УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР»

Конспект открытого урока литературы
в 6 классе
«Календарно - обрядовый фольклор»

Урок подготовила и провела: учитель русского языка и литературы

МБОУ «Старошешминская СОШ» НМР РТ
Шахова Ирина Александровна

Тема урока: «Календарно- обрядовый фольклор»
Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения урока: игровая театрализованная иллюстрация.
Предварительная подготовка:
Класс разбит на 4 группы по видам обрядового фольклора. Им необходимо представить свой обрядовый фольклор. Оформить свой стол.

Цели урока:
1. Повторить все известные образцы обрядового фольклора, показать мир народного творчества, его красоту и многообразие; сопоставить мир народных произведений с русской литературой и музыкой.
2. Развивать творческие способности учащихся.
3.Воспитывать интерес к русской истории, литературе и народному творчеству.

Задачи:
Образовательные:
формировать умение различать жанры фольклора,
расширять представления о культуре и истории родного края.
Развивающие: развивать навыки устной речи учащихся;
Воспитательные: воспитывать посредством исследовательской деятельности видов обрядового фольклора, любовь к родной литературе, к Родине и своей семье.
Ожидаемые результаты:
Организация специальных условий и приемов обучения на уроке позволит активизировать познавательную деятельность учащихся,
Повысит эффективность обучения
Установит с учащимися доверительные отношение
Поможет развить у них интерес к изучению предмета.
А овладение преподавателем дополнительной методической литературой по проблеме расширит его кругозор и будет способствовать профессиональному росту.



Ход урока

I. Актуализация знаний учащихся

/Звучит народная музыка/

Конкурс скороговорок.
/Кто больше вспомнит скороговорок и кто лучше всех её проговорит/.

II. Cлово учителя

- Ребята, сегодня у нас заключительный урок по теме «Фольклор»
Вспомните, что значит слово «Фольклор»

Фольклор – это искусство народа, от английского Folk- народ и lore- мудрость.

- Назовите известные жанры фольклора (сказки, былины детский фольклор: пестушки, колыбельные, потешки, присказки пословицы, поговорки, загадки.)

III. Обрядовый фольклор

- А что такое ОБРЯДОВЫЙ фольклор?

/Обобщение ответов детей/


- Обряд- это действия народа, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.

- Назовите виды обрядов /Ответы детей с пояснениями: рождение ребёнка, крещение младенца, свадебный обряд, календарный обряд, похоронный обряд/

- Какие обряды называются календарными?


IV. Работа в группах

- Итак, календарно-обрядовый фольклор связан с повторяющимися из года в год событиями, он основан на смене времён года и порядка земледельческих работ.

- Сейчас каждая творческая группа расскажет нам об определённом виде календарно-обрядовой поэзии.

- Слово предоставляется 1 группе, которая расскажет нам о РОЖДЕСТВЕ, ЗИМНИХ СВЯТКАХ




1 Ученик:
Рождественские песни- колядки. Они исполнялись во время колядования на рождественские праздники.

2 Ученик:
Рождественские праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники связаны с зимним солнцестоянием- важнейшим днём земледельческого календаря, он отделял один годичный цикл от другого.

3 Ученик:
Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Этот вечер назывался Сочельник. Колядование сопровождалось праздничным обходом домов соседей с пением песенок –колядок, в которых славились хозяева, с пожеланием добра, здоровья и благополучия.

Ученик:
Хозяева в знак благодарности одаривали колядовщиков гостинцами. Колядовщики весёлой гурьбой бежали к следующему дому, один из них нёс на шесте звезду, которая символизировала Вифлиемскую звезду, появившуюся на небе в момент рождения Иисуса Христа.

/Все ребята хором выкрикивают и поют:/

Коляда! Коляда! Подавай пирога!
Блин да лепёшку в заднее окошко!
Не дашь пирога- мы корову за рога!
Не дашь блинка- мы хозяевам пинка!
Не подашь пирога- так и нет живота!
Хоть и есть, так не в честь!
Пришла Коляда накануне Рождества!
Люди стоят колядуют:
Ой, Коляда, Коляда,
Ты бываешь Коляда
Накануне Рождества.

На экране:
1) К.А.Трутовской «Колядки в Малороссии
2)Музыкальный фрагмент оперы Н.А.Римского – Корсакова «Снегурочка»

- Слово предоставляется 2 группе, которая расскажет нам о МАСЛЕНИЧНЫХ ПЕСНЯХ.

