Конспект занятия «Дифференциация звуков [б — д], [б’ — д’] и букв б, д в словах и предложениях»

«Дифференциация звуков [б - д], [б’ - д’] и букв б, д в словах и предложениях»

Класс: 3б, учащиеся с нарушением чтения и письма, обусловленное ЗПР

Цель:
Дифференциация звуков [б - д], [б’ - д’], закрепление написания букв б-д, различие их на письме.

Задачи:
1. Коррекционно - образовательные
- Закрепление правильного произношения звуков [б - д], [б’ - д’], написания букв «б», «д» в словах и предложениях

2. Коррекционно - развивающие
- Развивать зрительное восприятие, оптико-пространственные и кинестетические представления, слухоречевую память
- Совершенствовать фонематические представления, навыки фонематического анализа и синтеза, анализа предложений на слова.
- Формировать грамматически правильную речь, способствовать развитию фразовой речи.
- Совершенствовать двигательные функции руки, мелкую моторику пальцев рук.

3. коррекционно - воспитательные
- Воспитание положительной учебной мотивации

Оборудование:
Стилизованный рисунок белки
Наложенные изображения «Птицы и животные»
Рисунок «Буквенные кружева» и маркеры
Игра «Паутинка»
Игра «Змейка»
стилизованные изображения букв б, д

План занятия
Организационный момент.
Развитие зрительного восприятия
Логопедическая часть занятия:
Развитие слухоречевой памяти
Повторение артикуляции и характеристика звуков [б], [д] и написания букв б, д.
физминутка
Развитие кинестетических и оптико-пространственных представлений
Работа над слоговым синтезом
Анализ предложений
Итог занятия

Ход занятия
Организационный момент
Детям предлагается собрать разрезные картинки барабана и дыни.
- Ребята что изображено на ваших картинках? Какой первый звук в названиях изображений?
- Молодцы, правильно! Сегодня мы с вами продолжим работу по изучению этих букв.

Развитие зрительного восприятия

Детям предлагается стилизованное изображение белки, нарисованное с помощью букв. (слайд 2)
- Ребята, посмотрите на изображение. Назовите буквы, которые использованы в рисунке. (ш, т, я, в, п, э, ь, ж, л, с, ф.)
- Молодцы!

III. Логопедическая часть занятия
Развитие слухоречевой памяти
- Послушайте слова. Из них запишите в тетрадь только те, которые включают в свой состав звуки [б], [д] и их мягкие аналоги.
Речевой материал: бурундук, помидор, бегемот, дерево, весы, гвозди,
- Что объединяет эти слова?
- Какие слова вы записали? Давайте проверим, правильно ли вы сделали (на мониторе изображения правильных слов) (слайд 3)

2. Повторение артикуляции и характеристики звуков [б], [д] и написания букв б, д

- Как произносятся звуки [б], [д]? (В произношении звука [б] участвуют губы. В произношении звука [д] участвует язык, поднимающийся к небу. Оба звука, согласные, звонкий и могут быть твердыми и мягкими.)

На экране изображение наложенных контуров «Птицы и животные» (слайд 3)
- Посмотрите на изображение, кто здесь нарисован? (дятел, лебедь, белка, бабочка
·) (слайд 4)
- на кого из этих живых существ похожа буква б? (на белку) А буква д? на дятла?
На мониторе стилизованные изображения букв б, д. (слайд 5)
- Посмотрите внимательно, что общего в написании букв б, д? (в их состав входит овал)
- А чем различаются буквы б, д ? (у буквы б «хвостик» смотрит вверх, у буквы д – вниз, в состав буквы входят разные элементы)

3. Развитие кинестетических и оптико-пространственных представлений
Детям предлагается рисунок «Буквенные кружева», варианты 1, 2.
- На рисунках, которые находятся перед каждым из вас, изображены «Буквенные кружева». Маркером обведите букву б по контуру, у буквы д обведите элемент «длинная наклонная прямая с закруглением внизу».

4. Физминутка
Буратино
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

5. Работа над слоговым синтезом
Давайте посмотрим на монитор! Перед вами игра «Паутинка»
- Внутри «Паутинки» спрятаны слова. Слова разделены на слоги. Слоги написаны в квадратах, если мы правильно соединим слоги по цвету, то получится слово.(слайд 6)
- Что у вас получилось? (дятел, рябчик, стакан, дупло, банан, воробей, медведь).
- Эти слова лежат в конверте, достаньте их. Ребята, которые сидят на 1 варианте, выбирают слова с буквой б, а которые сидят на 2 варианте слова с буквой д. (Проверка правильно ли дети отобрали слова).
- Одно слово осталось лишнее, почему?

6. Анализ предложений
Детям предлагается карточка для игры «Змейка» (слайд 7)
- Перед вами «змейка». Хоть змеи спят, но они приготовили для нас сюрприз. Внутри «змейки» спрятались предложения. Слова в предложениях объединились друг с другом. Мы должны отделить слова друг от друга, обозначить предложения.
- Прочитайте внимательно слова и расставьте точки.
- Какое первое предложение у вас получилось? Сколько слов в предложении? Запишите первое предложение. Не забудьте, что новое предложение пишется с заглавной буквы и в конце ставится точка.
- Какое второе предложение получилось? Сколько слов в предложении? Запишите второе предложение. И т.д.

- Давайте проверим, правильно ли вы записали предложения. (Слайд 8)

Все в лесу засыпано белоснежным снегом. Вот на полянку выбежал заяц. На нем белая шубка. Тепло ему в ней.

7. Посмотрите на монитор, здесь изображены ребусы. Давайте отгадаем, какие же слова спрятаны в ребусах. Отгадки запишем. (подвал, столб, бирка, крендель) (слайд 9, 10)
Подчеркните букву б одной чертой, д двумя чертами.

V. Итог занятия
1. С какими звуками и буквами мы сегодня с вами работали?
2. Получилось ли без ошибок выполнить все задания?
3. Что было трудно, почему?
4. Что понравилось более всего?
5. С каким настроением вы уйдёте с занятия?

15