Технологическая карта урока по информатике 5 класс Передача информатики


Технологическая карта урока информатики в 5 классе
Тема урока: Передача информации.
Цели урока: Создание условий формирования представления об информационном процессе передачи информации;
ввести понятия «источник», «приёмник», «информационный канал связи»; познакомить со схемой передачи информации;
закрепить у обучающихся полученные знания при выполнении практических заданий.
Образовательные Передача учащимся системы знаний о передачи информации.
Развивающие Развитие алгоритмического, критического, логического стилей мышления.
Воспитательные Воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих силах. Ответственность за принятие решения, за результат.
Тип урока Урок «открытия» нового знания (ОНЗ).
Форма урока Комбинированный
Основные понятия, изучаемые на уроке
Источник информации.
Приёмник информации.
Информационный канал связи.
Помехи.
Планируемые
результаты Личностные: понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.
Метапредметные:
регулятивные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
познавательные: узнавать, называть, сравнивать и характеризовать объекты окружающей действительности;
коммуникативные: инициативное сотрудничество – задавать вопросы, использовать речь для регуляции своей деятельности.
Предметные:
понимание единой сущности процесса передачи информации, знать схему передачи информации, иметь представление о канале связи между получателем и передающим.
Формы контроля Фронтальный опрос, тестирование.
Оборудование Приложение 1 (жетоны - для оценивания знаний учащихся на уроке).
Приложение 2 .Карточки для парной работы учащихся (ситуации передачи информации)
Приложение 3. Рефлексия.
Книга «А.С. Пушкин - детям».
Здоровьесберегающие технологии Динамическая пауза, физкультминутка
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока Деятельность учителя Осуществляемая деятельность учащихся Формы организации взаимодействия Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества) Промежуточный контроль
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Приветствие.
Дети, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь соседу по парте и пожелайте ему хорошего настроения. Я также желаю вам прекрасного настроения и активной работы на уроке. Сегодняшний урок я хочу начать с рассказа о растении “Стыдливая мимоза”. Стебли с колючими шипами, загнутыми книзу. При прикосновении к листочкам или попадании на них капелек воды они попарно складываются и опускаются (отсюда получила название "стыдливая"). Родина такого цветка - Бразилия. Как вы думаете почему так происходит? (добиться ответа, что происходит передача информации) Внимательно слушают, участвуют в диалоге с учителем Фронтальная,
беседа Личностные: эмоционально-нравственную отзывчивость.
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Устные ответы, организация рабочего места
2. Постановка целей и сообщение темы урока. Значит, какое информационное действие мы с вами изучим?
(Передача информации)
Тема сегодняшнего урока: «Передача информации».
На уроке мы выясним, как происходит процесс передачи информации, что называется источником, приемником информации, информационным каналом, выясним, от чего зависит качество, передаваемой информации.
- Для объективного оценивания, на уроке я буду вам вручать за каждый правильный ответ жетон (приложение 1). Чем больше жетонов вы получите, тем выше будет ваша оценка за урок. Отвечают на вопросы.
Строят понятные для партнера высказывания.
Работают в тетрадях. Фронтальная,
беседа Регулятивные: подвести под понятие на основе распознавания.
Познавательные: формировать собственное мнение.
Сформулированная тема урока.
Определена цель и задачи урока.
Устные ответы
3. Повторение и актуализация опорных знаний. - Чтобы результат урока был хорошим, и вы освоили новые знания, повторим материал прошлого урока. Ведь повторение – мать учения!
Работа с классом:
Что такое информация?
(Информация – это знания, сведения, новости, которые человек получает из окружающего мира при помощи органов чувств)
Какие виды информации вы знаете?
(По способу восприятия: зрительная, звуковая, обонятельная, осязательная, вкусовая; по способу представления: текстовая, графическая, звуковая, числовая, видеоинформация)Как человек хранит информацию?
(В своей памяти и на носителях)
Что такое носитель информации?
(Носитель информации – это любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации.)
