Выступление на семинаре по теме Игры с английским алфавитом


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
ИГРЫ С АЛФАВИТОМ.

Игровые технологии обладают огромным потенциалом при обучении младших школьников на уроках английского языка и во внеурочное время и способствуют разностороннему развитию личности, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, базовым положением которого служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. В связи с этим, приоритетным становится использование активных методов обучения, которые способствуют развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.
Игровые технологии рассмотрены как средство реализации системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС.
Основной принцип системно-деятельностного подхода при обучении английскому языку состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся сами получают информацию, в процессе исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы организовать эту исследовательскую работу учеников, а чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.
       Иностранный язык как  предмет носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в игровую, свойственную ребенку данного возраста, и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру. Другими словами обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры.
 Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Таким образом, игровые технологии обеспечивают коммуникативно-психологическую адаптацию младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения. Развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения, развитие его эмоциональной сферы также происходит в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка. К тому же стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.
      Игра позволяет овладевать всеми речевыми навыками в естественной ситуации – в процессе общения во время игры. Игра вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах.
      Игра способствует интенсивной языковой практике, создает контакт, на основании которого язык усваивается более осмысленно, является диагностическим инструментом для учителя. Эффективность игрового обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
Ребенок способен запомнить языковой материал целыми блоками, как бы «впечатывать»его в память. Но это происходит только в том случае, когда у него имеется соответствующая мотивация и ему очень важно запомнить тот или иной материал. Легче всего это происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно усваивается почти без усилий. Игра создает прекрасные естественные условия для овладения языковым материалом. Она помогает усвоению иностранного языка в любом возрасте, но в младшем школьном возрасте она особенно продуктивна. В этом возрасте игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания.
Языковые игры предназначаются для формирования произносительных, лексических, а также грамматических навыков и для отработки употребления языковых явлений на подготовительном этапе овладения английским языком.
Основной задачей орфографических и лексических игр является формирование у обучающихся произносительных, лексических и грамматических навыков, а также организация интенсивной самостоятельной работы на уроке с целью формирования языковых компетенций и УУД.
Игровые упражнения позволяют организовать целенаправленную речевую практику обучающихся на английском языке, тренировку и ее активизацию в практике монологической и диалогической речи, различных типов взаимодействия партнеров по общению формирования и формулирования многообразных функциональных типов высказываний (описания, сообщения информации, выражения мнения, согласия или несогласия ит.п.)
Игры для работы с алфавитом.
Пять карточек.
Цель: контроль усвоения алфавита.
Ход игры: учитель показывает каждому участнику игры 5 карточек с буквами английского языка. Выигрывает тот, кто правильно и бз пауз назовет все пять букв.
Кто быстрее?
Цель: контроль усвоения алфавита.
Ход игры: обучаемым раздаются по 3-5 карточек с буквами и предлагается внимательно их рассмотреть. Затем учитель называет букву, а те обучающиеся, у которых есть карточка с названной буквой, быстро ее поднимают и показывают остальным. Запоздавший ученик не имеет права поднять карточку.
Первая буква.
Цель: тренировка, ориентированная на усвоение алфавита.
Ход игры:Обучаемые делятся на команды. Учитель по очереди называет по три слова каждой команде. Участники игры должны быстро называть первые буквы этих слов. Выигрывает тот, кто правильно выполнил задание.
На одну букву.
Цель: Формирование навыка подбора лексики по словарному (орфографическому) принципу на основе тренировки памяти и наблюдательности.
Ход игры: Учитель предлагает найти и запомнить все предметы в комнате, названия которых начинаются с буквы…, пока он считает до 30. Выигрывает тот, кто назовет больше слов, начинающихся с предложенной буквы, или тот, кто назовет последнее слово с этой буквы.
Слова с определенной буквой.
Цель: формирование орфографической памяти.
