Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Ж] — [Ш] в слогах, словах, предложениях»


КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Конспект фронтального логопедического занятия
по теме «Дифференциация звуков [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях»
Составитель: учитель – логопед
Кухмистрова Галина Михайловна
Тема: Дифференциация звуков [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях.
Цель: Формировать умение дифференцировать согласные по артикуляционным признакам.
Задачи:
- Закрепить знания о согласных звуках [Ж] - [Ш], учить выделять звуки [Ж] - [Ш] в слогах , словах, предложениях, закреплять знания норм орфографии;
- Развивать фонематический слух, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза на уровне слогов и слов, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память;
- Воспитывать положительную мотивацию к учению, трудолюбие и целеустремлённость в работе.
Оборудование: карточки с заданиями, картинки предметов, прямоугольники из картона белого цвета, квадраты зеленого, синего, красного цветов.
Ход занятия
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний. Здравствуйте, ребята! Проговорим правило красивой речи:
Говорим всегда красиво
Четко и неторопливо,
Звуки произносим внятно
Чтобы было всем понятно!
3. Сейчас мы с вами должны угадать тему нашего занятия. Послушайте стихотворение, и скажите, какой звук встречается чаще всего?
Камышам шуршала мышь:Ветер вам нарушил тишь!Шепчут тихо камыши: Тихо, мышка, не шурши!
-Какой же звук мы слышим чаще всего? ([Ш])
Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Я на ветке сижу
И жужжу, жужжу, жужжу!»
Дедушке седому.
-Какой же звук мы слышим чаще всего? (Ж])4. Целевая установка.
Мы будем сегодня работать? (со звуками [Ж] и [Ш], с буквами Ж (же) и Ш (ша))
II. Основная часть.
1.Психогимнастика.
- Посмотрите на эти лица, какие разные.
- Что они изображают? (страх, горе, удивление, интерес, вина)
- Изобразите злую Бабу – Ягу, доброго волшебника, печальную Алёнушку, огорченного Ивана – царевича.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Мы с вами выполним артикуляционные упражнения
Заборчик
Блинчики
ПарашютикЧасики
Чашечка
Вкусное варенье
Грибок.
2.Сейчас мы с вами должны угадать тему нашего занятия. Послушайте стихотворение, и скажите, какой звук встречается чаще всего?
Камышам шуршала мышь:Ветер вам нарушил тишь!Шепчут тихо камыши: Тихо, мышка, не шурши!
-Какой же звук мы слышим чаще всего? ([Ш])
Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Я на ветке сижу
И жужжу, жужжу, жужжу!»
Дедушке седому.
-Какой же звук мы слышим чаще всего? (Ж])3. Целевая установка.
Мы будем сегодня работать? (со звуками [Ж] и [Ш], с буквами Ж (же) и Ш (ша)).
4. Прослушайте ряды слов и повторите их в той же последовательности, быстро и чётко:
жа – ша – жажа – ша – жа – ша
ша – жа – ша
ша – жа – ша - жажу – шу – жуши – жи – жи – шишу – жу – шужи – ши – ши – жиА теперь посмотрите внимательно на доску, прочитайте слова:
жил – шил
уши – ужи
шар – жар
3.Скажите, чем различаются эти пары слов? (Буквами Ж и Ш). Давайте вместе дадим характеристику звукам, обозначающим буквы Ж и Ш:
[Ж] – согласный, звонкий, твёрдый;
[Ш] – согласный, глухой, твёрдый.
-Чем они похожи? Чем отличаются?
4. Рассказать артикуляцию этих звуковс по мнемотаблице.
5.Теперь вы должны самостоятельно выполнить задания на карточках: от данного слова необходимо образовать новое слово, заменив букву Ш на Ж.
Карточка №1
шила - …
шесть - …
шалость - …
широк - … тушить - …
крушить - …
машет - …
Саша - …
(После выполнения задания выполняется проверка, обращается еще раз внимание на то, с помощью чего были образованы новые слова).
6. Прочитайте внимательно слова записанные на доске, с указанием пропущенной буквы:
ж...лш...лош...пит
ж...вёт-Какую букву мы вставили во все слова? (и) А почему именно и? Припомните правило о написании слов с сочетанием жи–ши?
(Дети называют правило о правописании жи–ши).
7. Пальчиковая гимнастика.
Песня веселых ладушек.
Две ладошки у меня. ( Поочередно показывают ладошки).
Мы с ладошками родня. (Хлопки)
Будем с ними мы играть (Сжимаем и разжимаем кулачки).
Будем пальчики считать (Пальцы обеих рук соединяем с подушечками другой руки).
Раз, два, три, четыре, пять (Поочередно загибаем пальцы).
Вместе весело играть. (Хлопки)
8. На доске вы видите картинки, внимательно рассмотрите их. Определите наличие и место звуков [ж] и [ш] в названиях картинок
(Жёлудь – [ж] первый звук, шапка – [ш] первый звук, лягушка – [ш] пятый звук, жаба – [ж] первый звук, пирожное – [ж] пятый звук. Груша – [ш] четвёртый звук, жук – [ж] первый звук, баклажан – [ж] шестой звук, машина – [ш] третий звук, шина – [ш] первый звук).9. Физминутка.
10. “Найди лишний предмет”. Не забывайте, что игру предлагают вам звуки. На экране картинки:
Шуба, рубашка, шорты, жилет. (Какой предмет лишний? Почему? Где в слове жилет стоит звук [Ж]?
Ножницы, пассатижи, шпатель, ножовка.
Ежик, кошка, жираф, жеребенок.
Ложка, чашка, ножик, кувшин.
11.А теперь, ребята, вам предстоит выполнить коллективную работу. Посмотрите внимательно, на парте лежат прямоугольники, самый длинный – обозначает предложение, которое я вам назову, те, которые по короче – это слова в данном предложении. Еще короче – это слоги в данных словах, а квадраты (синего, зелёного и красного цветов) – это звуки из которых состоят данные слоги в словах. Теперь я назову вам предложение, а вам нужно составить правильную его схему:
Бабушка Женя испекла ватрушки

(Выполняется проверка)
Скажите сколько звуков? [Ж] и [Ш] встретилось в этом предложении? (Два звука [Ш], один звук [Ж]).
12. Игра “Доскажи словечко”, я буду вам зачитывать начало слова, а вы должны по смыслу добавить слог ЖОК или ШОК:
Ме....., пу....., пры....., лу....., пиро....., утю....., творо....., лапу....., сапо....., сне....., пету....., коре....., сти....., кру....., фла..... .
Последнее задание, я буду называть вам слова, а вы должны прочитать их обратно:
Ужи (ижу), шар (раш), мышь (шим), ножи (ижон), лыжи (ижил), лужи (ижул).
Итоги занятия.
1.Чему учились на занятии?
2. С какими звуками мы сегодня работали? С какими буквами?
3. Какое правило мы повторили?
4. Давайте ещё раз характеристику звукам [Ж] и [Ш]?
.