Какие носители информации вы знаете?
А какими пользуетесь чаще всего?
(бумага, флеш-накопитель, диск)
Назовите древние носители информации.
Какие современные носители информации вам известны?
(бумага, магнитные и лазерные диски, флеш- накопитель, магнитная лента, видеолента, фотопленка
Вспомните, какие действия с информацией мы уже изучили?
(Сбор, хранение информации)
Как называются действия с информацией?
 (Информационные процессы) Отвечают:
«О действии хранения информации и о информационных носителях»
Отвечают на вопросы. Фронтальная
Личностные:
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом
Регулятивные: выделение и осознание того, что уже известно учащимся
Познавательные: формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация Коммуникативные: умение слышать и слушать Воспроизведение ранее изученного, установление преемственности связей прежних и новых знаний. Устные ответы
4. Физ. пауза для глаз. Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до 5.
Повторите 3 раза. Выполняют упражнения Фронтальная Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье 5. Объяснение нового материала. Посмотрите  на эти объекты (на столе стоит компьютер, лежат телефон, книга, письмо, стопка тетрадей) и скажите, какое действие с информацией они помогут нам выполнить?
(Передать информацию, передача информации)
Люди постоянно участвуют в действиях, связанных с передачей информации. Приведите, пожалуйста, примеры из жизни, когда вы получали или передавали информацию?
(Звонок по телефону – и получал, и передавал информацию)
(Получал письмо, писал письмо)
(Смотрел новости по телевидению)
Верно, все эти средства передачи информации будем называть информационными каналами связи.
Сколько сторон участвует в процессе передачи информации?
(Две)
Одна - … (передает информацию). Другая - …(получает информацию).
Их называют источник информации и приёмник информации.
Кого мы называем источником информации?
(Того, кто передает информацию)
А приёмником?
(Того, кто получает информацию)
Изобразим это в виде схемы 1 ученик у доски, остальные в тетрадях.
приёмник
источник
Канал
Связи
Теперь сравните свой вариант схемы с правильным ответом.
Молодцы. Другого варианта быть не может.
Вывод: Итак, мы выяснили, что процесс передачи информации происходит по данной схеме, в которой:
Источник – объект, который передает информацию.
Приёмник – это объект, который получает информацию.
Информационный канал – это средство передачи информации. Дети отвечают на вопросы учителя.
1 ученик у доски,
Остальные работают в тетрадях.
Сравнивают свои варианты схемы с правильной схемой.
Смотрят на экран, слушают учителя и запоминают определения.
Фронтальная беседа, индивидуальная,
Личностные: ценностное отношение к окружающему миру.
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата.
Познавательные: определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. Понимание как происходит процесс передачи информации Устные ответы, самопроверка
6. Самостоятельная работа. Работа по карточкам. Заполните таблицу в тетради. (Раздать карточки с ситуациями перед уроком. Приложение 2.)Нарисуйте таблицу в тетради. Прочитайте предложения и заполните таблицу.
Источник информации Приемник информации
Школьник читает текст в учебнике. Бабушка читает письмо. Мальчик просыпается от звонка будильника. Человек читает объявление в газете. Завуч вывешивает листок с расписанием. Диспетчер сообщает об отмене рейса автобуса.
- Для проверки ученик работает у доски. Остальные, обменявшись тетрадями, выполняют взаимопроверку.
- Какой вывод можно сделать из работы о возможном количестве источников и приёмников при передаче информации? Вывод: в процессе передачи информации может участвовать несколько источников и приемников информации.
- Работаем в парах.
Приведите примеры из жизни, из сказок или м/ф, где информация передается по предложенной схеме.
Впишите свои варианты в карточку.
Источник: - Приёмник:
Источник:– Приёмники:
Источники: - Приёмник:
Передайте свою информацию классу – назовите свои примеры.
-Важно, чтобы в процессе передачи информация она передавалась быстро, без искажений и помех. Приведите примеры жизненных ситуаций, когда передача информации происходила с помехами. Берут на парте карточки с заданием. Слушают объяснение учителя.
