задачи
Делают выводы








Тема урока: Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений. Цели урока: 1. Привитие знаний учащихся по данной теме в систему. II. Создание эмоционального настроя учащихся. III. Привитие интереса к химии. IV. Проверка сформированности практических навыков у учащихся. V. Воспитание ответственности за порученное задание. Тип урока: Урок-путешествие. Оборудование: штатив с пробирками, схема путешествия, иллюстрация «Посейдон». Реактивы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, оксид кальция. Растворы: соляной кислоты, гидроксида натрия, серной кислоты, хлорида бария. Эпиграф: «Древо науки всеми  корнями связано с практикой» ^ Ход работы. I. Вступительное слово учителя Ход игры. Отправляемся в кругосветное путешествие по планете «Химия». В пути ждут приключения, различные испытания, которое необходимо выдержать. В этом нам помогут знания по химии. Как сказал Жюль Верн: «Раз у людей есть знания, они всегда выйдут победителями там, где других ждет прозябание и неминуемая смерть». Но урок, ещё урок соревнование по рядам. Три команды отправятся в путешествие. Какая команда лучше его проведет? На доске показан маршрут путешествия. Но прежде чем отправится в путешествие, необходимо выполнить стартовое задание. Ответить на вопросы. Команде 1. Какие соединения называются кислотами? Команде 2. Какие соединения называются оксидами? Команде 3. Какие соединения называются основаниями? Команде 1. Шарада Первым - позовем кота Вторым измерим толщу вод На третье нам союз сойдет А в целом будет ...? Команде 2. Какое вещество на Руси называли «купоросным маслом»?  Команде 3. Как называют соли серной и соляной кислот? Все команды выдержали стартовое испытание, отправляются в путешествие по морю страны «Химия». Держим курс на северо-восток. Море спокойное, корабли несутся вперед. У всех прекрасное настроение. Зашло солнце, последние лучи его отражаются на воде. Но что там впереди? Почему наблюдается волнение воды? Это бурунчики - предвестники подводных камней. Рифы необходимо обойти. Это первое испытание. Осуществить цепочку превращений - «химическая эстафета». Каждый из команды записывает по одному уравнению. 1 команда 2 команда СиSО4 ь Са СаО Са(ОН)2  СаSО4 Cu CuO СиС12  Си(NО3)2 3 команда ZnSO4    Zn ZnO ZnCl2 Zn(OH)2 Подводные камни благополучно обошли, можно продолжить путешествие. Корабли имеют хороший ход, погода благоприятная. Самое время провести соревнование между командами по знанию оксидов. Составить формулы всех возможных оксидов, комбинируя нижеприведенные составные части по горизонтали (слева направо) и вертикали (сверху вниз) при условии, что оксидообразующие части должны стоять рядом. Каждая команда называет по очередности по одной формуле. Повторение оксидов не допускается. «Химическая пирамида» Ca Сu O S Na O Zn O2 Al2 P2 O5 Mg O Fe2 O3 Li2 K2 O Ba O Ag2 O Co O O2 Впереди виднеется порт «Оксидная». Для того чтобы сойти на берег, необходимо выполнить следующее задание. Вместо «?» поставить формулу необходимого соединения, чтобы получилось уравнение химической реакции, расставить коэффициенты, определить тип химической реакции.  1 команда ? + Na2O NаОН ? + O2  Al2 O3 t ? CuO + H2O 2 команда CaO + ? Ca(OH)2  ? + O2  P2O5 t Fe(OH)3 Fe2 O3 + ? 3 команда SО3 +? Н2 SО4 Zn + ? ZnС12 +? NаОН +? NaС1 + Н2О Причалили. Пройдемся по городу «Оксидная». Что интересного можно узнать в этом городе? Такие разные материалы: корунд, драгоценные камни сапфир и рубин, абразивный материал - наждак. Что их объединяет? То, что в состав каждого из них входит оксид алюминия. Самый распространенный оксид - это вода. В состав мази, белила, косметической пудры входит оксид цинка. Глина, речной песок, кварц, горный хрусталь - это оксид кремния. Оксид кальция - это негашеная известь. Процесс взаимодействия её с водой, называется гашением. Оксид свинца РЬ3 О4 красная краска - сурик. Оксид углерода(IV) - неотъемлемая часть всех шипучих напитков. Причиной гибели жителей Помпеи был оксид серы(IV). Оксид серы очень ядовитый газ, в большом количестве выбрасывается при извержении вулканов. Много интересного и познавательного узнали об оксидах. Но пора продолжить путешествие. День очень солнечный. Вода необычайно красивого цвета. Слабый ветер приносит прохладу. Но ... вдруг набежали тучи, поднялся сильный ветер. Солнце скрылось. «Все мрачней, и ниже тучи опускаются над морем, и поют и рвутся волны к высоте навстречу к грому. Гром грохочет, в пене гнева, стонут волны, с ветром споря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи вьются, в море, исчезая, отраженья этих молний». Буря, посланная владыкой рек и морей Посейдоном, грянет! Властвует над морями Посейдон и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем, взмахнет им, тогда словно горы вздымаются морские волны. Но как только Посейдон простирает трезубцем над морем, волны успокаиваются. Посейдон посылает испытание капитанам. ^ Решение задач. 1 команда. В раствор m=45г и
·=2% добавили воду m=20г. Определить массовую долю вещества в полученном растворе. 2 команда. В раствор m=50г
·=4% добавили соль m=1г. Определить массовую долю вещества в полученном растворе. 3 команда. Раствор m=150г
·=6% выпарили до 120г. Определить массовую долю вещества в полученном растворе. Пока капитаны решают задачи, попытаемся немного успокоить Посейдона. Задание членам команд. 1 команда. От щелочи я желт, как в лихорадке, Краснею от кислот, как от стыда, Но я бросаюсь в воду без оглядки - И здесь уж не заест меня среда! О каком индикаторе говорится в этом четверостишии? Ответ подтвердить практическим экспериментом. 2 команда. Вставить в четверостишие пропущенное слово. Ответ подтвердить практическим экспериментом. Попасть в кислоту есть ли лучшая удача! Это он перетерпит без вздоха и плача, Зато в щелочах у ... Начнется не жизнь, а сплошная малина. 3 команда. Один неопытный лаборант, промывая посуду после опытов, решил воспользоваться щелочью. Но грязь слишком сильно пристала к стенкам сосуда, и он решил воспользоваться еще и кислотой. Не вылив щелочь, он добавил в сосуд кислоту, рассчитывая усилить едкость состава. Но лаборант просчитался. Едкость состава совсем исчезла, и отмыть посуду ему не удалось. В чем ошибка начинающего лаборанта? Ответ подтвердить уравнением химической реакции и практическим экспериментом. Как называется эта реакция? Приступаем к проверке решения задач. Море успокоилось. Продолжаем плавание. После трудного испытания, можно отдохнуть и послушать интересные сведения о соли (подготовлены учащимися команд). (Приложение) На горизонте, сверкая всеми цветами радуги, виднеется город «Соль». Владыка этого города посылает командам практическое задание. 1-ое задание: 1 команда. Получить соль СаС12 2 команда. Получить соль NaС1 3 команда. Получить соль ВаSО4 Написать уравнения химических реакций, назвать тип и внешний признак реакций. 2-ое задание: В трех пронумерованных пробирках имеются растворы: КОН, НСl, NaС1. Без химических реакций определить какое вещество в каждой пробирке. Прекрасная страна «Химия»! Как много интересного в ней. Много познали и сколько ещё ждет впереди! Корабли проплывают мимо живописных островов. Незаметно наступила ночь. Небо загорелось звездами, ярко светит луна. Но что это за шум? Это пираты! Они гонятся за нами на всех парусах! Сейчас они настигнут. Приготовится к бою! На каждый вопрос необходимо дать быстрый и точный ответ. 1.Кислотный оксид среди основных: Nа2О, SО2, ВаО, К2О. 2.Основной оксид среди кислотных: NО2, СиО, S03, С02. З.Основной оксид среди амфотерных: А12О3, Nа2О, ZnО, Сг2О3. 4.Найти отсутствующую формулу, чтобы получилось уравнение химической реакции:
З.Определить пару кислотных оксид - кислота
SО2

