Логопедическое занятие по теме Дифференциация звонких и глухих согласных В-Ф


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа №9 для обучающихся с ОВЗ»
Г.Егорьевск, ул. Владимирская, д. 1а
Дифференциация звонких и глухих согласных
В(В’) – Ф(Ф’)
Логопедическая коррекция 4 класс
Провела учитель-логопед
Макарова Ольга Александровна
Тема. Дифференциация В(ВЬ) –Ф(ФЬ) в слогах, словах.
Цели. выработать умение правильно произносить и различать [в], [ф.] в сильной позиции, в устной и письменной речи, через работу с моделями и словами, игру “мяч”; обозначать их на письме соответствующими буквами.
совершенствовать фонемный анализ и фонематическое восприятие через игру “колокольчики” и “шифровальщики”.
продолжаем развивать мелкую моторику, зрительное внимание, логическое мышление, слуховую и зрительную память, через игру “пуговица”, «лишнее слово»
уточнять словарный запас детей через объяснение непонятных слов.
Оборудование:  буквы В-Ф, зеркала, пуговицы для игры “пуговица”, модели-колокольчики и наушники, схемы и характеристики звуков, картинки, карточки со словами, компьютерХОД ЗАНЯТИЯ
I. Орг.момент.
Каждому ученику при входе раздаются картинки с [в], [ф.].
- Здравствуйте, ребята. сядет тот, у кого картинки с услышанным заданием
с [ф] в начале слова (фонтан)
с [в] в начале слова (ванна)с [ф] в конце слова (шкаф)
с [в] в середине слова (павлин)II. Повторение пройденного материала.
–Ребята, давайте вспомним, что мы с вами проходили на прошлом занятии. (Звонкие и глухие согласные)
–Давайте повторим. С помощью чего образуются согласные? (языка и губ)
- Как образуются звонкие и глухие согласные? (звонкие согласные образуются, когда в горле начинает «звенеть колокольчик», а у глухих согласных «колокольчик» молчит)
- Правильно.Молодцы.
– А как еще можно проверить работу «колокольчика»? ( Можно закрыть ушки и под пальчиками мы почувствуем дрожание-«волны» – это звонкие, а если их нет, то это глухие согласные)
– Молодцы!
Постановка цели урока.
- Ребята, скажите какой первый звук в слове варежки, фонарь? ([в], [ф]). Значит, какие звуки будем различать сегодня на занятии? (В – Ф)
- Молодцы! А теперь давайте, сравним артикуляцию звуков В-Ф, возьмите зеркала в руки и произнесите поочередно звук В, звук Ф
III. Уточнение артикуляции [ф], [в].
–Где живут эти звуки? ( на губах и зубах)
–Что скажем про звук В? (Он согласный, звонкий, твердый). Что скажем про согласный ВЬ? (он согласный, звонкий, мягкий).
– Какой звук Ф? (он согласный, глухой, твердый)
– Что скажем про звук ФЬ? (он согласный, глухой, мягкий).
– Правильно! Молодцы.
[ф], [в] – что общего у этих звуков? (губно-зубные, согласные, щелевые, имеют мягкую пару).
– А чем отличаются эти звуки? (по написанию, по звонкости - глухости).
Распределение картинок под символами. СЛАЙД 2
IV. Закрепление произношения изолированного звука. Развитие речевого дыхания и голоса.
Физминутка.
Игра “пузырь” (дети встают в круг или сидя за партой выполняют движения руками)
– Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой и не лопайся! (дети по сигналу расширяют круг, потом сближаются к центру, выпуская с шумом воздух: ф-ф-ф-ф.– Ребята, а теперь давайте, изобразим, как вертится мельница (вертят руками и произносят звук: в-в-в-в).
V. Развитие тактильных ощущений.
Скажите, а как мы на письме обозначаем эти буквы, из каких элементов состоят эти буквы? чем отличается написание? Давайте, определим это, посмотрите на доску..Подбоченясь, пляшет лихо
Ф - большая щеголиха
На что похожа буква Ф: ребенок стоит “руки в боки”.
А на что же похожа буква В?
На букве В объеду весь свет,
Ведь буква В – велосипед.
А на что еще похожа буква В.
Выложите “дежурные” буквы из пуговиц на бархатной бумаге (говорю каждому конкретно какую), а сосед, закрыв глазки, на ощупь, определяет, что за букву вы выложили, придумайте слово с этими буквами.
VI. Развитие фонематического слуха и восприятия.
А теперь отдохнем. У вас у всех на партах лежат модели колокольчика и наушника.
Я произношу слова, а вы, если услышите [ф], поднимаете …, а если [в], то … . Понятно?
Флаг, ворона, корова, воздух, голова, муфта, вокзал, фрукты, квас.
VII. Дифференциация [ф],[в] в слогах.
Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число.
а) Я диктую слоги и звукосочетания, а вы должны в строчку записать первую букву каждого слога.
Ва, вы, фа, фу, во, вы, фы, ва, флю, фла, вла, фла, вро, фло, флы, вка.
б) разделите тетрадь на 2 части:
Запишите в нужный столбик следующие слоги: ва, фа, фу, вы, фы, вы, фо, ву.
 ФИЗМИНУТКА
Игра “Мяч” я бросаю мяч и произношу слог ВА, ребенок кидает мне, и заменяет согласный на - ФА.
ВО… ФУ…ВА.. ВЫ… ФО…ФЫ… ВУ… ВЭ..
V111Развитие зрительного внимания и памяти.На доску вывешивается таблица:
Ва – фа
Фа – ваВа –фа – ваФа – ва – фа
Фа – ва – ва – фа Слайд6– Посмотрите внимательно на таблицу, постарайтесь запомнить 3 первые строчки, запишите по памяти.
Игра “пуговица” (для расширения объема и полей зрения. Выкладывание буквы В или Ф. Сосед по парте с закрытыми глазами на ощупь узнает букву.
1X. Развитие фонетического анализа
Игра “ шифровальщики” Слайд 7 Герои сказок Вовочка и Федора
Слайд 8
– Федора и Вовочка записали слова, но перепутали все буквы. Поможем им навести порядок. По щелчку читаем вновь получившиеся слова.
Гимнастика для глаз
2-й вариант
– Я читаю слова, а вы записываете в тетрадях, только “дежурную” букву и отмечаете цифрой место, на котором она стоит. Помогут картинки.
Слова: пофыркать, фуфайка, кофта, кровать, салфетка, вата.
Ф-3, ф-1,3; ф-3, в-4, ф-4, в-1.
Слайд 9
– Расшифруем слова и раздадим их Вовочке и Федоре.
X. Работа с дидактическим материалом.
Карточки у детей. В словах пропущены буквы В– Ф
Коро_а, с_ёкла, _утбол, _етер.
Ту _ли, _онтан, ко_та, сли_а.
_агон, ко_рик, _ишка, _одопад.
_абрика, _иалка, сло_а, кон_ета.
X1. Закрепление пройденного на уроке.
Допиши словечко. (Угадавший слово ребенок выходит к доске и записывает его).
смелый, зубастый, клыкастый серый…. (волк)
голодная - мычит, сытая - жует, всем ребятам молоко дает…(корова).
четверо ребят в одной шубе сидят, а пятый в шубенке стоит в сторонке…(варежка)
ночью ухает, летает, днем спит, отдыхает…(филин)
составим графическую схему.
XII. Домашнее задание.
Нарисовать варежку и конфету.
XIV. Итог занятия
– Молодцы!
– Что больше всего понравилось на занятии?