Ход игры: учитель распределяет все буквы алфавита между обучающимися. Затем он предлагает каждому «ударить свою клавишу», то есть назвать свою букву. После того как обучающиеся научатся автоматически реагировать на услышанный звук или написанную букву, им предлагается «напечатать » слова, сначала предъявленные учителем на карточках, а затем произносимыевслух. Побеждает тот, кто сделал меньше ошибок.
Буквы-карточки.
Цель: формирование умения соотносить орфографические знаки с лексическими значениями.
Ход игры:обучающимся даются 3-4 карточки с прописными и строчными буквами.
Вариант1. Учитель показывает картинки и называет изображенные на них предметы на английском языке, а обучающиеся поднимают карточки с первой буквой названного слова. Учитель собирает карточки с правильными ответами. Выигрывает тот, кто раньше останется без карточек.
Можно усложнить игру: учитель показывает картинки молча, а обучающиеся называют их вслух, а затем поднимают нужную карточку с буквой.
Вариант 2. Обучающимся даются 3-4 карточки с картинками, на которых изображены известные предметы. Учитель показывает букву и произносит звук, а обучающиеся должны показать карточки, на которых изображены предметы на английском языке. Итог игры подводится так же, как и в варианте 1.
Вариант 3. Можно показать буквы молча или называть буквы, не показывая их, что усложнит игру. За правильный ответ начисляется очко.Выигрывает тот, кто набрал большее количество очков.
Алфавит-словарь.
Цель: формирование навыка составления слов из букв.
Ход игры: для игры следует подготовит примерно 100 карточек с буквами (например, по 10 с буквами a, e, i;по одной с буквами q, z, x;по 5 с буквами n, tи по 4 карточки с заглавными буквамиA, B, P, K, N, L).
Учитель раздает обучающимся по несколько карточек. Ребенок, у которого есть на карточке заглавная букваА, начинает игру. Он выходит к доске и, держа карточку так, чтобы видели все, называет букву. За ним выходит его сосед по парте с буквой, которая может быть продолжением слова. Если у него нет подходящей буквы, то слово должен продолжить обучающийся, сидящий за следующей партой и т.д.
Тот, кто закончит слово, прочитает его и получает право начать другое слово. Использованные карточки возвращаются учителю. Выигрывает тот, кто принял участие в составлении наибольшего количества слов.
Темп игры должен быть быстрым. Игру можно усложнить, предложив составлять существительные с определениями.
Посредством игры в рамках системно-деятельностного подхода в классе могут быть привнесены разнообразные  формы работы (работа в парах, группах - больших и маленьких и целым классом). Игра помогаетобучающимся освободиться от ошибкобоязни, создаётся благоприятный климат общения, каждый поочерёдно становится центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже, статусе, внимании, уважении.
Игровые технологии обладают огромным потенциалом при обучении младших школьников на уроках английского языка и во внеурочное время и способствуют разностороннему развитию личности, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту.
Список литературы:
1.        Гальскова Н. Д. Теория и практика обучения иностранному языку / Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко. -  Начальная школа: Методич.пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004 – 240 с. – (Методика).
2.        Зарипова Т.А. Картинки, игры, сказки… Особенности преподавания в начальной школе // Английский язык. – 2013, № 5. – с. 8.
3.       Г.А.Китайгородская «Методика интенсивного обучения иностранным языкам». –  М.,1982.-стр.39-41. 4.        Латышева И.Р. Учись, играя. Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе // Английский язык. – 2012, № 8. - с. 5.
5.        Маслыко Е.А., П.К. Бабинская Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е. А. Маслыко: Справоч.  пособие; - Минск: Высшая школа, 2000 – 445 с.
6.        Пучкова Ю. Я. Игры на уроках английского языка: Метод.пособие./Ю. Я. Пучкова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Типография ИПО профсоюзов Профиздат», 2005. – 78, [2] с. – (Школьный урок)
7.       Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка [Текст] / М.Ф. Стронин - М.: Просвещение, 1984 - 370 с.
8.         Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения).