Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте (подготовительная группа) по теме Дифференциация звуков [К]-[Х].














КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО
ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
(подготовительная группа).

Тема: Дифференциация звуков [К]-[Х].



Учитель-логопед МБДОУ № 127: Бердышева Т.Н.






















Мурманск




Тема: Дифференциация звуков [К]-[Х].
Цели:
1. Закрепление произношения и различения в произношении и на слух звуков
[К]-[Х]; развитие фонематического слуха и восприятия.
2. Развитие простых и некоторых сложных форм фонематического анализа
(выделение звука из слова, выделение слов с изучаемыми звуками, опреде-
ление места звука [К] и [Х] в слове).
3. Звуковой анализ и составление звуковых схем слов «кот» и «ход».
4. Деление слов на слоги.
5. Закрепление знания графического образа букв К и Х.
6. Развитие лексико-грамматических категорий (закрепление образования
формы родительного падежа существительных в ед. и во мн. числе).
7. Составление предложений по предметным картинкам (со словом «нет»).
8. Развитие слухового и зрительного внимания, зрительного гнозиса, мышле-
ния и памяти, конструктивного праксиса.
9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Оборудование:
1. Конверты с разрезными картинками (кувшин, халат, кукла, холодильник,
книга);
2. Схема характеристики звуков;
3. Индивидуальный материал для составления звуковых схем слов;
4. Демонстрационный материал для составления звуковых схем слов;
5. Фланелеграф;
6. Сказочные герои: Красная Шапочка и Хрюша;
7. Дидактическое пособие «Ромашки»;
8. Дидактическое пособие «Весёлый поезд»;
9. Изображения предметов с недостающими деталями, в названиях которых
есть звуки [К] и [Х] (халат без рукава, слон без хобота, заяц без уха, дом
без окон, машина без колёс) – на каждого ребёнка;
10. Простые карандаши (на каждого ребёнка).
Ход занятия:
1. Постановка цели:
- К нам в гости пришли Хрюша и Красная Шапочка. Они принесли конверты.
Чтобы узнать, о каких звуках мы будем говорить, нужно собрать разрезные кар-
тинки, которые вы найдёте в конвертах (дети достают из конвертов части кар-
тинок и собирают их).
- Что получилось у тебя? (У меня книга.)
- Какой 1-й звук в слове «книга»? ([К])
Аналогично логопед спрашивает про остальные картинки.
- Сегодня мы поговорим о звуках [К] и [Х]. У Красной Шапочки и Хрюши име-
на тоже начинаются на зв. [К] и [Х]. Закрепим правильное произношение этих
звуков и выделение их из слов; закрепим умение выделять слова с данными
звуками, определять место звука в слове, делить слова на слоги.
2. Произнесение и артикуляция звуков [К] и [Х]:
- Произнесите звук [К] (хором). Как произносится этот звук? (сжатый язык сту-
чит по «потолочку», тянуть его нельзя.
- Произнесите звук [Х] (хором). Как произносится зв. [Х]? (дуем на сжатый
язык, тянем звук).
3. Характеристика звуков [К] и [Х]:
На доске план-схема характеристики звуков.
[К] – согл., нельзя петь; глухой – горло «молчит»; твёрд. – произносим твёрдо.
[Х] – согл., нельзя петь; глухой – горло «молчит»; твёрд. – произносим твёрдо.
4. Воспроизведение слоговых рядов:
ка-ко-ку-кы ак-ок-ук-ык ка - ха ах - ак
ха-хо-ху-хы ах-ох-ух-ых ко - хо ох - ок
ко-кы-ку-ка ук-ык-ок-ак ку - ху ух - ук
хо-хы-ху-ха ух-ых-ох-ах кы - хы ых – ык
5. «Закончи слово»:
- Сейчас наши друзья посмотрят, как вы умеете подбирать в конце каждого сло-
ва нужный звук: [К] или [Х] – нужно правильно выбрать. А затем назовите
