Конспект урока по русскому языку с использованием сингапурских структур на тему Повествование делового стиля


Тема урока: Повествование делового стиля.
Класс: 6 класс.
Предмет: русский язык
Учитель: Дмитриева Юлия Юрьевна
Цели урока: Научиться анализировать тексты-повествования делового стиля, находить языковые средства, используемые в них.
Тип урока: Урок развития речи, урок-практикум
Оборудование: карточки с текстами, тексты для анализа и деловая инструкция.
Ход урока
Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Принципы
BBL Развитие культуры мышления
2 мин. Оргмомент.
Проверка готовности к уроку. Оформление тетради.
Дети готовятся к уроку, проверяют все свои принадлежности, приветствуют учителя. После того как они сели, записывают число и классную работу в тетрадь. Желания учащегося: процесс вовлечения ученика в процесс обучения увлеченно, радостно и с энтузиазмом. 3 мин. Актуализация изученного.
Вспомним, что мы знаем о стилях. На какие две группы можно разделить стили русского языка?
Что является целью разговорного стиля?
Перечислите книжные стили.
Что отличает их друг от друга?
Что является целью художественного стиля?
Что является целью делового и научного стилей?
Сейчас мы прочитаем текст, определите, к какому стилю относится данный текст.
Дети отвечают на вопросы учителя.
Ответы детей:
На разговорный и книжные.
Общение.
Художественный, официально – деловой, научный, публицистический.
Цель использования.
Воздействие.
Передача информации.
Желания учащегося: процесс вовлечения ученика в процесс обучения увлеченно, радостно и с энтузиазмом. Я дала время для размышления пред тем, как ответить на мой вопрос.
10 мин. Чтение текста.
Рецепт счастья
Возьмите просторную чашу терпения, поместите туда своё полное любви и нежности сердце. Добавьте две пригоршни щедрости. Затем плесните туда же свежего юмора. Посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и надежды. Хорошо всё это перемешайте и дайте настояться. Потом намажьте толстым слоем на кусок отпущенной вам жизни, украсьте улыбкой и предлагайте всем, кого встретите на своём пути. Принимайте маленькими порциями, так как превышение суточной дозы счастья может привести к нежелательному головокружению.
Задание:
Это текст официально – делового стиля.
Какова его цель?
Каковы его признаки?
Определите тип речи данного текста.
Подобные деловые повествования обычно составляют основу текстов- инструкций или текстов, именуемых полезными советами. В них характеризуются действия, которые нужно выполнить при совершении какой-либо работы, точно обозначается последовательность этих действий.
Сформулируйте цель урока: чем мы будем сегодня заниматься?
Зачем это нужно? Дети читают текст.
Дети отвечают на вопросы учителя.
Ответы детей:
Дать информацию.
Точность, бесстрастность, официальность, отсутствие авторской оценки, авторского отношения к предмету речи и т. д.
Повествование – здесь говорится о сменяющих друг друга действиях.
Дети слушают учителя.
Дети формулирую цели урока.
- Учиться писать инструкцию.
- За свою жизнь человеку приходится читать множество разнообразных инструкций. Это весьма распространённый жанр технической словесности. Довольно большому проценту людей приходится участвовать в составлении инструкций, а для этого необходимо знать законы жанра).Учитель вовлекает учеников в образовательный процесс, переходя от меньшего к большему, от простого к сложному, шаг за шагом.
Учитель вовлекает учеников в образовательный процесс, определяя цели урока вместе с ними. Я дала время для размышления пред тем, как ответить на мой вопрос.
Я использовала мыслительные глаголы в своей речи: поразмышляем, заменим и др.
1 мин. Запись темы «Учимся составлять инструкцию и рецепт». Дети записывают в тетради число, классную работу и тему урока. 1 мин. Учитель раздает таблицы «Деловая инструкция» в распечатанном виде каждому ученику, они будут заполняться в ходе урока. Учитель объясняет как заполнять деловую инструкци. Учащиеся получают таблицы в распечатанном виде, они будут заполняться в ходе урока. 10 мин.
10 мин.
5 мин Учитель раздает ученикам тексты для анализа.
Работа в парах. Чтобы заполнить следующую графу таблицы, надо познакомиться с текстами – инструкциями и проанализировать, какие глагольные формы там встречаются.
- Почему так важны глагольные формы?
- Какие глагольные формы чаще всего используются в инструкциях?
- Определите, какие глагольные формы использованы в первом тексте.
- Найдите в этом тексте слова и выражения, указывающие на последовательность действий.
Групповая работа. Каждая группа (всего 4) составляет инструкцию или рецепт.
Прослушивание получившихся текстов, обсуждение достоинств и недостатков.
Учащиеся анализируют предложенные тексты, делают вывод об использованных в них глагольных формах и словах и выражениях, указывающих на последовательность действий, в процессе их ответов заполняются соответствующие графы.
- Главное в тексте – повествовании – последовательные действия, а действия передаются в большинстве случаев глаголами.
- Неопределённая форма глагола в сочетании со словами надо, нужно, следует, повелительное наклонение глаголов.
- Форма повелительного наклонения.
- Потом, затем.
