Конспект фронтального логопедического занятия Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п – т в словах, предложениях, тексте.(2-3 классы)


Конспект фронтального занятия. (2-3 класс)


Логопедическая тема: Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п – т в словах, предложениях, тексте.
Лексическая тема: Игра – путешествие «Поиски пиратских сокровищ». Грамматическая тема: Имя существительное.
Цель: Дифференциация рукописных букв п – т на письме.
Задачи:
Образовательные: Учить различать звуки [п – т], буквы п – т на письме. Автоматизировать графокинетический образ букв п – т на материале слов, предложений и текста. Учить определять род имен существительных.
Коррекционные: Развивать зрительно-пространственное восприятие, представление. Развивать зрительный гнозис и мнезис. Развивать фонематический анализ и синтез. Активизировать словарь по лексической теме занятия: «Поиски пиратских сокровищ». Развивать внимание, зрительную память, мыслительные процессы. Развивать общую и мелкую моторику рук. Развивать навык самоконтроля.
Воспитательные: Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.
Воспитывать вежливое отношение к товарищу. Прививать любовь к путешествиям.
Оборудование: интерактивная доска, презентация «Поиски пиратских сокровищ», контейнеры для индивидуальной работы с песком, таблицы для составлений предложений, парта для работы с песком и водой, компас, монеты, составляющие слово «знания», светильник «Пламя», массажные коврики, эмблемы морских обитателей, карта (фрагменты).
Содержание занятия.
I. Организационный момент. Сообщение темы занятия. (Слайд 1)
1.Развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки.
Логопед дает указание учащимся:
- Сядьте так, чтобы между Сашей и Колей сидел Денис, а Алина сидела рядом с Сашей.
2.Сообщение логопедической темы. (Слайд 2)
- Сегодня мы отправимся в путешествие, а куда и с кем, мы должны узнать. Прочитайте буквы красного цвета. Что у вас получилось? (Слайд 3)
- Верно. Сегодня мы отправимся в путешествие с пиратом Попугаем, но это не просто путешествие. Мы будем искать настоящие пиратские сокровища.
- Когда-то давно Попугай был птицей одного известного пирата, который спрятал свои сокровища надежно от людей. Но Попугай помнит эту тайну и готов с вами поделиться. Вы готовы на время стать настоящими пиратами? Тогда в путь. (Слайд 3)
- Чтобы собрать карту старого пирата, мы должны выполнить все задания урока. Первое задание.
3.Уточнение связи звука и буквы. (Слайд 4-5)
- Назовите первый и последний звук в слове ПИРАТ.
- Дайте характеристику звуку |п,|. Какая строчная буква обозначает этот звук?
-Дайте характеристику звуку |т|. Какая строчная буква обозначает этот звук?
- Какие буквы сегодня будем различать? Запишите тему урока.
А). Зрительный гнозис букв. (Слайд 6-7)
Сравнение букв п - т по начертанию.
Из каких элементов состоит каждая буква? Какие элементы одинаковые?
Каким элементом отличаются?
Произнесение и письмо букв в воздухе ручкой.
Написание букв на песке. Игра «Кто самый внимательный?»
Обвести буквы по контуру. «Корабль на волнах».
Условное обозначение букв.
- Молодцы! Вы справились с заданием. Получите первый фрагмент карты.
II. Основная часть. (Слайд 8-9)
1) Дифференциация букв п-т на уровне слова.
- Чтобы найти клад, нам придется постараться и преодолеть различные препятствия.
Учащиеся разгадывают ребусы, пиктограммы слов: остров, мост, пистолет, пальма, парус, песок, канат.; записывают их в тетрадь, выделяют буквы п – т по заданию. Какой частью речи являются эти слова? Докажите. Какое слово здесь лишнее?
- Молодцы, выполнили и второе задание. Вот вам второй кусок карты.
3) Динамическая пауза. (Слайд 10)
( Может выполняться на массажных ковриках под музыку.)
Игра «Море волнуется».
Каждый из детей получает эмблему с изображением обитателя моря. По сигналу
(«Морская фигура на месте замри!») ребята должны максимально точно показать фигуры морских обитателей: рыбу, морского конька, морскую звезду, черепаху.
4) Зрительная гимнастика под музыку. (Слайд 11)
- Плыли мы, плыли, но вдруг на море начался шторм. Чтобы закрепится, нам нужно бросить якорь. Посмотрите внимательно на канаты. Якорь на том канате, на котором нет узла.
5) Дифференциация букв п-т на уровне предложения. (Слайд 12-13)
- После такого шторма произошло кораблекрушение, на берег выбросило много различных предметов (предметы в контейнере с водой), но лишь в одном из них хранится ценная информация. Попугай дает нам подсказку-шифр.
- Используя слоговую таблицу, расшифруй название данного предмета. (Бутылка)
- В этой бутылке хитрый пират спрятал указания, где зарыт клад. Нам нужно потрудиться и разгадать его послания.
Каждый ученик получает записку с зашифрованным предложением.
(Дифференцированное по сложности задание)
А) Составить предложение, распутав паутинку.
Б) Составить предложение по координатам слов
В) Составить предложение по подсказке-цвету
Г) Составить предложение по подсказке-рисунку.
- Подчеркните в предложениях главные члены*.
- Вы получаете третью часть карты.
6) Дифференциация букв п-т на уровне текста. (Слайд 14-15)
- Чтобы добраться до клада, нам необходимо из ваших предложений составить текст. Попугай вспомнил подсказку.
- Вы догадались, в каком порядке следуют предложения?
-У кого первое предложение? Прочитайте его. И т.д.
А) Пиратский корабль на остров плывет.
Б) На острове старая пальма растет.
В) Под пальмой письмо пират написал.
Г) Пират попугай то письмо передал.
- Попугай передает нам письмо Старого пирата. Пират был неграмотный, он допустил в письме ошибки. Исправьте их.
Плывипе на спров. Под тальмой разведите коспёр.
Опложите от тальмы при камня по спрелке костра.
- Вот вам четвертый фрагмент карты. Ура! Мы собрали карту. Используем письмо пирата, найдем клад.
7) Развитие высших психических функций.
Перед учениками появляется контейнер с песком, расположение всех объектов на песке соответствует плану на карте. Зажигается светильник «Пламя» (1-3 сек.), дети запоминают направление стрелки.
- Перед нами три сундука, но, ни одного ключа. Пират приготовил последнее испытание – «Морской бой». Сыграем. (Графический диктант)
- Какой сундук открыть? Как вы считаете? Проверим удачу? Наш сундук первый. А в нем монеты. Но что это за клад, сложите монеты согласно их достоинствам. Какое слово получилось? (Слайд 16-18)
III. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся.
Организованное окончание урока.
- Правильно. На любом занятии вы находите ценный клад – знания, которые всегда останутся с вами и помогут в трудную минуту. Что нового вы узнали сегодня на занятии? Какие звуки и буквы мы сравнивали? Спасибо за работу. Вы все сегодня молодцы. И вы получаете удостоверение настоящего пирата.

















13PAGE 15


13PAGE 14115










Заголовок 115