Урок по литературе в 6 классе Обрядовый фольклор


Урок. Тема: Устное народное творчество. Обрядовый фольклор
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с примерами обрядового фольклора, показать все возможные его жанровые формы, манеру исполнения колядок, масленичных песен, раскрытия традиционных праздников и обрядов, которые сохранились и в наше время; способствовать формированию представления об обрядовом фольклоре; воспитание интереса у учащихся к русской культуре.
Тип урока: постановка и решение учебных задач через творческое восприятие материала.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- познавательная сфера: представление об обрядовом фольклоре, манере его исполнения, узнать терминологию;
-эстетическая сфера: понимать русское слово, проявлять интерес к восприятию данных литературных произведений, осознавать роль изобразительно-выразительных средств;
-ценностно-ориентационная сфера: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
- коммуникативная: привитие навыков выразительного чтения, песенного исполнения обрядовых песен, умение рецензировать ответы учащихся.
Личностные: проявлять навыки саморазвития, осознание смысла учения;
Метапредметные: ориентация в учебном материале-учебнике, компьютере, справочниках и т.д.; умение обобщать материал, участвовать в коллективном обсуждении, выстраивать собственное суждение, доказывать свое мнение.
Методы и формы (рассказ, беседа, рецензирование увиденного исполнения, выразительное чтение и пение песен)
Оборудование: книжная выставка «Обрядовые песни русского народа», костюмы для колядок, рисунки детей.
Ход урока
Организационные моменты.
Проверка домашнего задания (мини-сочинение на тему «Моя любимая книга»)
2.Изучение нового материала.
Записи в тетради даты, темы урока.
Формулировка целей и задач урока.
- Слово учителя: Дорогие ребята, на сегодняшнем уроке мы будем говорить с вами о наших предках, об их традициях, истории, мы расширим наши знания об обрядовом фольклоре, который шагал в ногу с народом всегда и всюду: и в праздники , и в будничные трудодни. Вы уже догадались, как назывется данный вид фольклора?
- (Дети – речь идет о календарно- обрядовых песнях)
Беседа по вопросам:- Какой фольклор называется обрядовым?-Какие вы знаете календарно – обрядовые песни?-Почему они так называются?
 3. Слово учителя: Сейчас нам предстоит выбрать жюри, которое не только будет оценивать ваши выступления, но и сами сначала продемонстрируют свои знания обрядовых песен . Затем они сядут за первую парту , возьмут оценочно-рецензионные листы (заранее подготовленные учителем) и продолжим наш урок, который плавно переходит в конкурс на лучшее исполнение или прочтение обрядовой песни.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБРЯДОВ:Девочки - жюри,( в моем варианте заранее готовили песенно-костюмированное представление с атрибутами, отражающими быт и историю обряда: соответствующие костюмы, блины, так называемое «чучело» для импровизированного сжигания и .т.д., затем идут выступления всех остальных учеников, которые по желанию формировались в группы или пары. Каждая группа представляет определенный обряд.Примеры обрядовых песен, которые могут быть использованы на уроке:
1.Рождественский обряд – Коляды. Ученики ходят по классу и поют под музыкальное сопровождение с диска – приложения к учебнику литературы: Коляда, коляда!                        Подавай пирога,                                        Блин да лепешку                        В заднее окошко.                        Новый год пришел,                        Старый угнал,                        Себя показал!                        Ходи, народ,                        Солнышко встречать,                        Мороз прогонять!Учащиеся несут на шесте звезду, девочки одеты в пестрые платки, на головах мальчиков – шапки.  Один в вывороченном тулупе и в маске.                        Не дашь пирога –                        Мы корову за рога!                        Не дашь кишку-                        Мы свинью за виску,                        Не дашь блинка –                        Мы хозяина в пинка!Слово учителя: (об истории праздника)
Началу года придавалось особенное значение: как встретишь Новый год, так и весь год проведешь. Такое поверье распространено и сейчас. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, все желали друг другу счастья и удачи.- В чем же смысл Коляды? (Колядование начиналось в канун Рождества, 6 января. Колядованием назывались праздничные обходы домов с пением песен-колядок, в которых славились хозяева и содержались пожелания хорошего урожая, богатства и т.д. Колядовала в основном молодежь и детишки. Веселая компания несла на шесте звезду, символизирующую Вифлеемскую звезду и очень похожую на языческое солнце. Возле домов пели песни. Среди колядовщиков обязательно были ряженые – в вывороченных тулупах, масках. Коляда приучала к добрососедству, хлебосольству и, конечно же, стимулировала творчество людей.) 2.     Масленица Учащиеся обходят класс с чучелом Масленицы, которое затем символически сжигают. Девочки угощают всех блинами. Поют песенку:                        Синицы, синицы,                        Принесите по спице!                         Канарейки, канарейки,                        Принесите по швейке!                        Четочки, чечеточки,                        Принесите по щеточке!                        Тогда, утки,                         Дудите в дудки,                        Тараканы –                        В барабаны!Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Встречу и проводы Масленицы отмечали весело, гостеприимно, с ряжеными, обильным застольем. Каждый день масленицы имеет своё название:                понедельник – встреча,                вторник – заигрыши,                среда – лакомка,                четверг – широкий четверг,                пятница – тещины вечерки,                суббота – золовкины посиделки,                воскресенье – проводы.Для проводов сооружалось большое чучело Масленицы, его с песнями носили на древке, а затем обычно сжигали или закапывали (хоронили). Это прямая связь с язычеством: в дохристианские времена в это же время праздновались проводы зимы; чучело Масленицы – атрибут язычества.)Троица. Лето приводило за собой свои праздники и открывалось широким праздником Троицы. Он совпадал с расцветом природы в начале лета. Дома украшали ветками березы, ходили с веточками по деревне, плели из них венки, гадали на них, водили хороводы.Выходят ученики с песенкой «Во поле березонька стояла»
- Как вы думаете, что привлекало выдающихся русских писателей, композиторов в обрядовой поэзии? (Обрядовые песни очень поэтичны, музыкальны, напевны, богаты образами, в них заложена простая мудрость жизни.) 5. Осенние песни- В чем особенность осенних песен? (Они связаны со сбором урожая. Окончив жатву, с последним снопом труженики торжественно шли домой, распевая песни.)Читаем выразительно осенние песни, помещенные в учебнике, слушаем аудиозапись.III.Обобщение-В чем состоит красота и мудрость русских обрядов? (Они приучают к добрососедству, стимулируют творческие способности, являются «отдушиной» после тяжелого крестьянского труда. Обряды впитали в себя все национальное, присущее только русскому народу: причудливое слияние христианства и язычества придает особую прелесть народным праздникам.)Итоги урока. Рефлексия :
Чем полезен был урок? Что вам больше всего запомнилось, а что, по вашему, требует большей подготовки?IV. Домашнее задание: Напишите сочинение на тему «Возьму ли я в современную жизнь обрядовые песни?»