Логопедическое занятие в 1 классе для детей с ОНР по теме: «Дифференциация парных звонких и глухих согласных». Лексическая тема «Зима».


Логопедическое занятие в 1 классе для детей с ОНР по теме: «Дифференциация парных звонких и глухих согласных»
Цель: Дифференциация парных звонких и глухих согласных. Лексическая тема «Зима».
Ход занятия
1. Организационный момент.Логопед: Здравствуйте, ребята! Рада встречи с вами! Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие. Я надеюсь, наша совместная работа сегодня будет успешной и порадует всех нас. Чтобы наша речь была красивой мы должны запомнить очень важное правило:Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре,Верно, четко говорим, никогда мы не спешим.Давайте повторим правило все вместе. (слайд 1)
3. Артикуляционная гимнастика
Логопед:  Проведем артикуляционную гимнастику. Возьмем зеркала. Я расскажу вам «Сказку о веселом язычке»Жил – был веселый язычок в своем домике. Вокруг домика язычка стоял заборчик (упр. Заборчик).
Язычок пошел гулять “лопата” , покатался язычок на санках (чашечка)
Вдруг подул ветер и язычок поежился (иголочка), спрятался в домик и закрыл за собой дверь.
Язычок не скучал дома, потолок побелил “Маляр” 
Язычок посмотрел на часы, они тикали: “тик-так”– “часики”
“Пора и мне отдохнуть”, - подумал Язычок.
-Ребята, когда нам нужен язык?
Язык нам нужен, когда мы едим, разговариваем.
- А кто нам помогает в том, чтобы наши слова было слышно? А в том, чтобы наши слова было слышно, нам помогает Голосок. Он тоже живет в домике.
– Где находится этот домик? Этот домик находится в горле. Голосок может спать, а может и не спать. Когда голосок спит, он тихонько сопит, давайте вместе послушаем: «с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш». А когда просыпается, то поет песни. И так звонко он это делает, что стенки домика Голоска начинают дрожать: «з-з-з-з», «ж-ж-ж-ж»! Дотрагиваемся ладонью до горлышка. 
2. Объявление темы занятия
Логопед: Ребята, вы догадались над какой темой мы будем сегодня работать. Скажите, что вам известно по этой теме? (Выслушиваются все ответы учащихся). (Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные образуют пары.) А что бы вы хотели узнать? (как научиться различать звонкие и глухие согласные)
Логопед: Тема нашего занятия – «Парные звонкие и глухие согласные».
-Ребята, посмотрите, к нам на занятие пришел гость.
-Здравствуйте, я – бабушка-Вьюга. Как вы думаете, почему я к вам пришла?
Пока я шла, сочинила чистоговорки, давайте вместе их проговорим:
Ма – ма - ма – на улице зима.
Жок – жок – жок – падает снежок.
Са – с а – са – замело леса.
Ду – ду – ду – в шубе я гулять иду.
За – за – за – шапка лезет на глаза.
- Какие вы молодцы, ребята, а можно я останусь с вами и посмотрю, как вы занимаетесь?
- Хорошо, бабушка-Вьюга, оставайся, а мы с ребятами продолжим.
 Посмотрите на экран. Вспомним, какие упражнения выполняют наши органы речи, когда мы произносим парные звонкие и глухие согласные (презентация): Б-П-губки смыкаются, В-Ф- верхние зубы прикусывают нижнюю губу, Г-К- язычок прячется за нижние зубки, Д-Т- язычок ударяется в верхние зубки как молоточек, Ж-Ш- язычок в форме чашечки за верхними зубками, З-С- губы улыбаются, язычок за нижними зубками.
Итак, мы сделали с вами важное открытие: пары звонких и глухих согласных
имеют определенную одинаковую артикуляцию.
Главное их отличие друг от друга – это работа голосового аппарата.
1. Ребята, возьмите, пожалуйста, наши сигнальные карточки. Я буду произносить звуки, если вы услышите звонкий звук, то какую карточку вы поднимите? А если глухой?
