Конспект занятия Автоматизация звука в слогах, словах и фразах


Программное содержание:
1. Закрепить произношение звука [ш] в слогах, словах, фразовой речи;
2. Развивать фонематический слух, звуковой анализ; 3. Развивать логическое мышление, внимание, память.
4. Воспитание усидчивости;
Оборудование: зеркала, звуковые схемы; предметная картинка мышки; предметные и сюжетные картинки со звуком [ ш ]; картинки с изображением вишневого варенья, грушевого компота, пшенной каши, шоколадного мороженого.
Ход занятия
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята.
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию. Садитесь.
2. Артикуляционная гимнастика
– Сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил – был на свете невоспитанный Мышонок. Он никому не говорил “Доброе утро”. Рассердились на него все друзья и не захотели с ним дружить, и мама посоветовала ему быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться и встретиться с друзьями. Шел и увидел зайчика, который спрятался за забором.
Упражнение «Забор»
Подошел он к зайчику и громко пропищал: “Доброе утро!” Заяц улыбнулся и угостил Мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, побежал дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит.
Упражнение «Бублик»
Мышонок громко закричал ей: “Доброе утро!”. Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказывать, что мышонок стал вежливым. А он все бегал и кричал: “Доброе утро!”, – и так устал что, споткнулся и сел, высунув язычок.
Упражнение « Уставший язычок»
Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушата прыгают. Подбежал к ним зайчик и сказал: «Доброе утро!», они обрадовались ему и пригласили на чай.
Упражнение « Чашечка»
3. Характеристика звука [ш] по артикуляционным признакам.
– К нам в гости пришел этот Мышонок. Какой звук слышится в слове Мышонок?
– Верно, это звук [Ш]. Сегодня на занятии мы с ним поиграем.
– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?
– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?
– Верно, они круглые как бублик.
– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? (поднимается вверх)
- Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук [ш].
- А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]?
Поднесем ладонь ко рту и произнесем по цепочке звук шшшш.
– Итак, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Выходит струя теплого воздуха.
4. Произношение звука [ш] изолированно, в слогах.
– Ребята, наш гость Мышонок очень страшный шалун. Залезает он за ширму и шуршит там: шу – шу – шу. “Мышка!!!”, – кричат все пугаясь.
– Ребята, как шуршал Мышонок? (шу-шу-шу)
- Верно, произнесем по цепочке: шу – шу – шу.
– А теперь, выделяя первый слог ШУ-шу-шу.
– Последний слог шу-шу-шу.
– Какой звук стоит в начале этих слов?
5. Характеристика по акустическим признакам.
– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш. В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?
– В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали.
– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?
– Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?
– Глухой.
– А звук [ш] твердый или мягкий?
– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук.
6. Формирование фонематических представлений.
Играем в игру «Найди звук». Если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то хлопните в ладоши. Мышонок любит прятать вещи родителей. Собирается, например, его папа куда – то и начинает шарить, шарить по всем шкафам, ищет свои вещи. Папа ищет свои шлепанцы, штаны, рубашку, шарф, шляпу, а их нигде нет!
7. Произношение звука [ш] в скороговорках.
ыш-ыш-ыш-шумит под лавкой мышь.
шей-шей-шей-я боюсь мышей
ыш – ыш - ыш-боится кошки мышь
ошка – ошка - ошка-лови мышку кошка
- Молодцы.
8. Развитие звукового анализа и синтеза.
– Ребята, вспомните какие вещи папы спрятал Мышонок?
– Мы будем распределять эти слова на две группы: первая группа – звук [ш] слышится в начале слова, вторая – звук [ш] слышится в середине слова. Итак, я показываю картинки с изображением вещей, а вы называете, что на них изображено и где расположен звук в слове..
9. Физкультминутка
– Ребята Мышонок очень любит играть в разные интересные игры. Его любимая игра “Поезд”. Сейчас и мы с вами сыграем в нее. Давайте встанем все друг за другом в затылок, и, вращая согнутыми в локтях руками, будем двигаться по комнате, произнося звук ш за мной. Итак, поехал скорый поезд “Ш-ш-ш”.
10. Развитие звуко - слогового анализа.
- Когда мышонок шумит, то мы слышим ШУМ. Давайте разберем это слово по звукам
– ШШШУМ. Какой первый звук в слове «шум»?
– ШУУУМ. Какой второй звук в слове шум?
– ШУМММ. Какой третий звук в слове шум?
– Назовите все звуки по порядку.
– Назовите гласный звук.
– Назовите согласные звуки.
Дети выкладывают звуковую схему слова.
11. Согласование существительных с прилагательным. Логопед показывает картинки, относящиеся к данным словосочетаниям.
– А после того как Мышонок поиграет, он любит вкусно покушать. Он обожает варенье из вишни. Значит, варенье какое?
– Правильно вишневое. Любит компот из груш. Компот, какой?
– Верно, грушевый. А особенно он любит кашу из пшена. Каша, какая?
– Пшенная.
– Ну а на десерт он предпочитает мороженое с шоколадом. Значит мороженое, какое?
- Верно, шоколадное. А вы, ребята любите вкусно покушать?
Логопед показывает картинки, относящиеся к данным словосочетаниям.
12. Произношение звука [ш] в предложениях.
– А сейчас посмотрите внимательно на картинки и придумайте предложения со словосочетаниями: вишневое варенье, грушевый компот, пшенная каша, шоколадное мороженое.
– Молодцы. Я думаю, что наш гость Мышонок остался очень доволен вами.
13. Итог занятия.
– Итак, кто сегодня к нам приходил в гости?
– А какой звук мы сегодня повторяли?
– Правильно, звук [ш].
– Какой это звук? (это твердый, глухой, согласный звук)
– Чем мы еще занимались на занятии?
– Понравилось ли вам занятие?









15