Конспект урока Календарно-обрядовый фольклор

6 класс
Тема урока: «Календарно-обрядовый фольклор».
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель:знакомство учащихся с понятием «календарно-обрядовый фольклор»

Планируемые результаты: знание понятия фольклор, обрядовый фольклор, основные особенности фольклора в жизни народа, заинтересовать старинной русской обрядовой поэзией, учить сопоставлять фольклорные и литературные произведения, выразительно читать фольклорные произведения.

Задачи:
1.  раскрыть основные понятия темы: фольклор, обряд, обрядовый фольклор, календарно-обрядовая поэзия.
2.  Познакомиться с образцами обрядового фольклора и старинной русской обрядовой поэзией.
3.  Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.
Оборудование: Аникин В.П., Круглов Ю.Г. « Русское народное поэтическое творчество», презентация, иллюстрации к произведениям устного народного творчества, видеосюжеты реконструкции народных обрядовых праздников
Ход урока:
-Организационный момент.

-Постановка проблемы:
Какие слова из темы вам хорошо знакомы?
Значение каких слов вы знаете неточно?

Дети знакомятся с точным значением слов.

ОБРЯД - совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.
Обрядовый фольклор - это песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов.
Календарно-обрядовый фольклор - это обряды, связанные с народным календарём, который основывался на смене времен года и распорядка земледельческих работ.
Устное народное творчество воплощено в обрядовых песнях, танцах, сказках, легендах, преданиях, и других произведениях.
Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы. Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.
Разыгрываются сценки из различных обрядов:
-Колядки.
-Веснянки-заклички.
-Обрядовые песни.


Народные обряды делятся на два цикла:
- календарные обряды, связанные с хозяйственной деятельностью крестьянина (земледелие, животноводство, охота). Календарные обряды приурочены к зиме, весне, лету, осени – в связи с распорядком сельскохозяйственных работ по временам года, а также зимнему и летнему солнцевороту (21, 22 декабря и 21, 22 июня)
- семейно-бытовые обряды, связанные с рождением человека, его вступлением в брак, проводами в армию или смертью. Свадебный обряд состоял из ряда последовательных действий, ни одно из которых не пропускалось. На похоронах профессиональными плакальщицами (вопленицами) исполнялись причитания: эти плачи сопровождали все эпизоды похоронного обряда.
 
Давайте рассмотрим календарно-обрядовый фольклор. 
Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельско-хозяйственным календарем распорядком работ по временам года. Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В песнях упрашивают, призывают к добру Коляду, Масленицу, Весну, Троицу, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.
Зимние праздники.
Святки.
Рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники были связаны с зимним солнцестоянием одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого. Христианская церковь относит к этому дню и день рождения Иисуса Христа.
Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д.  Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.
      Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами (прослушивание аудиозаписи «Коляда ходя-бродя»):

Пришла Коляда Накануне Рождества. Дайте коровку, Масляну головку! А дай Бог тому, Кто в этом дому! Ему рожь густа, Рожь ужиниста; Ему с колоса осьмина, Из зерна ему коврига, Из полузерна пирог. Наделил бы вас Господь И житьём, и бытьём, И богатством, И создай вам, Господи, Ещё лучше того!
Смысл любой колядки в своеобразном “закликании” счастья и богатства щедрому хозяину. Чем больше отдаст он колядующим, тем больше обретёт в грядущем году. Угощение признак полноты дома. Колядка это песня-заклинание, песня-заговор, условная магическая игра хозяина и колядовщиков.
Композиция колядок проста: формула прихода праздника, потом формула поиска дома, его описания (с преувеличением), формула восхваления хозяев, просьба и в финале пожелание или угроза.
Началу года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год, такой будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи. Веселые коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.
      Одним из видов новогодних песен и обрядов святочной недели – «подблюдные песни», когда девушки угадывали свою судьбу, доставая под песни  свои украшения из блюда, накрытого полотенцем.
-Сценка-гадание.
 
Весенние праздники.
Масленица.
      Масленица – подвижный праздник. На масленицу веселились от души: катались на тройках с бубенцами, ходили в гости, пекли румяные блины, пели, плясали и играли. В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник встреча, вторник заигрыши, среда лакомка, четверг широкий четверг, п
· тещины вечерки, суббота золовкины посиделки, воскресенье проводы. На этой же неделе было принято кататься с гор на санках. Центральными обрядовыми действиями праздника являлись встреча Масленицы и ее проводы, что, очевидно, олицетворяло конец зимы и начало весны. Встречать Масленицу выезжали за околицу села, поставив чучело в сани, торжественно возвращались и ездили по улицам с пением песен, в которых восхваляли Масленицу. В конце недели ее вывозили из деревни также с песнями и сжигали, что, по мнению крестьян, должно было способствовать богатому урожаю.
   Характеризуя масленичные песни, можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.
(прослушивание аудиозаписи «Ой, Масленая недалечка»)