1 Ученик:
Масленица- это проводы зимы и чествование приближающейся весны.
Празднуется на последней неделе перед Великим Постом. Встречу и проводы Масленицы отмечали весело, с шутками, песнями, прибаутками, с обильным застольем.


2 Ученик: На этой неделе принято печь блины, которые символизировали весеннее солнышко. Ещё было принято ходить в гости друг к другу, кататься на санях, водить хороводы, сжигать чучело масленицы, которая символизировала долгую зиму.

3 Ученик: Масленичные песни не пели, а выкрикивали( кликали весну). Люди взбирались повыше: на крышу дома, на пригорок. Кричали веснянки, призывали весну, расставались с зимой.

/Все хором выкрикивают весенние заклички:/

Синцы! Синицы! Принесите по спице!
Канарейки! Канарейки! Принесите по швейке!
Чёточки, чечёточки! Принесите по щёточке
Весна красна! Приди, весна, с солнышком,
С весёлыми песнями, с хорошими вестями,
С дождичком весенним, С листом зелёным,
С полем засеённым!

На экране:
Б.М.Кустодиев «Масленица»
Музыкальный фрагмент из оперы Н.А.Римского-Корсакова : хор «Прощай, Масленица»

- Слово предоставляется 3 группе, которая расскажет нам о ЛЕТНИХ ПЕСНЯХ.

1 Ученик:
Летние праздники открывались широким праздником Троицы. Он совпадал с расцветом природы в начале лета. Дома украшали веточками берёзы, ходили по деревне, плели венки, гадали, водили хороводы.

Во поле берёзка стояла, во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла, люли, люли, стояла

/Потом выкрикивают:/

Туча с громом сговорилась, доля лёли, лёли, лё!
Поёдём, туча, гулять на поле!
На то поле, на заливное!
Ты с дождём, я с милостью!
Ты польёшь, а я выращу!

2 Ученик :
На лето приходился и праздник Ивана Купала. Он сводился к обрядовой подготовке людей к близкой жатве, к сбору урожая. В его честь проводились два традиционных обряда: купание и прыганье через костёр. Это были очистительные обряды в понимании людей. Купала представлялся живым существом. Он ходит по сёлам и приносит людям радость.

3 Ученик:
Основная цель купальских обрядов- отогнать злых духов, чтобы они не испортили урожай перед жатвой. Средствами для этого служат огни и костры. Молодёжьэту ночь проводила в поле.

Ученик:
Купальские обряды включают в себя и гадание по венкам. В купальскую ночь собирают целебные травы и ищут клады, на которые указывает цветок папоротника.

/Все вместе приговаривают:/

Идёт кузнец из кузницы, несёт кузнец три молота!
Скуй, кузнец, мне золотой венец!
Тем венцом мне венчатися, тем кольцом обручатичя!

На экране:
П.И.Чайковский. Фрагмент Симфония № 4

- Слово предоставляется 4 группе, которая расскажет нам о ОСЕННИХ ПЕСНЯХ

1 Ученик:
Осенние песни по –другому назывались ЖНИВНЫЕ. Они связаны с уборкой урожая. Эти обряды совершались в тот день, когда заканчивали уборку урожая.

2 ученик:
Окончив жатву, завязывали последнюю горсть стеблей веночком, катались по земле, чтобы восстановить силы, с последним снопом торжественно шли домой , распевая песни.

/Все вместе приговаривают:/

Молоды девицы, косы-волосы расплетайте скорей,
Платье пошито! Серпом да по спелому колосу
Ладно да любо - убрано жито!
Платье пошито! Платье пошито!
Будет свадебка, с спелым колосом!
С спелым колосом!
Да с тёплым хлебушком!

На экране:
Музыкальный фрагмент из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Царская невеста»

Подводим итоги урока.
Выставляем оценки за лучшие ответы и комментарии на уроке.






Рефлексия
Обрядовый фольклор – это
Составить синквейн слова - ФОЛЬКЛОР


Домашнее задание:
Нарисовать сюжет любого обрядового фольклора.


V. Итог урока

Ребята, я уверена, что вам самим понравился сегодняшний урок.
Понравился он и нашим гостям, потому что вы отлично подготовились, блестяще справились с творческими заданиями и потому что мир народного творчества не может никого оставить равнодушным!
Он чрезвычайно богат и разнообразен.
Устное народное творчество- величайшее достижение русской национальной культуры!
Национальная культура - это национальная память народа, то, что хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь поколений.



На экране:
«Подлинную историю своего народа нельзя знать, не зная устного народного творчества.»
М Горький


Всем спасибо за урок!




15