Ребята работают самостоятельно, приводят свои примеры.
Отвечают на вопрос.
Ребята работают парами
Приводят примеры Индивидуальная, работа в парах. Личностные:
владение умениями организации собственной учебной деятельности
Регулятивные: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу
Познавательные:
умение подводить под понятия
Коммуникативные:
интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор своих примеров. Письменная работа, взаимопроверка
7. Физ. пауза.
1. Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Пошевелите пальчиками.
2. С помощью жестов передайте мне информацию о том:
а) как вы прощаетесь с провожающими (помашем им ручками).
б) как вы смотрите вдаль.
в) что вам холодно.
г) о том, что вы победили в соревнованиях.
Молодцы, спасибо. Присаживайтесь. Выполняют упражнения Фронтальная Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье Физкультминутка 8. Первичное осмысление и закрепление полученных знаний.
Учитель показывает книгу «А.С. Пушкин - детям».
1. Чем является эта книга?
(Это носитель информации. Если читаем книгу, то она источник информации.)2. Послушайте отрывок одной из сказок:
… Шлет с письмом она гонца,
чтоб порадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой БабарихойИзвести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого …
3. Назовите источник информации, ее приемник и информационный канал.
(Источник – царица; Приёмник – царь Салтан; Каналы связи – гонец)
4. Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации?
(Помехи – ткачиха, повариха, Бабариха)
- Скажите, из какой сказки этот фрагмент? Назовите (полное) точное название этой сказки.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») Отвечают на вопросы

Беседа, фронтальная
Личностные:
владение первичными навыками анализа
Регулятивные:
умение определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата
Познавательные:
умение самостоятельно создавать способ решения проблемы
Коммуникативные:
Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, ответы на вопросы. Устные ответы
9. Практическая работа.
1. Встаем и проходим за компьютеры.
2. Повернитесь все ко мне.
- Сейчас вы будете обмениваться информацией с компьютером.
- Вам необходимо выполнить тренировочные задания по сегодняшней теме из рабочей тетради №7 (1-4) стр.13, а передавать информацию в процессе выполнения этих заданий вы будете компьютеру.
- У кого возникнут трудности – поднимите руку.
- Приступайте к работе.
Учитель во время практической работы контролирует процесс выполнения заданий, оказывает помощь.
- Выполнение интерактивного теста на компьютере.
Самопроверка, результат показан на экране компьютера. Проходят за ПК.
Слушают объяснение
учителя.
Выполняют задание №7 (1-4) стр.13 из рабочей тетради.
Индивидуальная Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации.Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Выполнение заданий на компьютере из рабочей тетради. Решение кроссворда. Самопроверка
10. Итог урока.
Вопросы: 1. Какой информационный процесс мы разбирали сегодня на уроке?
2. Назовите участников этого процесса?
3. Как называются средства передачи информации?
Молодцы.
- Сегодня за урок каждый получил жетоны. Три ученика с наибольшим количеством жетонов получат «5».
- Запишите в тетрадь полученное число своих жетонов. Я переведу ваши их в оценки за урок.
- Жетоны положите в тетрадь. Отвечают на вопросы Фронтальная
Познавательные: ориентируются в своей систем знаний.
Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний. Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок. Устные ответы
11. Домашнее задание. 1. Знать определения источника, приёмника, информационного канала связи.
2. Работа с учебником:
§ 6 стр. 41 Дети записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. Фронтальная Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач. Понимание домашнего задания. Задания
12. Рефлексия.
Оцените себя, как вы поняли материал сегодняшнего урока.
- У вас на партах есть смайлики, выберите в соответствии с образцом свой смайлик: Понял все, Понял, но не все, Ничего не понял. Положите в тетрадь и передайте мне. (Приложение 3.)
- Спасибо за урок. Желаю успехов в дальнейшей работе! Выбирают смайлик Фронтальная Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Осмысление учащимся информации, полученной на уроке.