Наша масленница годовая, Она гостика дорогая, Она пешая к нам не ходит, Всё на комонях разъезжает, Чтоб коники были вороные, Чтобы слуги были молодые.
Исполнители масленичных обрядов своеобразно "заклинали солнце" и этим, по народным поверьям, вызывали его весеннее "разгорание".Традиционными стали катание "по солнцу", по кругу и устойчивый обычай печения и поеда-ния блинов, круглая форма которых была как бы символическим "знаком" солнца.
Обряды проводов масленицы сопровождались традиционными песнями. В одних - обращались с просьбами подольше не уходить:
А мы свою маслёну провожали, Тяжко - важко да по ней вздыхали: -А маслёна, маслёна, воротися, До самого великого дня протянися!
  В других - выражение любви к масленице сменялось проявлением радости, что её проводили:
А мы свою маслену прокатили, В ямочку закопали, Лежи, масленица, до налетья Масляница - мокрохвостка! Поезжай домой со двора, Отошла твоя пора! У нас с гор потоки, Заиграй овражки, Выверни оглобли, Налаживай соху.
Встреча весны.
   В России широко бытовал обряд встречи весны. Поздняя весна приносила голод. В начале марта взрослые пекли обрядовое печенье в виде птиц-жаворонков, а дети несли их в поле или забирались на крыши, подбрасывали их вверх и выкрикивали  песни-веснянки, в которых заклинали весну прийти поскорее и прогнать холодную зиму.
(прослушивание аудиозаписи «Ой, жаворонки, жаворонушки»
Весенние  обряды  исполнялись  в дни  главного  в году  Великого  поста,  поэтому  они почти не имели праздничного игрового характера.
Главный  весенний  жанр   веснянки.  Их,  по сути,  не пели,  а кликали,  взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

Радостно встречаемая весна должна была принести свои дары - богатый урожай, приплод скота, удачу в хозяйственных делах.
Весна, весна красивая! Приди, весна, с радостью, С радостью, с радостью,  С великой милостью: Уроди лён высокий, Рожь, овёс хороший!  
Вечером, накануне вербного воскресенья и благовещенья, на берегу реки собирались женщины и девушки, зажигали костёр, который символизировал весеннее "разгоранье" и водили вокруг него хоровод.
Летние праздники – открывались широким праздником Троицы.
Яркой и поэтичной была троица - седьмое воскресенье после пасхи. Это время в народе называлось "русальной" неделей или "зелёными святками". Этот праздник отмечал расцвет природы. Украшали крыльцо и дом зеленью, цветами, а чаще - свежими березовыми ветками. Центром праздника была берёзка, которую "завивали" и "развивали". Берёзка у русского народа олицетворяла собой весеннюю природу:
Завивайся, берёзонька, Завивайся, кудрявая! Мы пришли к тебе, приехали, С вареницами, со яишницами, С пирогами со пшеничными!
  Завитую и украшенную "берёзку" срубали и носили по деревне. Если "завивали берёзки" в лесу, то к этому присоединялся обряд "кумовства": девушки попарно целовались между собой через венки и таким образом клялись друг другу в дружбе и любви, они становились "кумами".
День Ивана Купалы  кульминация земельного годичного круга.
Купальские обряды. Крупным праздником был праздник Ивана Купалы. Для крестьянина после Ивана Купалы начиналась самая горячая пора – сенокос и жатва. Важное место занимали обряды с водой: чтобы быть здоровыми, сильными, красивыми, обливались водой, купались. В некоторых местах молодежь ходила по деревне и исполняла песню, заклинавшую жито «чистое, колосистое, ядрёное», чтобы урожай был богатым.
 
Осенние праздники
Жатва, сенокос.
В начале жатвы обязательно совершали обряды с первым снопом. Его называли именинным, с песнями переносили с поля на гумно. Во время сбора урожая пели житные песни.

 
Рефлексия    
 
Проводится беседа по вопросам.
1.Какой фольклор называется обрядовым?
2.Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми?
3.Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?
4.Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми?
5.Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?
6.Приходилось ли самим исполнять такие песни? Расскажите об этом подробнее.
 

Домашнее задание. Групповой мини-проект «Приходите к нам на праздник»













 
Используемая литература:
Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в    2 частях. Автор – составитель В.П. Полухина, В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение
Толковый словарь русского языка: В 3 т. /Под ред. Проф. Д.Н. Ушакова – М.: Вече. Мир книги, 2001
Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, Ленингр. отделение, - 1987
Серия «Эрудит». Язык и фольклор. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://pandia.ru/text/80/036/35090.php