HNO3

СО2
Н3РО4

S03
Н2SО3

N2О5
НМnО4

Мn2О7
Н2СО3

Р2О5
Н2SО4

Что же, мы оказались сильнее пиратов. Знания по химии помогли нам в беде. Оставшееся ночью время прошло спокойно. А ранним утром перед нашим взором предстал загадочный город «Кислота». Но ворота этого города откроются только перед теми, кто выполнит задание: Можно ли получить вещества, формулы которых приведены в правом столбце, из веществ, формулы которых приведены в левом столбце, при их взаимодействии с соляной кислотой. I II III Zn ZnCl2 Mg MgCl2 Ca CaCl2 NaOH + HCl NaCl KOH + HCl KCl Cu(OH)2 +HCl  CuCl2  Cu CuCl2 CuO CuCl2 MgO MgCl2 CaO CaCl2 Hg HgCl2 Ag AgCl2 Написать уравнения соответствующих реакций.  Что же интересного можно узнать в этом городе? 1. Лавуазье, получая кислоты из серы и фосфора, решил, что кислород и есть та составная часть, которая характерна для всех кислот. Но, если кислород входит в состав каждой кислоты, то этот газ можно обнаружить в каждой кислоте. Но вот в соляной кислоте его никак не удалось открыть. Лавуазье, не найдя в нем кислород, просто решил, что этот газ в соляной кислоте прочно связан с другими неизвестным веществом, названным Лавуазье «мурием». Однако, как ни бились химики, его в соляной кислоте найти не удалось. Тогда и возникло сомнение в том, что кислород действительно является кислотвором, то есть обязательно присутствует во всех кислотах. Очень скоро обнаружили, что во всех кислотах присутствует водород. 2. Из коровьего масла можно получить масляную кислоту. 3. В листьях щавеля - щавелевая кислота. Крапива обжигает муравьиной кислотой. Среди кислот есть серная, которая обугливает дерево. Плавиковая - разъедает стекло, но не оказывает никакого действия на мягкий парафин. 4. Есть очень ядовитая кислота - синильная. Есть целебная - аскорбиновая (витамин С), дезинфицирующая - борная. Кислоты отличаются по внешнему виду: густая - фосфорная, твердая как лед - уксусная, в виде чешуек - борная, в виде студня - кремневая. Хороший, гостеприимный город «Кислота», но пора покинуть его. Впереди ещё много приключений. Берем курс на северо-запад. Следующий город «Основание». День идет за днем. Утро сменяет ночь. Но однажды утром, когда мы ещё спали, один из матросов крикнул: «Земля!» Все выбежали из кают в надежде увидеть неизведанную землю. Но в это же время наши корабли остановились. Мы сели на мель. Вот незадача, как выйти из этого положения! Тот продолжит путешествие, кто снимется с мели, то есть выполнит задание: Определить вещества А и В 1 команда. 2Мg + 2А 2МgО S + А  SО2  MgO + В Mg(OH)2 Мg(ОН)2+ Н2 SО3  Мg SО3 + 2В 2 команда. Ca +2АСа(ОН)2+Н2 S+ ВSО2 Са(ОН)2 + Н2SО3  Са SО3 + 2А 3 команда. 2Na+ 2А2NаОН + В В + С122НС1 NаОН + НСl NаСl + А 2A 2B +O2 С мели снялись. Настроение улучшилось. Приближаемся к городу «Основание». Много было испытаний серьёзных и сложных. А как обстоит дело с юмором? Задание: «А что бы это значило?» (рис.1) (Задание было дано на дом. По рисунку необходимо составить смешной рассказ). Город «Основание». Пройдемся по городу, послушаем интересные сведения об этом удивительном мире. 1. Щелочи, мылкие на ощупь вещества, сильно разъедающие кожу, употребляются иногда для прижигания ран при укусах змей и бешеных животных. 2.«Щелок», получаемый при кипячение золы, содержит щелочь и употребляется для стирки белья. 3.Люди ещё в древности могли получать щелочь. Способ, применявшийся в Древнем Египте: золу растений заливали водой, профильтровывали через холст и к раствору приливали раствор гидроксида кальция. При этом выпадал карбонат кальция, а едкое кали оставалось в растворе. Вопрос: 1 Какие вещества вступают в реакцию? 2. Записать уравнение химической реакции. Для получение твердой щелочи раствор отфильтровывали от карбоната кальция и выпаривали. Так получали едкое кали и в России во времена ПетраI. Щелочь в больших количествах вывозили из России в Европу для получения жидкого мыла. Путешествие подходит к концу. Устали. Много сегодня работали.  И последнее задание. Викторина. 1.Какой элемент наиболее распространен в космосе? 2.Какой химический элемент алхимики называли желчью вулкана? 3.Можно ли «зажечь» снег? 4.Кто открыл кислород? 5.Какой химический элемент изображали в виде воина в XVIII веке? 6. Назвать фамилии двух ученых, в которых одинаковое количество букв, только в фамилии одного все гласные «е», другого гласные «о»? 7. Какие два простых вещества находятся при обычных условиях в жидком состоянии? 8.Кто ввел единые химические обозначения элементов? 9.Где применяются благородные газы? 10.Почему крапива жжется? Путешествие завершилось. Много интересного и познавательного было во время путешествия. Пора подвести итог. Жюри подсчитает баллы и объявит победителя. Но кто бы не выиграл соревнование, главное, чтобы у вас всегда было страстное стремление к знаниям, о котором Б. Пастернак писал: Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути В сердечной смуте. До сущности истекших дней. До их причины, До основанья, до корней, До сердцевины. Всё время, схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытия.
Выставление оценок. Задание на дом: Подготовиться к контрольной работе.















Рисунок 1