2. Я раздам вам шнурки и буквы звонких и глухих согласных. Один из вас распределит на шнурок буквы звонких согласных, а другой – глухих. Хорошо, проверьте друг у друга получившееся. Проверим вместе.
-Послушайте внимательно, что вы слышите? (звукозапись шума ветра) - Какой зимой бывает ветер? Как дует ветер?
Выполним упражнение: сдуй снежинку. Возьмем снежинки. Вдох – носом, выдох – ртом. Слабый ветерок. Ветерок подул сильнее. Сильный ветер. Хорошо, молодцы.
- Ветер стих и мы можем отправиться на прогулку.
Приготовили пальчики и повторяем за мной.
Пальчиковая гимнастика
Зимняя прогулка(Загибаем пальчики по одному)Раз, два, три, четыре, пять("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)Мы во двор пришли гулять.("Лепим" комочек двумя ладонями)Бабу снежную лепили,(Крошащие движения всеми пальцами)Птичек крошками кормили,(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)С горки мы потом катались,(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)А ещё в снегу валялись.(Отряхиваем ладошки)Все в снегу домой пришли.(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)Съели суп и спать легли.
- Понравилась вам зимняя прогулка?
- Что вы делали? (воспроизведение слов – действий) А что вы еще можете делать на прогулке зимой?
3. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами таблица со слогами.
Ба Со Па
Да ЗоТа
Прочитайте слог в верхнем левом углу, теперь две клеточки направо; одна клетка налево, одна клетка вниз; одна клетка налево, две клетки направо.
4. Теперь возьмите ручки и срисуйте с доски такие же точки. Я буду называть слоги, а вы на месте точек записывайте буквы, обозначающие звонкий или глухой согласный.
ВА БА
СО
ЖИ ДЫ
Соедините точки, на которых вы записали буквы звонких согласных. Какая геометрическая фигура у вас получилась? А какие еще геометрические фигуры вы уже знаете?
Теперь немного отдохнем. Вставайте около своих парт и повторяйте за мной.
Здравствуй, Зимушка-зима!           (кланяемся)Что в подарок принесла?            (разводим руки в стороны)Белый снег пушистый,                (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)Иней серебристый                     (встаём, поднимаем руки вверх)Лыжи, санки и коньки,               (имитируем движения лыжников и конькобежцев)И на ёлке огоньки!                     (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)-Ребята, покажите, без слов, как вы радуетесь первому снегу.
- Дрожите от холодного ветра.
У вас есть карточки с буквами, а также колокольчики и наушники. Я буду загадывать загадки, если слово-отгадка начинается на звонкий согласный, то вы кладете на букву, с которой начинается данное слово - колокольчик, если на глухой согласный, то вы кладете на букву наушники. Начнем.
Г ЗьК С
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла... (зима)

Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек —
Их укрыл пушистый...  (снег)
Два стальных блестящих братца
По катку кругами мчатся.
Лишь мелькают огоньки.
Что за братики? (Коньки)
Я большой любитель санок.Встану утром спозаранок,Обзвоню своих ребятИ девчонок – всех подряд.Будем вместе веселиться-Нужно только вниз скатиться.Если есть у снега корка -Всё, тогда готова … (ГОРКА).
Проверим получившееся.
Посмотрите на картинки, найдите на ней предметы, названия которых начинается со звонких или глухих согласных. Придумайте предложение со своими словами.
Итог занятия
Ребята, чем мы занимались на занятии? (учились различать звонкие и глухие согласные)
Какое задание понравилось больше всего?
Какое задание показалось трудным?
-А тебе, бабушка-Вьюга, было интересно у нас?
Конечно, я сегодня узнала столько нового. И поняла:
Чтобы случаев не было таких неясных,И ответов не было плохих.Прислушайтесь к звучанию согласных,Чтоб не путать звонких и глухих! Спасибо вам, до свидания.
Инструкция: Я раздам вам снеговичков, а вы нарисуйте и подарите им своё настроение.
Теперь пришло время прощаться. Давайте встанем в круг
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед правую руку (получается пирамида из ладошек) и говорят слова: “Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!” Спасибо, ребята, до свидания.