Каждая группа (всего 4) составляет инструкцию или рецепт.
Дети выступают со своими рецептами, слушают других учеников и обсуждают достоинства и недостатки. Учитель делает паузы для размышления , дает дополнительное время на обработку информации.
Обратная связь данная классу , акцентировна на самом задании , нежели чем на личности ученика.
Учитель улучшил процесс кодирования информации, используя задание: составление рецепта, создавая связи с внешним с реальным миром, или повторяя ключевые моменты урока.Я использовала мыслительные глаголы в своей речи: поразмышляем, заменим и др.
Я дала ученикам возможность обсудить тему.
Составление рецепта и инструкции поможет моим ученикам сделать их мышление видимым.
В доказательство своего мышления ученики повесят на стены кабинета свои инструкции и рецепты, то есть результат своей выполненной работы.
2 мин. Подведение итогов урока.
Вспомните, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?
- Выполнили ли мы эти задачи?
- Назовите ключевые слова урока.
На этом наш урок заканчивается, надеюсь вам понравилось! - Научиться писать инструкцию и рецепт.
- Да.
- Дети называют ключевые слова урока. Учитель закрепляет пройденный на уроке материал. 1 мин. Домашнее задание.
Написать инструкцию или рецепт ,либо шутливую, по аналогии с текстами, предложенными на уроке.
Дети записывают домашнее задание в дневники. Получают оценки за урок, прощаются с учителем. Учитель использует поощрение, одобрение, дружелюбен. Приложение к уроку
Рецепт счастья
Возьмите просторную чашу терпения, поместите туда своё полное любви и нежности сердце. Добавьте две пригоршни щедрости. Затем плесните туда же свежего юмора. Посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и надежды. Хорошо всё это перемешайте и дайте настояться. Потом намажьте толстым слоем на кусок отпущенной вам жизни, украсьте улыбкой и предлагайте всем, кого встретите на своём пути. Принимайте маленькими порциями, так как превышение суточной дозы счастья может привести к нежелательному головокружению.
Деловая инструкция
Стилевые черты Тип речи Глагольные формы Слова и выражения, указывающие на последовательность действий
Точность бесстрастность отсутствие авторского отношения отсутствие авторской оценки официальность Тексты для анализа.
Инструкция о том, как правильно подниматься по лестнице
Поднимаются по лестнице обычно передом вперёд, ибо перемещение задом наперёд либо же боком вызывает значительные трудности.
Чтобы приступить к подъёму, поднимите сначала ту часть тела, которая находится внизу с правой стороны и которая почти всегда, за редкими исключениями, полностью умещается на ступеньке.
После того как на первой ступеньке окажется вышеописанная часть тела, которую для краткости мы обозначим словом нога, поднимается соответствующая ей часть слева; поставим её на вторую ступеньку, и таким образом на первой ступеньке будет стоять нога и на второй ступеньке будет стоять нога. Обращайте особое внимание на то чтобы не поднимать одновременно ногу и ногу. (По Х. Кортасару)
2. Как смотреться в зеркало
Для этого следует найти три вещи: себя, диван (на случай падения в обморок от увиденного), зеркало. Зеркало нужно установить на устойчивый объект. Поместите своё лицо строго перед зеркалом. Затем убедитесь, что вам удалось выполнить задуманное действие, для этого пошевелитесь, улыбнитесь. Если человек в зеркале делает то же самое, то это вы.
Как забить гвоздь в стену
Прежде всего совершим все необходимые приготовления: найдём собственно гвозди, возьмём молоток (кувалда или кузнечный молот могут причинить массу неприятностей). Затем приступим к забиванию гвоздя. Возьмём молоток в правую руку, а гвоздь в левую, но ни в коем случае не надо держать гвоздь за шляпку. Размеренными ударами начнём вбивать гвоздь в стену, при этом стараемся не бить со всего размаху.
4. Как выгуливать собаку
Прежде чем выгуливать собаку, удостоверьтесь, что она у вас есть. Далее убедитесь в том, что собака до сих пор дома. Элегантным движением наденьте на собаку ошейник. При этом помните: ошейник обычно надевают на шею, а не на хвост или лапу. (Шея у собаки находится за головой). Выведите собаку из дома и гуляйте с ней долго и нудно, ни на минуту не выпуская из рук поводок.
Как правильно петь в хоре
Для начала попробуйте вспомнить слова хотя бы одной песни. Если это удалось, теперь следует воспроизвести мелодию песни или сочинить её самому. Затем надо широко открыть рот, напрячь голосовые связки и пропустить воздух через дыхательные пути. Если при этом не слышно ни звука, вам следует обратиться к отоларингологу.
Как играть на пианино
Отыскать в квартире пианино. Обычно это делают не спеша, внимательно вглядываясь в каждый угол квартиры.
Открыть крышку пианино. Если под ней оказались два ряда черных и белых клавиш, то это действительно пианино.
Далее следует отыскать в квартире стул, так как на пианино обычно играют сидя.
Найти педаль для максимального удаления звука. Осторожнее! Не перепутайте её с педалью продолжительного звучания!
После совершения этих действий осталось самое простое – начать игру на пианино.