Конспект фронтального логопедического занятия Дифференциация звуков [С]-[Ц].


Форма учебного занятия: фронтальное.
Цель занятия: дифференцировать звуки [с]-[ц].
Учебные задачи:
Образовательные:
а) Учить находить сходство и различие в артикуляции звуков; различать звуки изолированно, словах;
б) Уточнять, расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Посуда».
Коррекционные:
а) Развивать фонематический слух, мыслительные операции (сравнение, обобщение, исключение), память
б) Формирование умения различать звуки в словах разной звуко-слоговой структуры.
Воспитательные:
а) Воспитывать трудолюбие, аккуратность;
б) Воспитывать доброжелательность, чувство товарищества;
в) Воспитывать контроль за правильным произношением звука в собственной речи и речи товарищей.
Предпосылки к универсальным учебным действиям:
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия для выполнения задания.
Познавательные УУД:
- находить сходство и различия в артикуляции звуков;
- классифицировать звуки по заданному основанию (звонкие-глухие согласные звуки);
- закреплять умение составлять предложения, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД:
- строить понятные для партнера высказывания;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Личностные УУД:
- самостоятельно оценивать собственную деятельность.
Активизация словаря: сотейник, самовар, термос, менажница.
Оборудование: рисунки геометрических фигур для развития пространственной ориентировки, предметные картинки по лексической теме «Посуда», разрезные картинки-блюдца, посуда, буквы «С» и «Ц».
Ход занятия
Этапы занятия Деятельность педагога Деятельность обучающихся
Организационный момент.
Мотивация Логопед вместе с детьми проговаривает слова, настраиваясь на занятие.
Логопед предлагает послушать отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Федорино горе»:
И кастрюля на бегу
Закричала:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
А за ними блюдца и стаканы
И бежит, бренчит, стучит сковорода;
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки, чашки да ложки
Скачут по дорожке.
- От кого бежит посуда? Почему?
- Правильно.
И ответила посуда:
Было нам у бабы худо,
Не любила нас она!
- Нам Федору все же жалко. Давайте поможем ей вернуть всю посуду. Для этого нам надо выполнить задания. - Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не спешим.
Дети соглашаются помочь Федоре вернуть посуду.
Актуализация знаний Логопед определить лишний предмет: сковорода, ножницы, хлебница, блюдце.
Артикуляционный уклад и характеристика звуков:
- В каком положении находятся губы, зубы, язык, когда произносим звук [С].
- Дайте характеристику звука [С].
- В каком положении находятся губы, зубы, язык, когда произносим звук [Ц].
- Дайте характеристику звука [Ц].
Сравнение букв и звуков [С] - [Ц]
- Чем отличаются звуки [С] - [Ц]?
- Чем отличаются звуки [С] - [Ц]?
Связь звука и буквы
- Мы сейчас произносили звуки, слышали их. А какими буквами они обозначаются? Ножницы, потому что - это инструмент, а все остальное посуда. Лишняя сковорода, потому что нет звука [Ц]).
- Звук [С] - губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в передние нижние зубы, боковые края прижимаются к верхним коренным зубам, струя воздуха холодная и сильная.
- Звук [С] - согл., глух., может быть мягким или твердым, парный.
- Звук [Ц] - губы в улыбке, зубы разжаты, сначала кончик языка делает смычку с зубами, затем отскакивает от зубов, боковые края прижимаются к верхним коренным зубам, спинка языка выгнулась горочкой. В момент произнесения кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов, звук [Ц] состоит как бы из двух звуков Т и С. Произносится резко, толчком – струя воздуха холодная, толчком.
- Звук [Ц] - согласный, глухой, всегда только твердый, даже если после него пишем буквы И, Е)
Звук [С] – согласный, глухой, твёрдый звучит тихо.
[Ц] – согласный, глухой, всегда твёрдый, звучит тихо.
- По-разному произносятся: [С] - длинно, а [Ц] коротко, отрывисто; С – один звук, а Ц состоит из 2 составляющих звука Т – С; обозначаются разными буквами и звук [Ц] не бывает мягким.
Дети соотносят звук и букву.
Постановка учебной цели - Ребята, вы догадались над какими звуками и буквами будем работать? Дети формулируют тему занятия.
Применение знаний на практике Развитие фонематического слуха
- Если, услышите звук [С] – покажите мне букву «С», а если [Ц], то мне букву «Ц».
Слова: стакан, миска, хлебница, тарелка, кастрюля, конфетница, нож, сковорода, перечница, солонка, вилка, блюдце.
- Что такое хлебница, конфетница, перечница, солонка?
Уточнение и расширение словаря по теме «Посуда»
- Давайте вспомним, какая посуда убежала от Федоры:
- В чём варят суп?
- В чём кипятят воду?
- В чём хранят сахар?
- В чём подогревают еду?
- Где лежит хлеб?
- Куда кладут салат?
- В чём жарится рыба
- В чём лежат конфеты?
- В чём подают молоко к столу?
3. - Давайте разделим посуду на группы: со звуком [С], расставляем на левой стороне, со звуком [Ц], на правой.
Картинки: кастрюля, миска, сковорода, стакан, самовар, маслёнка, солонка, сотейник, термос, поднос, хлебница, блюдце, конфетница, перечница, менажница, супница, сахарница, салфетница, салатница, селёдочница.
4. Звуко-слоговой анализ слова
- Найдите среди них посуду в названии, которого 4 слога, второй звук [а].
- Почему в слове сахарница – 4 слога?
- Назовите, какой звук мягкий?
- Какой 3-й звук в этом слове?
5. Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре. (чередовать удары ладошками и кулачками)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибать пальцы по одному, начиная с большого)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили, (загибать пальцы по одному, начиная с большого)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Поварешку разломали –
Так мы маме помогали!
6. Работа в тетрадях
7. Игра «Сосчитай от 1 до 10»
- Сосчитайте посуду от 1 до 10: стакан, сахарница. Дети выполняют задание.
- Хлебница - емкость для хранения хлеба и хлебобулочных изделий.
- Конфетница - вазочка для конфет.
- Перечница - небольшая баночка с мелкими отверстиями в крышке, в котором перец подают к столу и используют для хранения.
- Солонка - небольшая баночка с мелкими отверстиями в крышке, в котором соль подают к столу и используют для хранения.
- Суп варят в кастрюле.
- … (в чайнике)
- … (в сахарнице)
- … (в миске)
- … (в хлебнице)
- … (в салатницу)
- … (на сковороде)
- … (в конфетнице)
- … (молочнике)
Дети выполняют задание.
- Это сахарница.
- В слове «сахарница» 4 гласных звука.
Дети отвечают на вопросы полным ответом.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
Дети записывают в тетрадь незнакомые слова: сотейник, самовар, менажница, термос).
Дети выполняют задание.
Самостоятельная индивидуальная работа Составьте описательный рассказ о посуде по плану:
- Что это?
- Какого цвета?
- Какие есть части?
- Какой по размеру?
- Из чего сделан?
- Для чего служит? Дети составляют рассказ о посуде по плану.
Информация о домашнем задании Составить рассказ о посуде. Итог занятия (рефлексия) - Теперь посуда обязательно вернется к Федоре. Давайте на прощанье ей еще раз напомним Федоре, чем отличаются звуки [С] - [Ц].
- С какими новыми словами вы познакомились?
- Какое задание для вас было самым трудным?