слово, которое получилось:
Ма.. (мак), ме.., пу.., песо.., вени.., возду.., носо.., вено.., мо.., гама.., вдо..,
охотни.., выдо.., будильни.., плато.., лопу.. .
6. «Соберём ромашки»:
- Красная Шапочка собирала на лугу ромашки. Вдруг подул сильный ветер, и
Все лепестки с них облетели, остались одни жёлтые серединки (на фланлегра-
фе 2 жёлтых кружка с буквами К и Х). Они не простые, а с буквами К и Х. По-
можем девочке соединить лепестки с серединками. Лепестки тоже не простые,
а со словами, в которых слышится звук [К] и [Х]. К серединке с буквой К нуж-
но прикрепить лепестки с картинками, в названии которых есть зв. [К], а с
буквой Х – лепестки с картинками, в названии которых есть зв. [Х] (у каждого
ребёнка на столе по 2 лепестка).
Дети выходят к фланелеграфу и соединяют свои лепестки с нужной середин-
кой, называют звук, который слышится, и его место в слове.
7. Физкультминутка:
А теперь всем детям встать, руки медленно поднять, (дети проговаривают
Пальцы сжать, потом разжать, руки вниз и так стоять. слова и выполняют
У нас славная осанка – мы свели лопатки. соответствующие
Мы походим на носках, а потом на пятках. движения)
Пойдём мягко, как лисята, и как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишка.
Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся – ёжик сладко потянулся.
Наклонимся вправо, влево и берёмся вновь за дело.
8. Звуковой анализ и составление звуковых схем слов «кот» и «ход»:
- Давайте вспомним, как вы умеете выкладывать звуковые схемы слов. Сколько
звуков в слове «кот»? (3 звука: [к], [о], [т]). Сколько квадратиков для схемы по-
надобится? (3)
Дети выкладывают схему слова каждый у себя, а логопед – на доске.
- Какой 1-й звук в слове «кот»? ([к] – синий квадрат)
- Какой 2-й звук? ([о] – красный квадрат)
- Какой 3-й звук? ([т] – синий квадрат)
- Сколько всего звуков? Сколько гласных? Какой? Сколько согласных? Какие?
- Сколько слогов? (1) Почему? (в слове только 1 гласный звук)
Аналогично проводится звуковой анализ и выкладывание схемы слова «ход».
- Посмотрите на обе схемы слов. Они разные или одинаковые? Отличаются ли
эти слова произношением? Что разного в словах? (в слове «кот» 1-й звук [К], а
в слове «ход» - [Х]).
Здесь берётся во внимание только звуковое оформление слова «ход» - [хот], а
не буквенное.
9. «Весёлый поезд»:
- Хрюша очень любит кататься на поезде. Вот и сейчас он решил прокатиться
на нём. Поезд не простой, а со слогами (на доске – изображение поезда с
тремя вагонами, на столе у каждого ребёнка – по 2 картинки). Нужно поселить
в 1-й вагон картинки со словами, в которых 1 слог, во 2-й вагон – картинки со
словами, в которых 2 слога, в 3-й вагон – картинки со словами, где 3 слога (де-
ти выходят к доске и крепят картинки в соответствующие вагончики, озвучи-
чивая свой выбор).
10. Составление предложений со словом «нет» и дорисовывание рисунков:
- Хрюша – художник. Он очень любит рисовать (на столах у детей изображе-
ния предметов с недостающими деталями: заяц без уха и т.п.). Но, по-моему,
он не дорисовал свои рисунки. Внимательно рассмотрите их и составьте
предложения со словом «нет» (У халата нет рукава.)
- Назовите в этих предложениях слова со звуками [К] и [Х] (рукав, халат).
- А теперь дорисуйте недостающие детали (дети простыми карандашами дори-
совывают халату – рукав, зайцу – ухо, слону – хобот, дому – окна, машине –
колёса).
11. Подведение итогов и оценка работы детей:
- О чём говорили на занятии?
- Чему учились?
- Хрюша дарит вам свои рисунки на память.


15